Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.10.2012 | Александр Ивахник
Кому и зачем это нужно?
В начале сентября, при открытии осенней парламентской сессии, спикер Сергей Нарышкин заявил о намерении создать в ближайшее время Совет непарламентских партий при Госдуме. И вот вчера, чтобы обсудить этот вопрос, Нарышкин встретился с представителями 25 из 27 непарламентских партий, зарегистрированных для участия в выборах 14 октября 2012 года. Всего же процедуру регистрации в Минюсте уже прошли 40 партий, а заявки подали еще 204.
Из приглашенных партий на встречу отказались явиться две: РПР-ПАРНАС и Российский общенародный союз Сергея Бабурина. Позиция лидеров главной партии радикальной оппозиции была категорична: во-первых, Госдума нелегитимна, говорить с ее руководством имеет смысл только о перевыборах; во-вторых, механизм Совета непарламентских партий при Нарышкине не может быть эффективным в условиях, когда Госдума проводит курс на сворачивание гражданских свобод. Позиция Бабурина, похоже, больше определялась личными амбициями – как-никак когда-то он был вице-спикером. По его словам, Совет непарламентских партий – это загон, резервация, такой совет никому не нужен. Вот если бы это был совет всех партий – тогда другой вопрос.
Из реально оппозиционных партий на встрече со спикером Госдумы присутствовала лишь «Яблоко» в лице одного из старых лидеров партии Сергея Иваненко. Естественно, почтили вниманием встречу и две другие старые непарламентские партии: «Правое дело» и «Патриоты России». Из прочих узнаваемых политических фигур в Госдуму пришли реализаторы кремлевских политических проектов: лидер реанимированной «Демпартии России» Андрей Богданов, создавший новую партию «Альянс зеленых – Народная партия» Олег Митволь, лидер отколовшейся от эсеров «Российской партии пенсионеров за справедливость» Игорь Зотов, бывший лидер «Наших» Никита Боровиков, возглавивший партию «Умная Россия». Партию Михаила Прохорова «Гражданская платформа» представлял никому не известный молодой юрист Дмитрий Алончиков. В списке партий, участвовавших во встрече, фигурировали и явные спойлеры («Коммунистическая партия социальной справедливости», «Коммунисты России», несколько партий со словом «справедливость» в названии), и вообще никому не ведомые организации.
Сергей Нарышкин выступил с коротким вступительным словом, в котором постарался дать какую-то надежду малым партиям. По его словам, «встреча в таком формате может стать началом серьезного, предметного диалога». Необходимость такого диалога напрямую связана с модернизацией политической системы страны, в том числе с либерализацией партийного законодательства. В условиях быстрого роста числа партий «эффективный межпартийный диалог является одним из ключевых факторов. Сейчас, по сути, может начать формироваться новая политическая культура. Культура широкого диалога и цивилизованной политической борьбы», – заявил Сергей Нарышкин. Впрочем, может быть, на эти возвышенные слова спикера Госдумы навели грустные мысли о том, что сейчас творится в стенах этого учреждения: сведение личных счетов, война компроматов, скоростное принятие сырых ангажированных законопроектов, выдвижение сиюминутных популистских инициатив.
Сергей Нарышкин выразил уверенность, что «Совет непарламентских партий, как площадка, открытая для всех зарегистрированных политических партий, будет очень востребован», поможет новым партиям доводить свои идеи до общества и привлечь своих избирателей. О конкретных формах предстоящей работы совета спикер Госдумы говорил очень мало. Он лишь заметил, что «численность совета будет возрастать, поэтому, возможно, нам предстоит организовать работу по отдельным группам». Одна группа, к примеру, могла бы решать «актуальные вопросы диалога с властью», вторая – вопросы участия в выборах и формирования органов власти, третья – участвовать в законотворчестве «через экспертизу законопроектов и мониторинг правоприменения». После всех этих одухотворяющих вступительных слов Нарышкин в основном слушал и твердо ничего не обещал.
Тон в выступлениях на встрече задавали люди более-менее известные и уже имеющие политический опыт. Большинство выступавших горячо поддержали идею создания Совета непарламентских партий. Серьезные сомнения выразил лишь яблочник Сергей Иваненко, который не видит, как структура сможет «функционировать политически». При этом, по его словам, в качестве экспертной площадки у совещательного органа может быть будущее, но оно зависит в основном от самого спикера Госдумы. «Яблоко» тем не менее готово сотрудничать с советом и будет использовать его в качестве возможности представлять свои законопроекты.
Участники встречи подняли и ряд содержательных вопросов политической реформы. Тот же Иваненко и лидер «Правого дела» Андрей Дунаев призвали внести изменения в законодательство, открывающие возможности формирования избирательных блоков. Сам Сергей Нарышкин на это никак не отреагировал. Однако, по информации «Независимой газеты», в окружении спикера дают понять, что данная проблема в принципе может быть обсуждена, причем такого же подхода придерживаются в администрации президента. Возможно, это связано с перспективной проработкой идеи участия в выборах Общероссийского народного фронта. В выступлениях Олега Митволя и Сергея Иваненко громко прозвучали жалобы на дискриминацию в отношении участия представителей непарламентских партий в избиркомах в ходе идущей избирательной кампании в регионах. В связи с этим предлагалось внести изменение в закон о выборах, чтобы членами комиссий становились представители всех партий, участвующих в выборах.
Обсуждались и форматы работы будущего Совета непарламентских партий. В связи с тем, что в скором времени число партий может перевалить за сотню, Олег Митволь предложил наделять правом доступа к совету лишь активные организации, которые успешно показали себя на выборах разного уровня. Похожую идею выдвинул Андрей Дунаев. Наконец, был поднят вопрос о форме реализации в условиях безбрежной многопартийности нововведения президента Медведева о предоставлении возможности непарламентским партиям раз в год выступать на заседании Госдумы. Внятных ответов не прозвучало. Тем не менее, закрывая встречу, Сергей Нарышкин объявил, что по ее результатам готов подписать распоряжение о создании Совета непарламентских партий.
Естественно, напрашивается вопрос: в чем смысл вчерашнего мероприятия и работы будущего совета? Ведь политическая реформа, начавшаяся как ответ на подъем массовых протестных акций, сейчас практически свернута. Вместо того, чтобы предпринять целенаправленные усилия по стимулированию политической конкуренции и обновлению системы, власть сделала всё возможное, чтобы выхолостить наиболее радикальные элементы реформы и ограничить конкуренцию. Показательно, что в предстоящих 14 октября губернаторских выборах в пяти регионах участвуют кандидаты лишь 9 партий (из них – только двух новых, да и то в роли спарринг-партнеров действующих губернаторов).
Тем не менее, формально политическая реформа не отменена, число никого не представляющих партий действительно увеличивается, как и было задумано. Значит, нужно поддерживать хотя бы внешнюю атрибутику потерявшего содержание процесса. Таким образом, состоявшуюся встречу стоит рассматривать как обычное PR-мероприятие по демонстрации того, что политическая реформа в стране идет.
Характерно, что параллельно сейчас начался процесс выборов в координационный совет оппозиции. Но на встрече со спикером Госдумы не были представлены не только непартийные гражданские активисты, но и члены несистемных партий, из которых пока зарегистрирована лишь либеральная РПР-ПАРНАС, в процессе регистрации находится Национально-демократическая партия, а левые организации, в частности, Левый фронт, вообще пока не собираются регистрироваться.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.