Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
16.11.2012 | Александр Голубов
Дилеммы сектора Газа
Начало израильской крупномасштабной операции, направленной против террористических группировок в секторе Газа рискует не ограничиться только лишь авиационными ударами. Уже сейчас всерьез рассматривается возможность провести наземную операцию с целью прекратить ракетный обстрел израильской территории – об этом вчера вечером заявил Тель-Авив. Кабинет министров разрешил провести частичную мобилизацию резервистов, которая затронет около 30 тысяч человек.
Уничтожение лидера боевого крыла ХАМАС Ахмеда аль-Джабари, обстрел более полутора сотен целей, приведший к смерти 18 человек, среди которых оказался и грудной младенец, хоть и парализовали боевиков на какое-то время, не могли не вызвать ответной агрессии. Впервые с 1991 года ракетному обстрелу подвергся Тель-Авив. Общее количество ракет, упавших на израильской территории за два дня превысило отметку в 300 штук. В целом, атака, ответственность за которую взяла на себя группировка «Исламский джихад», привела к гибели 3 израильтян.
Для ХАМАСА происходящее грозит стать тяжелым испытанием. Отсутствие симметричного ответа на атаку израильтян может привести к тому, что организация будет дискредитирована в глазах своих радикальных сторонников. Но «перестаравшись» можно достичь и более ужасного для себя результата – следствием попыток отомстить за смерть Джабари может стать полноценная военная операция с участием наземных войск, что грозит и вовсе поставить существование ХАМАСА под вопрос. Тель-Авив прозрачно дал понять, что наземное вторжение может начаться уже сегодня.
И хотя министр транспорта Израиля Исраэль Кац предупредил, что, если палестинцы не прекратят ракетный обстрел, следующей целью может стать лидер движения Исмаил Хания, дело вовсе не в целенаправленных усилиях Тель-Авива по уничтожению организации. Если действия исламистов, в руках которых находятся сейчас бразды правления сектором Газа, приведут к военному вторжению, это также способно сделать ХАМАС непопулярным в глазах местного населения. Только речь идет уже той его части, которая больше обеспокоена своей реальной жизнью в нищете и разрухе, чем воинственными призывами стереть Израиль с лица земли.
К тому же, сухопутное вторжение может быть выгодно Биньямину Нетаньяху – еще до начала операции многие обвиняли его в нерешительности всерьез воспрепятствовать ракетным обстрелам исламистов. Теперь у премьера Израиля есть чудесная возможность на практике доказать, что подозрения оппонентов в мягкотелости, подтвердив свою «ястребиную» риторику не менее агрессивными действиями.
Правда, есть все основания предполагать, что Нетаньяху не будет спешить вводить сухопутные войска. И дело даже не в риске того, что победоносный «блицкриг» может обернуться потерями солдат, лишь подпортив популярность накануне выборов в Кнессет. Недавний пример подсказывает – поддержка военных действий не всегда автоматически конвертируется в голоса избирателей. Так, в 2009 году операция «Литой свинец» не помогла Ципи Ливни и партии «Кадима» добиться контроля над большинством в новоизбранном парламенте, несмотря на то, что большинство израильтян высказывалось за ее проведение.
Однако самым главным препятствием желанию Тель-Авива вводить сухопутные войска, скорее всего, станет другая дилемма, перед которой предстало уже не руководство ХАМАС и не правительство Израиля, а египетский президент Мохаммед Мурси. Для него начало израильской операции также заставило мучительно искать выход из ситуации, в которой любое действие грозит закончиться серьезными потерями. С одной стороны, Мурси, избиравшемуся в качестве кандидатуре «Братьев-мусульман», необходимо оказать поддержку братской палестинской политической организации. Давление как самих «Братьев», так и большинства египетского общества, в котором преобладают антиизраильские настроения, оставляет ему мало пространства для маневра.
С другой стороны, активные действия, которые могут нарушить «холодный мир» с Израилем, автоматически лишат Египет Западной финансовой помощи, без которой Мурси не стоит и мечтать о восстановлении чахоточной египетской экономики. Налицо конфликт интересов для президента, который приходил к власти, используя одновременно риторику «защитника Палестины» и обещая дать людям надежду на благополучное существование.
И действия Мурси этот конфликт красноречиво отражают: он отозвал посла из Тель-Авива, отправил премьера с миссией солидарности в сектор Газа, и даже публично призвал генералов проинспектировать авиабазы и привести в боевую готовность армейские подразделения на западной границе. В общем, сделал все возможное, чтобы побряцать оружием, не переступив, при этом, пределов определенных мирным соглашением с Израилем. Израиль даже согласился прекратить обстрел на время визита в анклав премьера Хишама Кандиля. Правда, даже временное перемирие было нарушено тотчас после того, как боевики продолжили обстрел, нарушив взаимные обязательства.
Однако если сейчас подобные меры египетского президента одни сочтут достаточными, а другие не чрезмерными, то после начала наземной операции Морси придется выбирать между конфронтацией с Западом и риском предстать перед своим населением новым Мубараком, продавшимся Вашингтону. И, скорее всего, второй вариант может оказаться менее предпочтительным для лидера «Братьев-мусульман».
Накладываясь одна на одну, эти дилеммы делают развитие событий непредсказуемым. И остается лишь надеяться на здравомыслие участников этой игры. Ведь если человеческие жизни уже ничего не значат, может, хотя бы перспектива собственной политической (а в некоторых случаях и физической) смерти заставит стороны отказаться от шагов, после которых эффект домино будет уже не остановить.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.