Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

22.11.2012 | Михаил Агаджанян

ГАЗАвый круг, Египет и Израиль вокруг

Локальный в военном плане, но получивший масштабный дипломатический вид конфликт между Израилем и движением «ХАМАС» стал важным внешнеполитическим тестом для многих заинтересованных государств. Пока противостоящие стороны обменивались ударами «земля – земля» и «воздух – земля», их соседи, а также главные внерегиональные силы самым интенсивным образом были в урегулирование военной стычки.

В этой очередной вспышке противостояния израильтян и палестинцев сектора Газа был изначально заложен элемент ограниченности Израиля в полной свободе действий в отношении «ХАМАС». И дело даже не в том, что со стороны Великобритании и затем самих США ещё до предъявления Тель-Авивом 36-часового ультиматума прозвучали одёргивающие израильтян заявления о решительном неодобрении наземной операции Израиля в секторе Газа. В заявлениях непосредственно израильской стороны был заметен элемент воздержанности от далеко идущих шагов. К примеру, 17 ноября глава внешнеполитического ведомства и вице-премьер Израиля Авигдор Либерман сделал симптоматичное заявление, суть которого сводилась к мысли о том, что «нужно понимать, что если мы заходим в Газу, то нужно идти до конца, а не останавливаться в середине пути».

Что означает «идти до конца», думается, нет смысла объяснять. В данном конкретном случае это значило физическое устранение верхушки «ХАМАС», а в более развёрнутом смысле – внешняя интервенция со сменой политического режима в палестинском анклаве.

На фоне сложных отношений Израиля с Турцией, неопределённости в израильско-египетских отношениях после смены власти в крупнейшей арабской стране мира, и других самых серьёзных ограничителей в региональной политике Израиля «идти до конца» для последнего чревато самыми сложно поддающимися прогнозу последствиями.

Конфликт вывел на авансцену выяснения нового расклада сил и реальных возможностей в застарелой конфликтной точке Ближнего Востока целый ряд стран. Руководство Турции стало искать пути обозначения своей роли посредника в урегулировании конфликта.

Премьер-министр Реджеп Эрдоган в ходе своего визита в Египет, где на днях прошло заседание турецко-египетского Совета стратегического сотрудничества на высшем уровне, в присущей ему эмоциональной манере заявил, что «рано или поздно Израиль заплатит за слёзы палестинских детей». А министр иностранных дел Ахмет Давутоглу стал строить планы о посещении 20 ноября сектора Газа. Франция обозначила своё присутствие в тушении конфликта, наладив к 18-19 ноября канал интенсивных консультаций с Израилем и Египтом.

Но всех превзошёл Египет и на это у него был целый ряд причин. Причём, мотивация Каира занять ведущие позиции в вопросе скорейшего урегулирования палестино-израильской стычки практически полностью совпала с интересами прежде всего США.

С первых дней обмена ракетными ударами египетская дипломатия с акцентом на привлечение представителей общей и военной разведки страны вышла на передовые позиции в урегулировании конфликта.

Традиция привлечения представителей спецслужб в военных мундирах к сложным и требующим конфиденциальности вопросам в палестинских делах была таким образом сохранена в модели поведения новых властей крупнейшей арабской страны.

В лице военных разведчиков Египта удачно сочетаются такие важные факторы, как выстроенные годами каналы доверительного общения с израильтянами, понимание особой миссии США на Ближнем Востоке в целом и в сохранении стабильности в Египте в частности.

Когда новый президент Египта Мухаммед Мурси принял 12 августа с.г. известные кадровые решения, отодвинувшие высшие военные чины страны от рычагов политической власти, в Вашингтоне не стали паниковать по поводу сохранение своих позиций в Каире. Тому были причины. Здесь можно упомянуть мнение известного исследователя ближневосточных проблем из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Джона Альтермана, который в своём комментарии от 13 августа с.г. упомянул два кадровых решения новых египетских властей: назначение Мохаммеда аль-Ассара на должность заместителя министра обороны (последние годы отвечал за развитие американо-египетских связей) и назначение Абдель Фатаха ас-Сисси министром обороны, до этого занимавшего должность главы военной разведки и тесно общавшегося по региональным вопросам практического характера, как с американцами, так и с представителями Израиля.

Утром 16 ноября СМИ распространили информацию о том, что глава Службы общей разведки Египта Мухаммед Шехата прервал свой визит в Турцию и вернулся в Каир. Сообщалось также, что Шехата вернулся в египетскую столицу, чтобы лично отслеживать развитие ситуации вокруг Газы и, вероятно, начать прямые контакты с руководством «ХАМАС» и израильской стороной для предотвращения эскалации в этом палестинском анклаве.

Заинтересованность Вашингтона в выведении Каира на передовые позиции в урегулировании нынешнего конфликта между Израилем и «ХАМАС» имеет свои твёрдые основы. Это и необходимость вовлечения новых египетских властей в актуальные региональные схемы, которые приведут к внешнеполитической социализации лидеров «Братьев-мусульман» под общей эгидой США. Это и сохранение двустороннего баланса сил между Израилем и Египтом, опирающегося на Кэмп-Дэвидские соглашения 1978 года и мирный договор между двумя странами 1979 года.

В ряду факторов заинтересованности Вашингтона в ведущей посреднической роли Каира можно упомянуть и оттеснение Турции от подобной роли. Турция хотя и ближайший партнёр США в регионе по НАТО, но её натянутые до предела отношения с Израилем, а также ныне преимущественная завязка на сирийский конфликт не способствуют её вовлечению на правах ведущего медиатора в палестино-израильское урегулирование.

США и Израиль выбрали услуги Египта. И хотя израильтяне не намерены полностью открыть себя для египетских посреднических услуг (например, с их стороны в первые дни интенсивной посреднической дипломатии внешних сил прозвучали опровержения по поводу направления своих представителей в Каир для переговоров с палестинцами), но не оценивать возникшую проблему с более концептуальных позиций они также не могут. Как не могут они не учитывать элементарную географическую объективность особых возможностей Египта в том, что так или иначе связано с сектором Газа.

Израилю необходимо выйти из очередного обострения конфликта с палестинцами не только с багажем обуздания ракетной активности «ХАМАС» в свою сторону, но и получив реальные заверения в устойчивости своих отношений с Египтом, в устойчивости кэмп-дэвидской базы этих отношений.

В Тель-Авиве хорошо помнят погром в израильской дипмиссии в Каире в сентябре прошлого года. И в дни, когда между израильтянами и палестинцами шли опосредованные египтянами контакты по принятию трудных соглашений (прекращение ракетных ударов, снятие блокады Газы, получение палестинцами гарантий от Израиля по прекращению тактики «точечного» устранения своих лидеров в Газе), в Вашингтоне и Тель-Авиве думали и над более концептуальными вопросами.

Сохранить Египет в системе особых отношений с США и кэмп-дэвидского паритета с Израилем – вот цель, на пути достижения которой можно предоставить египтянам особые посреднические преференции.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net