Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
23.11.2012 | Олег Громов
G8: без сюрпризов не обойдется
В 2013 году Британия примет у себя, в Северной Ирландии, саммит G8. По словам премьер-министра Дэвида Кэмерона, основными темами встречи «Большой восьмерки» станет борьба с экономическим протекционизмом в любых его проявлениях и, в частности, снятие сохранившихся торговых барьеров между крупнейшими западными экономиками – США, Японией и ЕС.
Выбор этой тематики неслучаен – для Европейского союза, в который входит Великобритания, принципиальным вопросом является привлечение внешних заимствований для поддержания своей экономики на плаву до той поры, пока не закончится кризис. По прогнозам Всемирного банка, роста макроэкономических показателей объединенной Европы в 2013 году практически не будет. Ситуацию усугубляет продолжающееся падение экономик Греции, Испании, Ирландии, Португалии и, возможно, Франции. Таким образом, Еврокомиссия и в особенности «стержневые» страны союза – Германия и Великобритания – заинтересованы в том, чтобы переложить часть ответственности за стабильность европейской экономики на чужие плечи. На такую роль подходят развивающиеся и переходные экономики. Самые большие надежды – на растущий Китай, который к исходу десятилетия должен стать первой экономикой мира. Это означает, что китайцам сделают «выгодное предложение». Если ранее Еврокомиссия отказывала Китаю в продаже ценных бумаг ЕС, то теперь это решение может быть пересмотрено, но уже на китайских условиях. Другие страны БРИКС (Бразилия, Китай, Индия, Россия, ЮАР) также могут стать донорами, однако европейцам придется поделиться своими технологиями с более отстающими «товарищами».
Не менее «сильна» в повестке дня саммита-2013 политическая составляющая. В первую очередь это касается серьезных геополитических перемен (смена власти в Китае) и крупных международных конфликтов. Ситуация в Сирии в корне не устраивает никого – ни Запад, который не может контролировать новосозданный Национальный совет сирийской оппозиции, ни Восток (Россию и Китай), который недоволен тем, что США, Европа и монархии Персидского залива под предлогом защиты сирийского населения вмешиваются в дела третьей страны. Поэтому россияне и китайцы постараются получить от Запада гарантии отказа от подобных действий в будущем в обмен на стратегическое партнерство в экономически и политически важных регионах планеты, откуда Запад уходит. Например, в Афганистане, который останется «беспризорным» с 2014 года (именно на эту дату намечен вывод войск НАТО из этой страны).
Что же касается самой Сирии, то ситуация становится все более неуправляемой. Запад боится, что государство распадется и из него вслед за Ливией, как из гнойника, по Большому Ближнему Востоку расползется террористическая и сепаратистская «зараза». Опасность в первую очередь грозит Турции с ее курдской проблемой и вечно неспокойному «подбрюшью России» - Закавказью и Северному Кавказу.Чтобы это предотвратить, необходимо объединить усилия Запада с Россией и Китаем, что позволит минимизировать «сирийскую угрозу» путем создания некоей коалиции или переходного правительства. В крайнем случае – силового разведения воюющих группировок по разные стороны баррикад.
Не меньший резонанс на переговорах будет иметь израильская операция в секторе Газа, приостановленная усилиями арабских и американских посредников. Западу не нужны новые конфликты, в которые их втягивают ближневосточные союзники в целях своей внутриполитической конъюнктуры. Более того, США и ЕС рассчитывают «дожать» Иран – еще один «раздражитель» на Ближнем Востоке – исключительно за счет экономических санкций. Попытки Израиля привлечь к себе внимание темой иранской угрозы вызывают все большее раздражение у администрации президента Обамы. Такой разлад в отношениях старых союзников может привести к неожиданным последствиям для ближневосточной политики.
Среди тем международной безопасности, которые будут затронуты на саммите, стоит также выделить проблему американской ПРО в Европе. Вашингтон уже послал сигнал Кремлю после президентских выборов, что не намерен менять свою политику в этой области, завершая создание своего глобального противоракетного щита. Ранее попытки Москвы изменить формат размещения противоракет и РЛС не дали результата. Вероятно, более жесткое реагирование с привязкой к другим аспектам российско-американских отношений (например, в области обеспечения каналов поставок военных грузов в Афганистан) даст больший эффект.
Британия в этом контексте заинтересована в том, чтобы показать себя не «бывшей империей» и увядающим центром силы, а активным игроком на мировой арене. Поэтому инициативы будут литься, как из рога изобилия. В частности, мы можем стать свидетелями развития конфликта между Парижем и Берлином с одной стороны и Лондоном с другой по поводу мер бюджетной экономии, разработанных континентальными странами. Британия не готова налагать на себя предлагаемый уровень запретов. Вместо этого она видит спасение в расширении сотрудничества с крупнейшими экономиками мира. Примечательно, что Китай – по поводу которого в Европе распространена масса страхов – не рассматривается Британией в качестве стратегического партнера, который поможет вывести Европу из кризиса.
За кулисами переговоров Поднебесная, бесспорно, будет занимать особое место: ротация руководства страны в преддверие крупного экономического прорыва и активизации политической роли в мире вызывает как опасения, так и надежды мировых лидеров. Во-первых, Запад вынужден теперь разговаривать с Пекином на равных. Если ранее его мнение можно было проигнорировать, то теперь – нет, ведь КНР – крупнейший кредитор США и, следовательно, один из главных финансовых игроков в мире. Во-вторых, потенциал Китая полностью не реализован. В случае политической и экономической либерализации КНР явно станет ближе Западу. В-третьих, эксперты утверждают, что пятое поколение китайских лидеров будет активнее – по-маоистски – отстаивать свою позицию в мире, что приведет к локальным «перезагрузкам» в Юго-восточной и Южной Азии.
Сюрпризом встречи могут стать предложения некоторых членов (например, России и Китая) по подключению к диалогу новых стран, например, из Латинской Америки (Бразилия) и Азии (Индия). Для России это способ разбавить западный клуб потенциальными союзниками из «третьего мира». Однако для этого новые члены «мирового клуба» должны быть готовы взять на себя глобальные обязательства, что приведет к установлению реальной многополярности в мире.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.