Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
13.11.2012 | Марина Войтенко
Тарифы многоликие и многоминные
7 ноября в правительстве прошло совещание под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, на котором прошло обсуждение проекта госпрограммы по обеспечению качественным жильем и услугами ЖКХ населения России на период с 2013 до 2020 года, разрабатываемой в исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012г. №600.
Основными направлениями реализации программы являются: - стимулирование и развитие жилищного строительства, в том числе малоэтажного; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством; поддержка в обеспечении жильем молодых семей и молодых ученых; развитие коммунальной инфраструктуры. Однако уже накануне совещания у первого вице-премьера члены рабочей группы экспертного совета при правительстве по развитию ЖКХ пришли к выводу о том, что подпрограмму реформирования отрасли необходимо выделить в отдельную самостоятельную госпрограмму.
В ближайшие три года на жилищно-коммунальную отрасль планируется направить 38 млрд. рублей, или менее 7% всего финансирования обсуждаемого проекта госпрограммы. Между тем, замены требуют 28% теплосетей, 41% – водопроводных, 38% – канализационных. При этом объем утечки воды оценивается в 21%, потери тепла – в 11% от поставок. Расходы ресурсов на предприятиях и сетях ЖКХ на 25–30%, а иногда и на 50% выше европейских параметров. В условиях, когда привлечь инвесторов в отрасль не удается, все эти отнюдь не технологические потери закладываются в тарифы, но их рост на повышении качества «коммуналки» не отражается ни в малейшей степени.
Уверенность экспертов в необходимости принятия срочных мер вполне корреспондирует с мнениями россиян. По данным сентябрьского опроса ВЦИОМ, в список наиболее важных проблем в жизни страны вошли: ситуация в сфере ЖКХ (55% респондентов), рост цен на товары и услуги (50%), коррупция и бюрократия (48%), а также низкий уровень жизни (47%). Стоит отметить, что все эти позиции сточки зрения регулирования и эффективности тарифов естественных и инфраструктурных монополий взаимоувязаны самым тесным образом.
Расчеты Минэкономразвития свидетельствуют о том, что за пять лет – с 2007 по 2011 год – тарифы на услуги ЖКХ выросли на 82,3 %, что внесло в инфляцию на потребительском рынке дополнительные семь процентных пунктов. Газовая составляющая в инфляции за этот период набрала около 10%. Расчеты показывают, что рост цены на газ на 1%, увеличивает регулируемые тарифы на ЖКХ на 0,31 п.п. и оказывает повышающее давление на общий рост цен.
Целевые показатели расходов домохозяйств на оплату услуг ЖКХ, заложенные в проект госпрограммы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения России» на 2013–2020 годы, оказались выше пока еще действующих ориентиров. Ожидалось, что к 2020 году россияне будут тратить на «коммуналку» 7% своих доходов. Теперь же планируется, что в 2015 году эти расходы составят 12%, а в 2017–2020 годах не более 11 процентов.
Согласно расчетам разработчиков проекта госпрограммы, в 2011 году на оплату услуг ЖКХ россияне потратили в среднем 7% своих бюджетов. У «Финэкспертизы» цифры больше – 10,9%. Данные же Росстата свидетельствуют о том, что доля услуг обязательного характера – жилищно-коммунальных, транспортных и связи – в январе-сентябре 2012 года в общем объеме предоставленных населению платных услуг составила 66,3%, а «коммуналка» - 26,3 процента. Цифра в принципе сопоставимая с показателем 2011-го. Тогда, напомним, всего на платные услуги было израсходовано 26,4% бюджетов домохозяйств.
Однако следует учесть, что практически в течение всего текущего года (за исключением февраля, апреля и июня) население тратило денежных средств больше, чем получило доходов за тот же период. За девять месяцев 2012-го денежные расходы граждан, по данным Минэкономразвития, превысили их доходы на 266,6 млрд. рублей, в то время как в прошлом году за аналогичный период наблюдался опережающий рост доходов относительно расходов населения (291,8 млрд. рублей). На этом фоне даже оценка «Финэкспертизы» кажется несколько заниженной. Кроме того, в официальной статистике оплата россиянами, например, общедомовых нужд (освещение подъездов, подача воды в помещение для консьержей и т.п.) не находит полного отражения как предоставленные услуги населению.
Вместе с тем, важно отметить непрозрачность и большую коррупционную емкость самого процесса утверждения тарифов на услуги ЖКХ. На протяжении года Федеральная служба по тарифам (ФСТ) совместно с Комиссией Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике пытались разобраться в процессе их формирования. На первый взгляд, он хорошо регламентирован, на федеральном уровне установлены предельные индексы повышения тарифов, есть региональные организации – РЭКи, которые должны их соблюдать. И все равно в итоге получается нечто странное и труднообъяснимое в рамках логики принимаемых решений.
Мониторинг тарифов ЖКХ, проведенный Общественной палатой РФ, выявил, что к концу сентября-2012 почти в половине российских регионов тарифы выросли больше, чем было запланировано правительством (15% за весь год). Регионами-рекордсменами повышения стали Ямало-Ненецкий автономный округ, жители которого по сравнению с июнем стали платить за ЖКХ на 47,05% больше; Чувашия - 41,32%; Приморский край - 34,96%; Ульяновская область - 30,37%; Карачаево-Черкесия - 27,5%; Ставропольский край - 25,41%; Нижегородская область - 25%. Коммунальные платежи превысили утвержденный уровень еще в 20 регионах.
В сумме после июльского и сентябрьского скачка рост «коммуналки» в Москве должен был составить 15%. По факту вышло – порядка 25%. Согласно же обнародованным на минувшей неделе цифрам Росстата, за январь октябрь 2012 года тарифы ЖКХ в РФ в целом увеличились на 9,0 процентов. Наибольший рост за десять месяцев был зафиксирован на газоснабжение - на 14,2%, горячее водоснабжение - на 11,9% и холодное водоснабжение - на 11,2 процента. Причина такого лукавства цифр, в числе прочих, в том, что сентябрьское повышение тарифов на коммунальные услуги начислялось не от какого-то зафиксированного базового уровня, а от июльских, уже выросших тарифов.
Много вопросов вызывает сам принцип их формирования. В своих заявках на утверждение тарифов снабжающие организации указывают основные расходы – плату за ресурсы, модернизацию, фонд оплаты труда, и прочие – где-то это 18%, у большинства больше. Результат оказывается весьма примечательным. Незабываема, например, история с Мосводоканалом, который «захотел» летательный аппарат и включил его стоимость в тариф. В ходе же мониторинга Комиссии ОП РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике выяснилась причина превышения тарифов ЖКУ (вода, газ, свет, тепло) в Калининграде по сравнению с соседними регионами в полтора раза. Оказывается – средства потребовались на содержание футбольной команды.
Еще одно, отягчающее ситуацию на потребительском рынке обстоятельство – введение социальной нормы потребления электроэнергии, водо- и теплоснабжения, газа. Напомним, соответствующее решение Правительством РФ было утверждёно в августе. Мера, в принципе, давно ожидаемая, призвана снизить объемы перекрестного субсидирования, и, следовательно, повышательное давление на цены товаров и услуг. Проект начнёт реализовываться сначала в 15-ти пилотных регионах с 1 января 2013 года. Если эксперимент признают удачным, в 2014 году принцип двойных тарифов – социальных и сверхнормативных – будет применяться уже по всей стране.
Пока речь идет о 70-100 кВт/час электроэнергии в месяц, которые граждане будут оплачивать по фиксированному минимальному тарифу. Сколько будет стоить сверхнормативное потребление – большой вопрос.
Мнения экспертов относительно возможного введения социальной нормы потребления разделились. Так, правительственные и ориентированные на энергетическое лобби полагают, что «вписаться» в этот параметр должны 70% населения. Аналитики рынка считают, что нововведение пока еще не до конца продумано. Нормы не дифференцированы по географическому признаку, а также по категориям населения. Вполне понятно, что они должны быть разными для одиноких людей и для семей с большим составом.
Другие эксперты отмечают, что для семьи из двух человек норма 100 кВт-ч вполне разумна, если речь идет о проживании в доме, имеющих газовую, а не электрическую плиту. Такая семья, в среднем, потребляет как раз около 100-120 кВт-ч в месяц. В домах с электроплитами к этой цифре добавляется около 30 кВт-ч. Но при этом семье, которая состоит из трех человек, придется, в случае введения подобных норм, доплачивать достаточно существенную сумму.
Но, как показывает опыт регионов, которые уже ввели норматив потребления (Воронежская, Владимирская области), средней семье этих объемов не хватает. В публикации «Аргументов и фактов» от 17 октября приведены и конкретные цифры. Только с элементарными электроприборами расход составляет примерно 150 кВт-ч в месяц на человека что в полтора раза выше «нормы» в том же Воронеже - 95 кВт-ч.
Не учитывают предлагаемые параметры и давно произошедшую смену стиля жизни россиян. Так, работающие на удаленном доступе с домашних компьютеров (среди таких много студентов, пенсионеров, людей творческих профессий, большое количество занятых в дистрибьюторских сетях и др.) и вовсе могут лишиться стимулов к продолжению трудовой деятельности. Большими проблемами грозит занижение уровня социальной нормы семьям, имеющим школьников и студентов1 .
Непонятно также, по каким тарифам будет производиться оплата энергопотребления имуществом общего пользования в многоквартирных домах - подъезды, чердаки, подвалы и т.д.
Напомним, в многоквартирных домах, там, где образованы товарищества собственников жилья (ТСЖ) или кооперативы, согласно действующему законодательству, все эти объекты должно находиться в долевой собственности владельцев квартир. Причем, чем больше жилая площадь, тем больше доля в общей собственности. Подчеркнем, что эти юрлица (кооперативы, некоммерческие партнерства, ТСЖ) существуют только на взносы своих членов – владельцев квартир. То есть, вся оплата энергопотребления, включая потребности технических помещений и правления, осуществляется за счет них пропорционально доле в общем имуществе.
Еще сложнее ситуация в дачных и садоводческих товариществах. Официальная статистика в расчетах доли расходов населения совсем не учитывает их платежи за услуги ЖКХ (в основном за электроэнергию и газ). Дело в том, что в подавляющем большинстве дачники не имеют прямых договоров со снабжающими организациями. Они заключаются с объединением – товариществом, кооперативом, партнерством, - и в статистике это отражается как платежи юридического лица.
Кроме того, дачник оплачивает не только свое потребление, но и освещение улиц, проездов внутри этого анклава частных владений, работу насоса для подачи воды по общему водопроводу, энергопотребление здания правления и т.п. Плюс к этому несет бремя содержание линии электропередач (включая технологические потери в них), трансформатора и т.д. Если для энергосетевых компаний все эти расходы заложены в тариф, то для дачников такая «роскошь» не предусмотрена.
Тарифы же для этой категории потребителей в большинстве случаев отнюдь не сельские (как, например, в Новосибирской области, Алтайском крае), а установлены на уровне «для населения с газовыми плитами» (Московская и Ленинградская области и др.), хотя газ там крайне редко встречается.
По данным сельскохозяйственной переписи РФ, на 2006 год числилось участков личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан 22,8 млн., а в садоводческих, огороднических и дачных объединениях – 13,8 млн. участков физических лиц. В Союзе садоводов России насчитывают на настоящее время 21 млн. дачных и садоводческих участков в собственности и/или владении граждан. Если умножить эту цифру на коэффициент семьи и прибавить бабушек и дедушек, то число россиян, проблемы которых будут многократно множиться, окажется более 60 млн.
Сегодня россиянам уже не надо разъяснять, что рост тарифов самым непосредственным образом сказывается на цене товаров и услуг, но в сложившихся условиях почти не влияя на повышения их качества. Между тем, согласно расчетам Минэкономразвития, за пять лет с 2007 по 2011 год затраты на газ в обрабатывающих производствах выросли на 83%, на электроэнергию – на 82%, в сельском хозяйстве – на 80% и 40% соответственно, в строительстве – на 76% и 58%.
Тарифы ЖКХ, несомненно, должны расти, иначе о модернизации отрасли и достойном качестве предоставляемых услуг придется забыть навсегда. Однако их рост в отсутствии реальных подвижек в решении застарелых институциональных проблем, в том числе через стимулирование к инвестициям как управляющих компаний, так и россиян-собственников недвижимости, приведет лишь к росту социальной напряженности, а не к повышению качества жизни.
Кроме того, «тарифный беспредел» и неэффективность инфраструктурных монополий вполне в состоянии через угнетающее воздействие на конкурентоспособность бизнеса и усиливающиеся перекосы в структуре расходов населения просто напросто перечеркнуть все преимущества от присоединения к ВТО.
Для того чтобы тарифы превратились из кошмара для населения и бизнеса, процесс их формирования и использования должен быть, как минимум, понятен и прозрачен для всех участников рынка, включая розничного потребителя. Но и этого будет недостаточно. Для привлечения инвестора потребуется менять и модель регулирования рынка, и правовое поле. Иначе коммунальный сектор так и не прибавит привлекательности для частного бизнеса, переданный в собственность граждан жилищный фонд – не станет предметом их ответственности, тем более в отсутствие реальной защиты этой собственности, а государство как «оптовый заказчик» на рынке строительства жилья по-прежнему не будет эффективно использовать свои ресурсы для внедрения новых технологий и проектных решений. Система же градорегулирования и землепользования – ныне источник бескрайней «административной ренты», так и останется некомфортной и для граждан, и для инвесторов.
1. По данным Росстата, в 2011 году 53,3% домохозяйств пользовались домашним компьютером. Наибольшее число россиян, применяяющих новые технологии в повседневной жизни, находится в экономически активном возрасте. Но и граждане пенсионного возраста, похоже, начинают к этому привыкать (20%).
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.