Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.11.2012 | Марина Войтенко
Виражи банковского кредитования
К концу октября – началу ноября с.г. стало окончательно ясно – динамика объемов корпоративных и розничных кредитов вступила на полосу торможения. Корпоративный кредитный портфель еще по итогам сентября потерял 4 п.п. прироста в годовом выражении (то есть, с сентября-2011) – с 22,8% до 18,6%. В целом же за девять месяцев 2012 года он вырос всего на 10%, темпы против прежних сократились почти вдвое.
Кредитная розница растет быстрее – за январь-сентябрь на 26,6%. Но и она тоже начинает замедляться – с 42-43% в годовом выражении летом -2012 до 41% в начале октября. Поквартальные темпы тоже снижаются: 9,3% за июль-сентябрь портив 10,8% за апрель-июнь.
Одновременно «худеют» показатели текущей прибыли. В сентябре в сравнении с другими месяцами она оказалась минимальной – 72 млрд. рублей. До 1,9% в годовом выражении уменьшилась рентабельность активов банковского сектора. Это корреспондирует с движением пассивов – почти вчетверо медленнее в годовом выражении (до 4,6%) растут депозиты юридических лиц, хуже прошлогодней и динамика вкладов населения (10% против 11,2%).
Кредитный бум 2011-2012 годов, кроме того, привел к снижению достаточности капитала (с начала с.г. на 5%). При этом растущая стоимость пассивов и фондирования по каналам ЦБ РФ толкает вверх ставки по кредитам1 .
Неудивительно, что на этом фоне в адрес регулятора летят все больше критических стрел: перенеся «огонь» всех своих инструментов, в том числе повысив ставку рефинансирования, на инфляцию (в октябре она по сути осталась на сентябрьском уровне) он де «подставил» правительство в борьбе за экономический рост. Об этом заговорили не только извечные оппоненты от научно-академической общественности, углядевшие в действиях ЦБ РФ проявление «кризиса механизма роста и управления экономикой», поскольку, мол, приоритет ценовой стабильности над быстрыми темпами возвышения ВВП ошибочен (см. по этому поводу, например, последний квартальный прогноз Института народнохозяйственного прогнозирования РАН). На негативное влияние высоких кредитных ставок на реальный сектор, а стало быть, и на политику Банка России в целом сетуют и в Министерстве экономического развития.
Представляется, однако, что инвективы эти несколько не по адресу. Темпы роста даже при очень сильных стараниях по их взбадриванию не могут быть выше потенциала сложившейся экономической модели, который, между тем, уже практически исчерпан. Ключ выходу в новую реальность – структурные реформы. В настоящее время – это единственный путь, по которому можно подобраться к фундаментальным немонетарным основаниям инфляции, а именно – крайнему дефициту справедливой конкуренции и запредельному засилью инфраструктурных и локальных монополий.
Что же касается Банка России, то удерживая на контроле денежное предложение2 (многие аналитики не исключают и дальнейшего его ужесточения), он занят еще и важнейшим делом в зоне своей ответственности, перекрывая пути сползания банковского сектора в собственный кризис и приучая кредитные организации управлять рисками в обстоятельствах условно-постоянного дефицита ликвидности и объективных ограничений в формировании ресурсной базы. Такова плата за заработавшие наконец-то механизмы рефинансирования, что в конечном счете позволяет шаг за шагом продвигаться в либерализации валютного курса, не допуская, чтобы экономика оставалась заложником его рукотворных колебаний.
Качественное состояние банковской системы РФ благостных ощущений не вызывает. В опубликованном на минувшей неделе рейтинге финансового развития, составленным Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), РФ заняла 39-е место из 62-х. При этом по уровню доступности финансирования для бизнеса Россия оказалась на 53-м месте, по развитости банковского сектора – на 58-м, а по его стабильности – 59-м месте.
По оценкам Moody’s (где постоянно отслеживают положение 112 банков, на которые приходится около 80% всех активов сектора), ситуация по сравнению с октябрем-2011 ухудшилась. Двадцать один банк (19% из наблюдаемых агентством) в настоящее время имеют либо негативный прогноз, либо находятся в процессе пересмотра (снижения) рейтинга. В прошлом году доля таких банков была всего 15%. В целом прогноз Moody’s по банковскому сектору РФ – негативный – низкое качество активов и проблемы с капиталом могут привести к тому, что кредитоспособность банков в ближайшие 12-18 месяцев снизится3 . Эти опасения разделяют и в других международных рейтинговых агентствах. Слагаемые консенсуса выглядят следующим образом:
- рост кредитования замедляется при сохранении риска перегрева этого рынка;
- доля проблемных кредитов увеличивается и это, увы, устойчивая тенденция (Россия остается одним из лидеров среди развивающихся стран по плохим долгам);
- у российских банков нет «подушки безопасности» на случай кризиса, при этом все больше проблем наблюдается с текущим финансированием;
- одновременно банки в РФ являются одним из самых рентабельных на развивающихся рынках (прежде всего, за счет опережающего роста потребительского кредитования).
Напомним, в 2012 году ЦБ РФ ждет, что банки покажут чистую прибыль не менее 1 трлн. рублей. За девять месяцев они уже получили 609 млрд. рублей (почти 45% приходится на Сбербанк – 269 млрд. рублей). При этом в лидерах рентабельности и процентной маржи именно те, что активно предлагают розничные кредитные продукты. На этой волне, например, в ТОП-30 по итогам третьего квартала вместо «Траста» и Ханты-Мансийского банка вошли «Восточный экспресс» и ХКФ-банк, сделавшие ставку как раз на экспансию в рознице.
У бума потребкредитования, однако, уже вполне проявилось сгущение рисков, угрожающее и общей макроэкономической стабильности: 27% потребления населения обеспечивается кредитами, на обслуживание же задолженности перед банками, по оценке ЦСИ ИЭП, в третьем квартале потрачено 10,4% реальных располагаемых доходов граждан (предыдущий максимум отмечен в первом квартале 2009 года – 9,7%).
Банкиры все чаще высказывают озабоченность по поводу снижения уровня процентной маржи, которое уже стало тенденцией в связи с дефицитом, а следовательно, и подорожанием рыночных источников рублевого фондирования. 31 октября Банк России опубликовал отчет о состоянии рынка междилерского репо за третий квартал. Итоги стресс-теста оказались двоякими. С одной стороны, возникновение эффекта домино и полномасштабного кризиса неплатежей (что с большим трудом удалось буквально в последние часы предотвратить в 2008 году) в настоящее время маловероятно. Максимальная нехватка обеспечения (в случае аналогичного шока) потенциально неисполненных сделок могла бы составить в наихудшем варианте 26,6 млрд. рублей. Для системы в целом это «поднимаемые потери».
Вместе с тем, зависимость банков от средств, предоставляемых ЦБ РФ, существенно усилилась. Крупные банки предпочитают кредитоваться у регулятора, а не друг у друга. Доля сегмента межбанковского репо в формировании ресурсной базы сократилась с 26,1% в первом квартале до 10,5% в третьем (объем этого рынка колебался в интервале 405-430 млрд. рублей4 ). При этом вдвое вырос объем средств Центробанка, «транслируемых» через ТОП-30 в мелкие банки, которые в существенно большей степени стали нуждаться в ликвидности. Ее структурный дефицит, по мнению замминистра финансов Алексея Моисеева, как новая объективная реальность останется навсегда, поскольку это существенный элемент самого механизма банковского рефинансирования.
В этих обстоятельствах Банк России запасается инструментами на все случаи. Из Основных направлений единой денежно-кредитной политики РФ на ближайшие три года, например, следует:
- коридор процентных ставок Центробанка (то есть, интервал между значениями «цен» его операций по вкладам и предоставлению кредитов) сохранится, но регулятор не исключает его сужения для «большей эффективности ставок;
- для сохранения ставок внутри коридора будет по-прежнему применяться однодневное репо – пока это необходимо для снижения их волатильности;
- для придания жесткости верхней границе коридора в условиях дефицита ликвидности – однодневные валютные свопы и свопы с драгметаллами;
- для обеспечения финансовой стабильности и «избежания искажения сигналов» от ЦБ – недельные репо и депозитные аукционы. Первые, возможно, будут проводиться по плавающей ставке. Кроме того, если потребуется, будут предложены сделки своп с валютой и драгметаллами сроком на год;
- в качестве дополнительной контрциклической меры – изменение списка залогов при операциях репо и дисконта по ним;
- для увеличения объемов рефинансирования – возможность для банков при сделках с длинным репо оперативно заменить залог, проданный ЦБ по сделке репо на другие ценные бумаги;
- расширение практики внутридневных кредитов в ЦБ под залог различных активов;
- контрциклическое изменение нормативов банковских резервов, повышение коэффициента усреднения по обязательным резервам;
- продолжение и расширение практики размещения свободных средств бюджета на депозитах в банках.
Одновременно усиливается регулирование банковской розницы5 - уже в ноябре 20 кредитных организаций, на которые приходится половина объема этого рынка, отчитаются по специальным формам статистического наблюдения о качестве кредитных портфелей (причем за несколько последних кварталов). В планах ЦБ ввести дополнительные нормативы резервирования в прямой увязке с величиной кредитной ставки (если она превышает 25% по рублевым кредитам и 20% по валютным, то начинают действовать повышательные коэффициенты: до 30% - 1,1; до 35% - 1,3 и т.д. до 2,5 при ставках свыше 60%). В канун повышения страховой планки по вкладам до 1 млн. рублей денежные власти намерены ужесточить подход к контролю за рисками перетока вкладчиков в банки с завышенными ставками. Так, обсуждается предложение ввести дополнительные отчисления в страховой фонд (от 40% до 200%), если цены привлечений будут превышать складывающуюся среднесрочную ставку (в третьей декаде октября – 9,45%) более чем на 2%6 .
На минувшей неделе стало известно, что Банк России готов начать диалог с банкирами об условиях рефинансирования на срок более одного года. Если по итогам обсуждения они будут выработаны (один из вариантов – длинные кредиты под залог ипотечных облигаций, либо, что предпочтительнее, даже их выкуп), то это станет прорывом в решении проблемы постоянной и хронической нехватки у банков долгосрочной ликвидности. Немалые возможности для этого может создать и так называемое трехстороннее репо (в том числе долговременным замораживанием обеспечительных залогов в ЦБ РФ) с участием такого недавно созданного института финансового рынка как центральный контрагент (гаранта исполнения сделки), в роли которого будет выступать Национальный клиринговый центр.
Все вышеперечисленные действующие и предполагаемые меры направлены на создание стимулов к реструктуризации и докапитализации банковской системы, внедрению современных систем управления рисками7 , повышению доли кредита в финансировании вложений в основной капитал (в настоящее время она составляет чуть более 10%). По сути это и есть структурные реформы банковского сектора, призванные сделать более устойчивой модель общеэкономического роста. Самое важное – они уже проводятся без суеты и длинных словопрений, то есть, ровно так, как того требуют «большие деньги».
На этом пути у ЦБ есть и собственные риски. Серьезного внимания и системных действий (пока нет даже и утвержденной стратегии) требует развитие национальной платежной системы. Новые форматы и процедуры деятельности предстоит освоить в связи с переходом с 2015 года к полномасштабному таргетированию инфляции (прежде всего, через базовые ставки в операциях репо) и свободному «плавающему» курсу рубля. Свои риски принесут и любые решения по созданию единого банковского и финансового регулятора (детали этого станут известны не ранее конца ноября). Впрочем, это уже другие истории, к ним мы вернемся в следующих обзорах.
1. В первом квартале средняя ставка по кредитам физлицам составляла 16,5% годовых, в третьем квартале 2012 года – уже 17,4%. Общий объем доходов населения от банковских счетов и вкладов в третьем квартале насчитывал 170 млрд. рублей, что эквивалентно более чем 50%-ному увеличению средств физлиц в банках (оценка ЦСИ ИЭП).
2. Денежная масса (агрегат М 2) на первое октября составила 24657,5 млрд. рублей, увеличившись за сентябрь на 0,3% (с начала года – на 0,7%). Обращает на себя внимание снижение темпов роста М 2 год к году: в мае – 20,9%, июне – 19,1%, июле – 17,9%, августе -16,7%, сентябре – 14,8%. В реальном выражении М 2 сократилась с начала года на 4,1% (в том числе в сентябре на 0,1%).Денежная база в широком определении на первое октября достигла 8082,8 млрд. рублей, уменьшившись за девять месяцев на 6,5% (в сентябре – на 0,3%).
3. Аналитики Moody’s ожидают, что доля проблемных кредитов вырастет с 9% в 2011 году до 11% к концу 2013 года. Достаточность капитала первого уровня может сократиться с 9,5% в середине 2012 года до 7,5% к концу 2013 года. Как минимум до 3% кредитного портфеля в 2013 году составят банковские резервы (в 2012 году около 2%).
4. Обозначились и новые риски. Среди заемщиков около 60% составляет доля нерезидентов (прежде всего, российских компаний по происхождению и капиталу, но действующих в оффшорных юрисдикциях). 40% всех залогов составляют акции. Одновременно растет доля операций, где заемщиками выступают некредитные финансовые организации (брокеры, инвестбанки и т.п.)
5. Данные последних наблюдений показывают, что если ежемесячные платежи по кредиту превышают половину доходов заемщика, то вероятность выхода такого клиента на просрочку – 57%. Типичный признак риска – стремление перекредитоваться, идя на новые займы. В итоге половина граждан, приобщившихся к банковской рознице, обслуживают в настоящее время по несколько кредитов одновременно. Ситуация требует вмешательства регулятора.
6. Нормой отчислений в систему страхования вкладов является 0,1% от ежеквартального объема депозитов населения.
7. Речь идет, например, о системах Risk Adjusted Return on Capital, то есть включения рисков в расчеты экономической эффективности операций, что позволяет не просто ориентироваться на лимиты, а постоянно распределять и перераспределять капитал между направлениями деятельности банка.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.