Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.10.2012 | Михаил Агаджанян
Центральная Азия: свобода внешнеполитического выбора
Через месяц после визита Владимира Путина в Узбекистан (4 июня с.г.) появились сообщения о полученном главой России приглашении туркменской стороны посетить с визитом Ашхабад в любое удобное для него время. Последовавший график зарубежных визитов российского президента в Центральную Азию был выдержан в традиционных тонах приоритетного внимания республикам-участницам ОДКБ и ЕврАзЭС. Глава России посетил сначала Казахстан, а затем Кыргызстан и Таджикистан. В завершении приоритетной повестки встреч с центральноазиатскими лидерами Путин принял в Москве президента Казахстана. Между тем, сроки визита Владимира Путина в туркменскую столицу пока не обнародованы, что можно связывать с содержательной неопределённостью повестки встречи на высшем уровне…
Но предыдущий опыт встреч лидеров государств на пространстве СНГ свидетельствует в пользу стыковки сроков визита президента России в Туркменистан с его участием в работе предстоящего заседания Совета глав государств-участников СНГ, которое запланировано на 2 ноября текущего года в Ашхабаде в рамках председательствования республики в Содружестве в 2012 году.
У России в Туркменистане нет военных баз, крупных экономических проектов дву- или многосторонней реализации, туркменские граждане предпочитают осваивать не российский, а, например, турецкий рынок труда. Газовая составляющая сотрудничества всегда была приоритетной для двух прикаспийских государств, но и в данной сфере в последнее время ощутим дефицит прорывных решений.
После прихода к власти в Туркменистане Гурбангулы Бердымухамедова определённый региональный тупик республики был преодолён, и у туркмен появились новые стимулы для выстраивания партнёрских связей со старыми соседями.
Так, по итогам визита президента Узбекистана в Ашхабад 1-2 октября с.г. комментаторы сошлись во мнении о переживаемом двумя республиками подъёме в их отношениях. Прозвучали оценки, что ныне среди центральноазиатских республик именно у Туркменистана сложились самые близкие отношения с Узбекистаном. Две центральноазиатские столицы, как, по сути, и все остальные их «собратья» в регионе, выстраивают прагматичные внешнеполитические курсы на комплементарной основе развития связей со всеми внешними силами. Но многое из того, что в последнее время было замечено в действиях и заявлениях узбекского и туркменского руководств, к каким проектам были привлечены или планируются к привлечению Ташкент и Ашхабад, озадачивает Москву.
Россию не может не волновать тенденция «обходной стратегии» Узбекистана и Туркменистана, их внешнеполитические интересы и евразийские планы.
Главы Узбекистана и Туркменистана сошлись в Ашхабаде на том, что реализация крупных гидропроектов в Таджикистане и Кыргызстане с участием российского капитала их не устраивает. Президент Узбекистана подверг резкой критике стремление Таджикистана построить Рогунскую ГЭС в районе сейсмичностью 9-10 баллов.
Кстати, через несколько дней после этих заявлений из Ашхабада стало известно, что Россия и Таджикистан не достигли прогресса в вопросе российских инвестиций в достройку Рогунской ГЭС на реке Вахш.
Узбеки и туркмены солидарны в критическом отношении к появлению на трансграничных реках Центральной Азии новых ГЭС, которые, по их аргументации, могут привести к снижению водоснабжения государств, находящихся в низовьях рек.
Каримов и Бердымухамедов привествовали реализацию железнодорожного проекта Турции, Грузии и Азербайджана, который свяжет восточные турецкие провинции с азербайджанским побережьем Каспийского моря. Более того, президенты двух центральноазиатских республик выразили намерение удлинить маршрут железной дороги «Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку» далее в их регион с включением в магистраль узбекского Навои и туркменского Туркменбаши.
Транспортный проект южного направления с участием Узбекистана и Туркменистана, соглашение по которому было подписано 25 апреля 2011 года в Ашхабаде (транспортно-транзитный коридор между Центральной Азией и Персидским заливом «Узбекистан - Туркмения - Иран - Оман - Катар»), также выстраивает линию предпочтений двух республик «в сторону» от России.
Узбекистан и Туркменистан также вовлечены в совместный с Казахстаном и Китаем проект поставки туркменского газа на китайский рынок. Казалось бы, поставки туркменского газа на внешние рынки могли бы создать прочную основу для тесного сотрудничества между Москвой и Ашхабадом. Но и здесь что-то не заладилось в последнее время. Туркмены стали всё больше говорить об альтернативных российским маршрутах поставок «голубого топлива», необходимости выработки «понятных» правил транспортировки газа, причём делать это на важных межгосударственных форумах постсоветского пространства.
Как бы там ни было, на сегодняшний день очевидно, что гипотетический альянс Узбекистана и Туркменистана на некой антироссийской основе в конечном итоге политически бесперспективен и экономически несостоятелен. Вместе с тем, новый формат отношений Ташкента и Ашхабада могут включать альтернативный курсу России на евразийскую интеграцию компонент, что в целом уже способствует формированию в регионе свободы нешнеполитического выбора…
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.