Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

15.10.2012 | Марина Войтенко

Время отрезвляющих прогнозов

Среди множества факторов, влияющих на состояние конъюнктуры товарных и финансовых рынков и динамику глобальной экономики, один занимает особое место, поскольку нередко оказывается непосредственно основанием принятия инвестиционных и прочих бизнес-решений. Речь идет об ожиданиях будущего, уверенности/неуверенности в нем, что в существенной степени формируется прогнозными оценками. Один из главных ньюсмейкеров и законодателей мод в мировом прогнозном многоголосии – Международный валютный фонд с его выходящим дважды в год World Economic Outlook (докладом о перспективах развития мировой экономики).

9 октября в преддверии Ежегодных совещаний МВФ и Всемирного банка (начались 12 октября в Токио) опубликован очередной его выпуск1 , в котором, по традиции, помимо довольно реалистичных предположений, содержится немало «рекомендательного материала» к необходимым корректировкам в экономической политике национальных правительств и регулятивных практик центральных банков.

На сей раз МВФ представил более мрачную картину глобальной экономики, чем несколько месяцев тому назад, обозначив, что перспективы еще более ухудшились, а риски усилились. В целом, прогноз МВФ в отношении глобального экономического роста на текущий год понижен до 3,3% с 3,5% и до 3,6% с 3,9% на 2013 год. При этом экономический рост в странах с развитой экономикой в текущем году прогнозируется на уровне 1,3% против 1,6% в прошлом году и 3,0% в 2010 году. В докладе МВФ отмечается, что на перспективах отрицательно сказываются сокращение государственных расходов и по-прежнему слабая финансовая система.

Прогноз роста в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах был понижен относительно прогнозов в июле и апреле до 5,3% против 6,2% в прошлом году. Ведущие страны с формирующимся рынком, такие как Бразилия, Индия, Китай и Россия, будут иметь более низкие темпы экономического роста2 . Темпы роста объемов мировой торговли, согласно прогнозу, резко понизятся, составив 3,2% в текущем году против 5,8% в прошлом году и 12,6% в 2010 году.

Аналитики Фонда полагают, что рост мировой экономики с вероятностью в 17% в 2013 году может оказаться ниже 2%. Это означало бы рецессию в развитых странах в целом. Еще в апреле 2012 года такая вероятность была всего лишь 4%. Сейчас вероятность рецессии в США составляет 15%, а в Европе – более 80%.

Важно иметь в виду предупреждение МВФ о том, что его прогноз основывается на двух главных предпосылках: европейские политики смогут по меньшей мере не усугубить кризис в зоне евро, и директивные органы в США примут меры, чтобы предотвратить «фискальный обрыв» и не допустить автоматического повышения налогов и сокращения расходов. Неспособность решить любую из этих проблем значительно ухудшит перспективы экономического роста. Пока же (с учетом предпосылок) темпы роста в США ожидаются в 2,2% в 2012 году и 2,7% в 2013-ом. Еврозона в текущем году окажется в мягкой рецессии – «-0,4%». В следующем году ее рост будет практически нулевым – около 0,2%. В самых крупных экономиках – Германии и Франции – рецессии не будет. Чего нельзя сказать о большинстве периферийных стран зоны евро – в 2012 году их ждет резкий спад, восстановление начнется только в 2013-ом.

Сбываемость прогнозных ожиданий самым непосредственным образом зависит от содержания экономической политики главных участников pax economica. Наблюдатели, как правило, указывают на то, что глобальной экономикой управляют две разнонаправленные тенденции: вынужденное снижение госрасходов сокращает рост, супермягкая монетарная политика ФРС, ЕЦБ, Банка Англии и Банка Японии3 его поддерживает. Отчасти это действительно так, если рассматривать результативность регулятивных мер на короткой дистанции. Если же брать в расчет комбинацию кратко- и среднесрочных эффектов, то «картина» заметно усложняется.По мнению главы МВФ Кристин Лагард, в пакет мер политики, которая может решить задачу окончательного преодоления кризиса и восстановления роста, входят: адаптивная (то есть, стимулирующая) денежно-кредитная политика; надлежащие темпы бюджетной консолидации, которая избегает ущерба для роста, но предусматривает обоснованные и реалистичные планы снижения уровней долга в среднесрочной перспективе; завершение «расчистки» балансов банковского сектора; проведение структурных реформ, направленных на повышение производительности и роста. Все эти меры должны дополняться изменением структуры глобального спроса в пользу динамично растущих стран с формирующимся рынком.

Естественно, удельные веса отдельных мер в этом «паззле» поддержки общемирового роста у каждого участника «игры» различны. Так, для Еврозоны – это рекомендуемый Фондом «сценарий полного набора мер политики», в котором помимо налогово-бюджетной консолидации и монетарного смягчения особый упор делается на структурные реформы и рекапитализацию и реструктуризацию кредитных учреждений в рамках последовательного продвижения к банковскому союзу. Евробанки в настоящее время едва ли не самая «горячая точка» – если немедленно не принять дополнительных мер, то к концу 2013 года в ЕС-17 банковские активы могут сократиться на $2,8-4,5 трлн. «Кредитное сжатие» наиболее сильно ударит по периферии зоны евро.

Приоритеты США и Японии – прежде всего, в бюджетной сфере. Обеим странам необходимы убедительные среднесрочные планы финансовых консолидаций (снижения дефицитов бюджетов и уровней госдолга). Причем от США ждут конкретного маршрута – как отойти от «фискального обрыва», угрожающего срывом в повторную глобальную рецессию.

Аналитики Фонда отмечают, что, несмотря на значительный прогресс в восстановлении устойчивости госфинансов4 , уровень уязвимости бюджетов остается повышенным. При этом финансовым властям большинства стран придется приложить немало усилий, чтобы не сойти с «узкой тропы», то есть. продолжить укрепление госфинансов, избегая в то же время чрезмерного свертывания бюджетной поддержки все еще неокрепшего роста. Темпы корректировок и консолидаций должны соответствовать состоянию экономики5 . Многие страны с формирующимися рынками и низкими доходами могут взять паузу в ожидании более благоприятных перспектив экономического роста. Большинство же развитых стран вынуждены отказываться от такой роскоши.

Вместе с тем, рекомендации Фонда достаточно гибкие. Если рост в странах не оправдывает ожиданий, то надо «включать» стимулирующую денежно-кредитную политику и предоставлять полную свободу действий автоматическим бюджетным стабилизаторам. Но если темпы оказываются заметно ниже прогнозов Фонда, то скорость бюджетной корректировки целесообразно сбросить. Впрочем, подчеркивается в «Бюджетном вестнике» МВФ, осторожность в краткосрочной перспективе не должна служить отговоркой для откладывания и задержки мер по созданию более прочной основы госфинансов на среднесрочной дистанции, поскольку речь идет о важнейшей предпосылке роста. «И даже странам с относительно устойчивым состоянием государственных финансов следует сохранять соответствующие буферные резервы, чтобы противостоять будущим шокам». Эта рекомендация, заметим, напрямую касается и России.

На день раньше (8 октября) презентации прогнозов МВФ Всемирный банк представил очередной, уже 28-й по счету, доклад об экономике РФ. В нем констатируется: в тот момент, когда объем ВВП превысил докризисный максимум, российская экономика вышла на траекторию замедленного роста, несмотря на остающиеся высокими цены на нефть. Темпы ВВП в первом полугодии (4,5%), по-видимому, превысили потенциально возможные. Локомотивами были внутреннее потребление и дорогая нефть. При этом финансовый сектор рос темпами втрое выше прочей экономики (6,6% и 2,4%), динамика же обрабатывающих и добывающих отраслей снижалась по сравнению с 2011 годом.

При этом зарплаты, по расчетам Всемирного банка, растут с опережением производительности труда и реальных располагаемых доходов (разрыв соответственно в 7,4 и 8,5 п.п.). Это признак перегрева рынка труда. Если же к этому добавить ускорение роста цен (в октябре их недельный шаг в 0,2% уже вдвое превысил сентябрьский показатель – примечание автора) и кредитный бум, то речь, по мнению аналитиков ВБ, должна идти уже о перегреве экономики в целом. «При всех достижениях российской экономики, функционирующей в условиях двойного профицита6 , последние тенденции носят настораживающий характер», - отмечается в докладе. «В 2012 году темпы роста российской экономики, скорее всего, будут самыми низкими за последние 15 лет – за исключением кризисных 1998 и 2009 годов. Маловероятно, что ситуация значительно улучшится в 2013 году», - считают во Всемирном банке. Отсюда и пересмотр прогнозов в сторону снижения: рост-2012 – 3,5%, в 2013 году – 3,6%.

В самом докладе, имеющем, кстати, название «Необходимость оздоровления экономики», эти оценки определены как «отрезвляющий прогноз». Однако существует риск, что и он может не осуществиться, если не произойдет стабилизации в Еврозоне и в глобальном хозяйстве, а цены на нефть резко снизятся. Во Всемирном банке уверены: в условиях, когда предприятия сталкиваются с большими трудностями при заполнении вакансий, уровень использования производственных мощностей приближается к докризисному максимуму, а цены на нефть, как прогнозируется, останутся практически неизменными, экономике будет трудно получить дополнительный импульс для роста. Кроме того, в последующие десятилетия негативное влияние на развитие экономики могут оказать такие факторы, как старение населения и сокращение трудовых ресурсов, а также снижение объемов добычи нефти.

Для того, чтобы создать новые импульсы роста требуются активные меры экономической политики. Во-первых, макроэкономическая политика должна быть направлена на поддержание устойчивости экономического роста. Недавнее ужесточение денежно-кредитной политики (повышение ставки рефинансирования) является важным шагом в этом направлении. Во-вторых, Россия должна восстановить «подушки безопасности» на случай внешних шоков. Это предполагает пополнение бюджетных резервов, переход к инфляционному таргетированию и укрепление банковского надзора. И, наконец, российскому правительству необходимо наращивать потенциал экономического роста. Это означает осуществление экономической политики, направленной на рост производительности труда, диверсификацию экономики и улучшение транспортного сообщения в стране. Прогресс в достижении данных целей, считают во Всемирном банке, позволит России достичь темпов роста экономики существенно выше 4 процентов.

Эти выводы вполне корреспондируют с ощущениями российских экономистов. Напомним лишь некоторые «реперные точки» консенсуса по поводу текущего состояния, которые наиболее часто упоминались на минувшей неделе:

 Россия достигла уровня «потенциального ВВП», перепрыгнуть который можно только при проведении масштабной модернизации;

 наблюдаемый отток капитала (по оценкам, $65-70 млрд. в 2012 году) на деле защищает экономику от перегрева. При наличном инвестклимате – это «лишние» деньги, которые экономический организм не в силах переварить;

 в сентябре 2012 года Сводный опережающий индекс (СОИ – рассчитывается Центром развития НИУ ВШЭ) несколько вырос, но остался отрицательным – «-0,7%» год к году. Динамика СОИ в последние месяцы не дает оснований говорить, что ситуация будет все сильнее ухудшаться. Но и признаков улучшения тоже нет. Ситуация равновероятно может развернуться в обе стороны. Все будет зависеть от происходящего в мировой экономике и содержания экономической политики в РФ;

 ускорение роста, которое ожидает Минэкономразвития – в 2012 году 3,5% ВВП, в 2013-ом – 3,7%, в 2014-ом – 4,3% – маловероятно, так как драйвер, способный привести в движение всю экономику, в настоящее время отсутствует.

Состояние экономики отражается на динамике настроений потребителей и бизнеса. Рассчитываемый Росстатом индекс потребительской уверенности в третьем квартале снизился на 2% (до «-6%») по сравнению со вторым кварталом (впервые с первого квартала 2011 года). Индекс ожидаемых изменений в экономической динамике ушел в отрицательную область (-2% по сравнению с 4% во втором квартале). Доля оптимистов среди респондентов (то есть, уверенных в улучшении экономического положения в течение ближайших 12 месяцев) сократилась с 25% до 20%, пессимистов, напротив, увеличилась с 17% до 22%.

В свою очередь опрос, проведенный Росгосстрахом, показал, что с тревогой смотрят в будущее в сентябре уже 69% россиян (против 58% в августе). О торможении экономики свидетельствует и рост неуверенности руководителей предприятий и организаций в их будущем. В августе неуверенных было 25%, в сентябре – 36%.

Вывод из всех этих оценок понятен и, по большому счету, давно сделан: экономическая модель в РФ себя исчерпала, путь же к ее перезагрузке лежит через улучшение инвестклимата и работы рыночных и государственных институтов. Если это будет происходить на деле, а нефтяные цены не опустятся ниже $100 за баррель, то темпы российского роста могут оказаться выше среднемировых (согласно прогнозам ОЭСР, глобальная экономика в 2012-2017 годах будет расти в среднем на 3,4% в год, в 2018-2030 годах – на 3,3%).

При отсутствии институциональных и структурных перемен, уверен руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, вместо 3,8% экономика РФ до 2030 года будет набирать ежегодно около 2%.

В заключение напомним, что негативные ожидания отрезвляющих прогнозов, по общемировому опыту, обычно преобразуются в «дорожные карты» необходимых структурных реформ. Признаков готовности к этому в РФ пока немного. Тем не менее, российское время таких реформ уже пошло.



1. Одновременно выпущены и два других важных документа (публикуются также дважды в год): «Доклад по вопросам глобальной финансовой стабильности» и «Бюджетный вестник», в котором рассматривается состояние государственных финансов.
2. МВФ прогнозирует рост ВВП в Китае на 7,8% в текущем году (оценка понижена против 8,0% в июле), на 8,2% в 2013 году, но при условии, что экономика получит дополнительный стимул от ускоренной реализации крупных государственных инфраструктурных проектов. Наиболее сильно сокращен прогноз по Индии – рост-2012 составит 4,9% (против 6,2% по июльской оценке). Исполнение прогноза-2013 в 6% роста ВВП будет зависеть от прекращения замедления инвестиций и доверия к реформам, недавно объявленным правительством страны.В Бразилии, напротив, ожидается ускорение роста и по итогам 2012 года (до 3,2%), и в 2013 году (до 4,8%). Основание к тому – адресные налогово-бюджетные меры для поддержки спроса и ослабление денежно-кредитной политики (с августа 2012 года базовая ставка Центробанка уменьшена на 5 п.п.).Прогноз по России в МВФ снизили с 4% до 3,7% на этот год и с 3,9% до 3,8% на следующий, традиционно обратив внимание на необходимость снижения бюджетного дефицита без учета нефти и газа.
3. В Японии рост в 2012 году прогнозируется на уровне 2,2%. Темпы роста заметно ослабнут по мере сокращения деятельности, связанной с восстановительными работами после землетрясения. Согласно прогнозу МВФ, реальный ВВП будет оставаться неизменным во второй половине 2012 года и вырастет приблизительно на 1% в первой половине 2013-го. Впоследствии ожидается дальнейшее ускорение роста.
4. Примерно в половине стран-членов МВФ ожидается, что в 2013 году бюджетные дефициты будут на докризисном уровне или ниже.
5. Подобный подход лег в основу недавних предложений Фонда о предоставлении Греции двухлетней отсрочки в достижении 3%-ого дефицита госбюджета, а также обсуждении возможности нового списания кредиторами части греческого долга. Фундаментальная причина в том, что в последние годы значение фискального мультипликатора (то есть, степени влияния сжатия госрасходов на сокращение объема выпуска) возросло с 0,5 до 0,9-1,7. Иначе говоря, неумеренная бюджетная экономия – прямой путь к еще большему дефициту.
6. Имеется в виду положительное сальдо торгового баланса + бюджетный профицит (по итогам января-сентября текущего года – 1,4% ВВП [636 млрд. рублей], год назад за этот же период – 2,8% ВВП).

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net