Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

02.10.2012 | Алексей Макаркин

Грузия: голос народа

Прошедшие вчера парламентские выборы стали сильнейшим ударом по позициям Михаила Саакашвили. Победа оппозиции при голосовании по партийным спискам (по ним избирается чуть больше половины - 77 из 150 - депутатов грузинского парламента) свидетельствует о морально-политическом кризисе его режима.

Саакашвили "пережал"

Думается, что одна из основных причин поражения партии Саакашвили заключается в том, что президент и его команда "пережали" - как в ходе избирательной кампании, так и в целом за период почти десятилетнего нахождения у власти. Нередко когда речь шла об успехах грузинских властей в проведении реформ, принимались во внимание свидетельства тех, кто от них выиграл. Но проигравших оказалось также очень много - и власти явно недостаточно интересовались их судьбой.

Например, отчеты об успехах Саакашвили в деле реформирования полиции обычно сводились к рассказу о том, как после тотальной "чистки" грузинские правоохранители стали образцовыми служителями закона. Насчет "образцовости" есть серьезные вопросы - драматические события в Гдланской тюрьме показали теневую сторону грузинских силовых структур. Но можно задуматься о том, куда же делись те полицейские, которые служили в прежнее время. В условиях массовой безработицы им крайне сложно найти новую работу. Можно, конечно, сказать, что так коррупционерам и надо - но нельзя забывать о том, что на зарплату полицейского при Эдуарде Шеварднадзе прокормить семью было невозможно. Если бы тогдашним сотрудникам полиции платили бы такую же зарплату, как нынешним, то вряд ли большинство из них были бы вынуждены брать взятки.

Саакашвили провел "чистку" и гражданской государственной службы, заменив старых чиновников на новых, многие из которых учились за границей. Но большое количество людей оказалось невостребованными - и, соответственно, пополнили собой число недовольных. Меры же по смягчению негативного эффекта принимались явно недостаточные - государство ориентировалось на успешную часть общества, представители которой оказались обильно представлены во властных структурах и руководстве правящей партии. Теперь "неудачники" отомстили новой самоуверенной элите.

И в политической сфере Саакашвили действовал как авторитарный технократ, считающий, что все проблемы можно решить эффективным управлением в сочетании с ограничением деятельности оппозиции, которая "мешается под ногами". Он предпочитал не договариваться со своими оппонентами, а "ломать" их противодействие, используя, в том числе и контроль над силовыми органами.

Уже в ходе избирательной кампании лидеры оппозиционной коалиции "Грузинская мечта" подвергались многомиллионным (в долларах) штрафам по сомнительным основаниям. При этом политическая культура Грузии исторически носит неавторитарный характер, в стране традиционно уважают людей, способных не заставить сделать что-либо, а убедить в своей правоте (вспомним знаменитый грузинский кинематограф). В этих условиях авторитаризм Саакашвили стал вызывать психологическое отторжение не только у проигравших от его реформ, но и у куда более широких слоев населения - от студенческой молодежи до деятелей Церкви. Немаловажно и то, что от президента отвернулась значительная часть интеллигенции, которая исторически пользуется в стране моральным авторитетом.

Ожидания и результаты

Еще более важно то, что многие жители Грузии, ничем лично не обиженные режимом Саакашвили и ранее поддерживавшие президента, сейчас отвернулись от него. Первоначальные действия Саакашвили по наведению порядка в стране им понравились, но в дальнейшем они не видели результатов от его политики для себя лично. Невысокие зарплаты и пенсии большинства грузин никак не могут компенсировать успех активного меньшинства. Да, в Грузии из-за снятия бюрократических преград стало значительно легче получить водительские права, но прежде надо купить машину - а для огромной части населения это несбыточная мечта. Неудивительно, что яркие пиаровские акции власти вызывали у грузин все больше раздражения.

Свою роль сыграли и полностью испорченные отношения с Россией. В Грузии непросто относятся к своему северному соседу - слишком много проблем накопилось за последние десятилетия. Но курс Саакашвили на полный разрыв с Россией многие грузины восприняли весьма негативно - тем более, что в условиях массовой безработицы российский рынок труда был шансом для многих жителей страны хоть как-то обеспечить свои семьи. Да и враждебности к россиянам среди простых людей обычно не наблюдается - показательны аплодисменты столичной публики, адресованные российскому артисту Сергею Безрукову, спародировавшему Саакашвили во время спектакля в Тбилиси.

Кстати, о "факторе Тбилиси" - отметим, что в столице проживает около четверти населения страны. Саакашвили сделал политическую ставку на инвестиции в Батуми, который он решил превратить в "витрину" Грузии (не случайно, что результаты партии Саакашвили в Аджарии выше, чем в среднем по стране). Только что построено новое здание парламента в Кутаиси, которому, таким образом, передается часть столичных функций. А на повестку дня встал еще более амбициозный проект - строительства нового города Лазика на Черноморском побережье страны. В этих условиях жители Тбилиси все чаще стали обращать внимание на то, что в городе не решаются элементарные проблемы коммунального хозяйства - и, разумеется, винить в этом невнимательного к ним президента. Не случайно, что именно Тбилиси стал основным центром влияния "Грузинской мечты" - в нем накануне выборов прошел беспрецедентно массовый митинг оппозиции, на который по доброй воле пришли десятки тысяч людей.

И, наконец, значительную роль в результатах выборов сыграло появление реальной альтернативы Саакашвили - коалиции "Грузинская мечта" во главе с бизнесменом Бидзиной Иванишвили, которая смогла объединить все серьезные оппозиционные силы страны. Иванишвили смог убедить грузинское общество, что, будучи успешным предпринимателем, он сможет улучшить жизнь народа. Таким образом, голосование не носит "чисто" протестного характера. Напомним, что еще два года назад жители "недовольного" Тбилиси массово проголосовали за члена партии Саакашвили на выборах мэра - тогда оппозиции не удалось продемонстрировать убедительную альтернативу правящему режиму.

Кризис Саакашвили

Теперь Саакашвили оказался в труднейшей ситуации. Он всегда очень трудно шел на политические компромиссы, а в последние годы вообще привык обходиться без них, привычно обвиняя оппозицию в подрывной деятельности. Теперь же те люди, которых его правоохранители подвергали преследованиям, показали, что пользуются поддержкой большинства грузинского народа.

Подавить своих оппонентов Саакашвили не может - в этом случае от него отвернутся не только многие оставшиеся сторонники, но и Запад, заинтересованный в том, чтобы ситуация в Грузии развивалась спокойно, в демократических рамках. И если возмутителем спокойствия окажется президент, то на Западе он не получит поддержки - там еще с 2008 года многие политики воспринимают его как слишком авантюристичную фигуру. А мнение Запада для нынешней грузинской оппозиции весьма важно - именно оно сыграло существенную роль в том, что, несмотря на все нарушения в ходе кампании, оппозиция была все же допущена к участию в выборах и получила возможности для конкуренции с "партией власти". Саакашвили постоянно объясняли, что без демократических выборов о "дороге на Запад" невозможно даже и думать.

В следующем году президентские полномочия Саакашвили истекают, причем далеко не факт, что он сможет провести на этот пост своего сторонника (баллотироваться на третий срок он не имеет права). А премьерские перспективы - весьма привлекательные с учетом резкого расширения полномочий главы правительства с 2013 года - практически развеялись с учетом результатов вчерашних выборов.

Впрочем, и герой избирательной кампании - Бидзина Иванишвили - также стоит перед непростыми проблемами. Пока что он даже не гражданин Грузии - гражданства он был лишен, став политическим конкурентом Саакашвили. Поэтому на пути к желаемому премьерству он может столкнуться с техническими сложностями. Но дело далеко не только в этом. Возникает вопрос о дееспособности широкой политической коалиции, которой является "Грузинская мечта". В ее состав входят самые разные политики со своими амбициями - у них хватило рационализма объединиться перед выборами, но парламентская работа требует еще большей ответственности и понимания приоритета общих стратегических задач перед сиюминутными проблемами. А также и о том, смогут ли выполнить оппозиционеры свои многочисленные обещания.

Алексей Макаркин - первый вице-президент Центра политических технологий

Статья опубликована на сайте "Голос России" 2 октября 2012 года

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net