Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.10.2012 | Марина Войтенко
Бюджет и развитие
19 октября Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Замечания депутатов были включены в соответствующее постановление, предусматривающее доработку документа ко второму чтению. Процедура, в общем-то, стандартная. Но, пожалуй, в последние десять лет не было столь резких и диаметрально противоположных оценок этого главного финансового плана страны, хотя реперные точки дискуссии остаются все те же – рост расходов на социальную сферу и оборону, резервный фонд (теперь уже вкупе с бюджетным правилом), развитие инфраструктуры и недофинансирование региональных и местных бюджетов.
В связи с необходимостью повышать зарплаты бюджетникам в сфере образования нагрузка на региональную казну возрастет, по оценкам Центра развития НИУ ВШЭ, на 0,3-0,4% ВВП, здравоохранения – на 0,2% ВВП. Согласно расчетам Минфина, на выполнение указов президента страны от 7 мая с.г. субъекты РФ дополнительно потратят 228 млрд. рублей в 2013 году, 479 млрд. рублей в 2014-ом и 673 млрд. рублей в 2015-ом. Между тем, обслуживать уже свершившиеся заимствования из федеральной казны регионам становится все труднее1 . При этом большинство из них все еще полностью зависит от финансовой помощи из центра.
Доля федерального центра в общем объеме всех доходов составит 51,3% в 2013 году, 50,7% в 2014 и 50,3% в 2015, на консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета) будет приходиться около трети – 31,0%, 31,5% и 31,5% соответственно. То есть, в 2013-2015 годах их доходная база по-прежнему будет формироваться за счёт значительных трансфертов из федерального бюджета – в 2013 году – 1296,9 млрд. рублей, в 2014-ом – 1184,7 млрд. рублей, в 2015-ом – 1168,7 млрд. рублей.
Еще хуже ситуация с муниципальными бюджетами. Согласно расчетам рейтингового агентства Standard & Poors, в структуре их доходов доля местных налогов лишь 5%, неналоговых доходов – 19%, отчислений от федеральных и региональных налогов – 28%, основное же финансирование (57%) приходится на субсидии (18%), субвенции (25%) и дотации (14%). Понятно, что превалирование последних над собственными доходами и на региональном, и на муниципальном уровне не добавляет стимулов к повышению эффективности бюджетных расходов. Тем более что горизонт планирования для субфедеральных уровней бюджетной системы составляет один год.
Начавшуюся в 2003 году реформу самоуправления, включая межбюджетные отношения, в результате которой должна была появиться понятная и прозрачная система разграничения налоговых полномочий, предполагали завершить к 2008 году. Глобальный экономический кризис, естественно, внес свои коррективы. Но даже на этапе восстановительного роста продвижения реформы не случилось. В настоящее время уже понятно, что она требует существенной корректировки, которая будет предусматривать стимулирование регионов к экономическому развитию и повышению эффективности управления.
Судя по всему, в правительстве есть понимание срочности продвижения в этом направлении. В предложениях МЭР о целевом выделении из федерального бюджета средств на госпрограмму «Экономическое развитие и инновационная экономика2 » совершенствование государственного и муниципального управления значится как самостоятельный «пункт» 3 .
В рамках госпрограммы выделены еще восемь подпрограмм: «Формирование благоприятной инвестиционной среды», «Развитие малого и среднего предпринимательства», «Создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости», «Совершенствование государственного и муниципального управления», «Стимулирование инноваций», «Повышение эффективности функционирования естественных монополий и совершенствование системы государственного регулирования тарифов», «Кадры для инновационной экономики», »Совершенствование системы государственного стратегического управления», «Формирование официальной статистической информации».
Предполагается, что реализация госпрограммы позволит к 2015 году повысить темпы роста капитальных вложений до уровня свыше 6,4% ежегодно; увеличить долю инвестиций в ВВП до 25%; а произведенную субъектами малого и среднего предпринимательства долю добавленной стоимости в общем объеме ВВП с 21,2% в 2011 году до 22,4% в 2015 году.
Озабоченность перспективами развития становится особенно понятной в свете текущей динамики инвестиций. 17 октября Росстат сообщил, что в сентябре вложения в основной капитал снизились на 1,3% к аналогичному периоду прошлого года. В августе наблюдался рост показателя – на 2,3%, в июле – на 3,8%. Результаты разочаровали и экспертов (согласно консенсус-прогнозу «Интерфакса», в сентябре ожидалось увеличение инвестиций на 1,9%), и представителей правительства.
Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач не исключил возможности того, что ситуация с капиталовложениями может оказаться хуже прогноза, назвав сентябрьский спад вызывающим серьезные опасения. Напомним, что в августе министерство понизило прогноз по росту инвестиций в 2012 году до 5,5%. Это уже вторая корректировка за год – в апреле оценка была уменьшена с 7,8% до 6,6%4 .
Сколь долго с учетом такой перспективы продержится относительно неплохая сентябрьская статистика промпроизводства (по версии ЦМАКП, рост со снятой сезонностью на 0,7% месяц к месяцу) – большой вопрос. Тем более что предложение инвестиционных товаров в третьем квартале в среднем за месяц сокращалось (согласно расчетам того же ЦМАКП) на 1,3%, а их импорт начал резко падать. Российские компании испытывают недостаток свободных средств (за январь-июль доналоговая прибыль снизилась на 3%), при этом динамика их цен отстает от темпов повышения стоимости нефти и тарифов монополий.
Эксперты констатируют: снижение инвестиций и потребления домохозяйств может привести к замедлению темпов роста ВВП (даже ниже прогнозных) и продолжению тренда в относительно слабой динамике-20135 .
И здесь вопросов собственно к бюджету, все-таки гарантирующему исполнение социальных обязательств и обеспечение базовых макроэкономических условий роста (когда хуже не будет), много меньше, чем к деятельности правительства по улучшению инвестиционного климата.
Повод к тому хотя бы тот же отток капитала. Официальный прогноз: в текущем году он составит до $65 млрд. По оценкам экспертов, – $70-80 млрд., то есть, практически стопроцентное повторение прошлогоднего результата. Одна из причин понятна – надо отдавать взятые ранее корпоративные долги. Если не будут проведены необходимые пролонгации и реструктуризации, то «цена вопроса» в этом слагаемом оттока, по версии ЦБ РФ, в текущем квартале составит $41 млрд. Чтобы уложиться в чистый годовой отток даже в $80 млрд., необходимо до конца года привлечь $12-15 млрд., что сильно маловероятно.
Впрочем, какие-то деньги, естественно, придут и под открытые для иностранных инвесторов с 2013 года рынка ОФЗ, и под программу приватизации, уточнения которой намечены к обсуждению на ближайшем заседании правительства (продажа 7,6% акций Сбербанка, действительно добавила аппетита у игроков мировых финансовых рынков к рискам российских активов). Для перелома ситуации этих факторов, однако, недостаточно. Много важнее долговых платежей6 такой фактор оттока капитала, как неспособность экономики «переварить» эти средства. При нынешнем температурном режиме инвестклимата (что выражается в ослаблении мотиваций к вложениям капитала) эти деньги оказываются просто напросто «лишними».
Казалось бы, улучшение условий инвестиционной деятельности – безусловный приоритет правительства. Но даже реализация отменно распиаренных и уже утвержденных «дорожных карт» по сокращению административных барьеров в строительстве, упрощению таможенных процедур, стимулированию экспорта, облегчению доступа к энергетической инфраструктуре идет с немалым скрипом. Свидетельство тому – состоявшаяся 15 октября встреча премьера Дмитрия Медведева с Консультативным советом по иностранным инвестициям. Премьер сдержанно порадовался: согласно опросам, в 2007 году лишь 8% зарубежных компаний, работающих в России, отмечали успехи кабинета министров в привлечении прямых инвестиций; в 2012-ом – уже треть. В то же время, ряд российских участников заседания, пожелавших остаться анонимными, назвали его диалогом «глухого со слепым» - инвесторы по-прежнему выносят на премьерский уровень корпоративные заботы, вполне уместные для межведомственных согласований (например, техрегулирование в сфере упаковочных материалов и т.п.).
И это – чистая правда, равно как и то, что в рамках существующих процедур согласований даже рутинные вопросы ведения бизнеса не решаются многие месяцы, а порой и годы. В итоге приливы и отливы активности в «работе над климатом» становятся, увы, столь же обыденным явлением, как и постоянство смены фаз Луны. Впрочем, на минувшей неделе приливы тоже были – стало, например, известно, что правительство намерено начать реформу надзора за промышленной безопасностью, что, по некоторым оценкам, может сэкономить до 30% стоимости инвестпроектов7 .
Спору нет, потенциал для климатического потепления накапливается. Очень многое в его реальном задействовании зависит от бюджета, его общей конструкции, структуры расходов и их эффективности. Например, имеющиеся проблемы с наполнением казны у регионов и муниципалитетов (по оценкам S&P, доходная база последних в среднем лишь на 10% обеспечивается собственными источниками) – весьма жесткие ограничения для инвестиционной деятельности. Но «бюджетная вертикаль» определяет в этой чувствительной сфере далеко не все. Крайне важна и нацеленность власти на исправление плохих институтов и регулятивных практик, то есть на реформирование самой себя.
С готовностью к этому, понятно, проблем заметно больше, чем собственно с бюджетом, что и проявляется в неуклонно-постоянной тяге к его правке якобы по «жизненным показателям». Между тем, развитие на деле начинается там, где полные права получает бюджетная дисциплина (в том числе и в отношении проектных параметров), и на место раздаточной щедрости приходят структурные реформы, меняющие сами принципы функционирования наиболее расходоемких секторов.
Впрочем, довольно уверенно чувствует себя и другое направление российской мысли – тратить надо сейчас и немедленно, в том числе распечатывая «кладовые» суверенных фондов и т.п. Доля истины, правда, круто замешанная на мифах об изобилии проектов, есть и в этом подходе. Острая инвестиционная недостаточность, действительно, преодолевается лишь с помощью мощного проектного предложения. Беда в том, что на деле оно очень далеко от сказаний о «золотых россыпях». И дефицит эффективных инвестпроектов, увы, такая же реальность, как и общее отставание государства в инвестиционной культуре. Пример тому – отсутствие до сих пор даже рамочного федерального закона о государственно-частном партнерстве на фоне бесконечных и многолетних разговоров о том, как бы было хорошо применить в РФ эту общемировую практику. Она, конечно. используется, но в основном по «региональным понятиям», а они везде разные.
Объективные условия роста экономики становятся все жестче, и повторить «нулевые» годы уже невозможно. Чтобы уверенно развиваться в этих обстоятельствах, государственному управлению необходима «инвестиционно-культурная революция» как логическое продолжение взвешенного планирования расходов, основанного на «бюджетном правиле».
1. О серьезности положения свидетельствует и обращение на минувшей неделе членов Совета Федерации е Минфину с просьбой о списании части ранее возникшей задолженности регионов по бюджетным кредитам. Речь идет, например, о кредитах, выданных на ликвидацию последствий стихийных бедствий. В то же время, комитет Госдумы по земельным отношениям и строительству предлагает предусмотреть в бюджете на ближайшую трехлетку реструктуризацию всех выданных в 2009-2011 годах «дорожных» бюджетных кредитов сроком на 5 лет, начиная с 2013 года, не взимая при этом штрафы и пени с предоставлением возможности списания остатка задолженности по кредитам при погашении половины суммы. По мнению сенаторов и депутатов, бюджетные кредиты по большей части являлись скрытыми субсидиями.
2. В проекте программы в 2013 году предлагается выделить 124,1 млрд. рублей, в 2014-2015 годах – 126,1 млрд. и 106,5 млрд. рублей соответственно.
3. Ожидается, что госпрограмма также позволит создать эффективную нормативно-правовую базу в сфере земельных отношений, кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что будет способствовать скорейшему введению налога на недвижимость, который должен существенно укрепить доходы региональных и муниципальных бюджетов.Кроме того, госпрограмма направлена на решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными управленческими кадрами, на повышение гарантии защиты прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля.
4. В 2013 году, по скорректированному прогнозу МЭР, рост инвестиций ожидается на уровне 7,2%, в 2014-ом – 7,2%. В 2015 году министерство предполагает рост на 7,9%.
5. По оценке ЦМАКП, динамика основных макроэкономических индикаторов в сентябре (сезонность и календарный фактор устранены) выглядят следующим образом: промпроизводство – 100,7%; инвестиции в основной капитал – 99,4%, строительство – 97,6%, реальные располагаемые доходы населения – 99,8%, реальная начисленная заработная плата – 100,8%, оборот розничной торговли – 100,5%.
6. Налицо парадокс: объем принятых перед нерезидентами долговых обязательств в 2011-2012 годах сократился почти втрое против докризисного уровня (с $200 млрд. до с $70 млрд.), при этом приток капитала в 2005-2008 годах сменился его оттоком, а усредненные квартальные показатели его в 2011-2012 годах ($20 млрд.) более чем впятеро выше средней нормы 1994-2004 годов ($3,7 млрд.).
7. Напомним, что в РФ как «особо опасные» значатся 288 598 разного рода объектов. Это почти в 30 раз больше, чем во всех 27 странах Евросоюза.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.