Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

12.11.2012 | Егор Кожедуб

Греческий бюджет или «Закат Европы»

Непрекращающиеся многотысячные демонстрации протеста в центре Афин проходили на фоне обсуждения греческим парламентом кризисного бюджета на 2013 год. Накануне, в ночь на 8 ноября, депутаты приняли многомиллиардный пакет сокращений расходов. Решение далось парламенту Греции нелегко: перевес в пользу принятия сокращений составил всего несколько голосов, демонстрации в Афинах снова переросли в массовые беспорядки, а главный вопрос — решит ли очередное сокращение бюджетных расходов хотя бы сиюминутные проблемы страны — так и остался открытым…

В воскресенье Парламент Греции все же одобрил большинством голосов проект бюджета страны на 2013 год. «За», как и двумя днями ранее, проголосовали 153 депутата, «против» — 128 законодателей, 18 парламентариев воздержались. Проект бюджета предусматривает повышение задолженности страны до 346,2 миллиарда евро (в 2012 году она составляла 340,6 миллиарда евро), госдолга — до 189,1 процента ВВП. Впервые за долгое время Греция может выйти на скромный первичный бюджетный профицит в размере 1,1 процента ВВП. Документ также предусматривает сокращение расходов на 7,8 миллиарда евро, из которых 4,9 миллиарда — за счет уменьшения пенсий и зарплат. Также будут урезаны расходы на здравоохранение, образование и оборону.

При таком бюджете Грецию ожидает шестой год острой рецессии. Кризис 2008 года ударил по экономике страны сильнее, чем по большинству европейских стран: ВВП уже сократился более чем на 20 процентов, а каждый пятый грек работоспособного возраста потерял работу. Причина кроется в первую очередь в том, что с самого вступления страны в Евросоюз акцент в экономической политике был сделан на улучшении качества жизни и предоставлении населению обширных социальных благ. К 2008 году рост качества жизни действительно был очевиден, однако достигался он за счет систематического превышения бюджетных расходов над доходами, сопровождавшегося ростом внешнего долга. Когда ударил кризис, госдолг Греции начал приобретать космические размеры: в 2009 году он превысил объем ВВП (113%), а на конец 2011 года уже составлял 170,6% от ВВП страны.

С 2009 года греческое правительство получает от Европейского центрального банка и Международного валютного фонда регулярные кредитные транши, а экономическая политика, которую оно проводит, стала все более принимать характер, обратный докризисной. Государственные расходы сокращают любыми доступными способами: налоги растут, зарплаты и пенсии уменьшаются, некоторые социальные льготы упраздняются полностью. Вполне логично, что результатом этих мер стала крайне нестабильная социальная обстановка, которая в мае 2012 года уже привела к серьезному политическому кризису в стране. По сути, на прошедших тогда досрочных парламентских выборах население Греции все же «выбрало Евросоюз»: партии-сторонники помощи ЕС получили пусть и значительно меньше обычного, но все же большинство голосов. Однако нынешнее положение дел показывает, что негативные оценки членства в Евросоюзе никуда не исчезли, более того, распространились и на правящую парламентскую коалицию: многие входящие в нее депутаты воздержались или даже проголосовали против принятия пакета сокращений расходов.

Неоднозначные оценки дальнейшего кредитования Греции можно увидеть и в действиях другой стороны. Принимая пакет сокращений, греческие власти, очевидно, надеялись получить 30-миллиардный транш кредитов уже на этой неделе, чтобы погасить 5-миллионную облигацию, срок по которой истекает 16 ноября. Однако так называемая тройка основных европейских кредиторов — ЦБ, МВФ и ЕК — пока так и не приняла решение, как стоит продолжать программу «спасения» греческой экономики, ведь правительству Греции в предыдущие годы кредитования не только не удалось добиться профицита бюджета, но даже выполнить минимальные требования ЕС по размерам годового дефицита и прироста госдолга, неизменно оказывавшегося намного выше ожидаемого.

Одобрение греческим парламентом проекта бюджета страны на 2013 год позволит Еврогруппе рассмотреть уже сегодня предоставление Афинам очередного транша международной помощи в размере 31,5 миллиарда евро. Министры финансов 17-ти стран зоны евро проведут во второй половине дня плановое заседание в Брюсселе, главной темой которого станет ситуация в Греции. Впрочем, какое бы решение не было принято, многие европейские эксперты считают, что выделяемых денег вряд ли хватит даже на то, чтобы удержать страну на грани финансового коллапса, не говоря уже о возможности переломить экономическую стагнацию в стране.

Естественно, экономические проблемы Евросоюза не ограничиваются одной Грецией, сейчас они гораздо глубже. Ситуация, сходная с греческой, наблюдается в группе стран PIIGS (Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания). Хотя такой тяжелой ситуации, как в Греции, в других странах нет, все они уже несколько лет также находятся в состоянии рецессии, которая только усиливается. Объективно говоря, никаких новых мер по оживлению европейской экономики за последние годы принято не было — отстающие страны PIIGS решают свои проблемы за счет «локомотивов» ЕС, в особенности Германии и Франции. Более того, использовавшаяся вовсю политика жесткой экономии (уменьшение госрасходов), на условиях которой происходило кредитование всех отстающих стран, была в октябре официально раскритикована ведущими экономистами МВФ. Они заявили, что увеличение налогов при сокращении государственной поддержки граждан не только не улучшает экономическую ситуацию, но даже усугубляет ее: у населения ухудшается материальное состояние, а соответственно падает платежеспособный спрос, к тому же в стране быстро растет социальная напряженность.

По одну сторону в Европе сейчас страны PIIGS, правительства которых разрываются между требованиями кредиторов урезать расходы, стабилизировать бюджет и возмущенным населением, которое требует снижения налогов и восстановления социальных льгот. По другую сторону — европейские страны-лидеры, из которых выкачивают все больше средств на поддержание «аутсайдеров». Германия, например, владеет долгами отстающих стран на сумму в 25% собственного ВВП страны, и это вредит в первую очередь самому Берлину — создает нестабильную ситуацию для инвесторов. Ведущие европейские экономисты уже давно настаивают, что единая валютная система крайне невыгодна как для «аутсайдеров», так и для «локомотивов». Наиболее простым выходом из кризиса для стран PIIGS выглядит введение национальной валюты с ее последующей девальвацией. Такой шаг сделал бы их продукцию более конкурентноспособной на международном рынке. А для стран-лидеров наиболее перспективным вариантом было бы создание нового валютного союза, в который вошли бы только сильные и устойчивые экономики. Подобные идеи становятся все популярнее, причем распространились они уже и на правящие круги: например, этой осенью премьер-министр Великобритании предложил провести референдум по вопросу выхода страны из ЕС.

Пока что главенствующей в Европе является не экономическая, а политическая идея, идея единства. Однако методы, которыми это единство поддерживается, все более теряют как в эффективности, так и в популярности. При отсутствии новых подходов отстающие страны рано или поздно будут вынуждены объявить дефолт, что, в сущности, будет означать крах еврозоны и «единой Европы».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net