Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.12.2012 | Михаил Агаджанян
Россия – США: избавить отношения двух держав от виражей «вертолётных» поправок
Отношения России и США переживают очередной этап обострения разногласий по ближневосточным проблемам. В центре таких разногласий с весны прошлого года поставлен конфликт в Сирии, оценки и подходы к урегулированию которого разнятся в Москве и Вашингтоне всё больше. Разнятся настолько, что это стало создавать помехи в двусторонних отношениях на таких ровных направлениях сотрудничества двух политических столиц, как Афганистан.
Одно из наиболее конкретных на нынешнем этапе проявлений американо-российского сотрудничества по Афганистану в виде контракта между Пентагоном и «Рособоронэкспортом» по вертолётам Ми-17В-5 поставлено под большой вопрос.
Вертолётный контракт, заключённый американскими военными и российскими оружейниками весной 2011 года, не впервые сталкивается с трудностями на пути свoей реализации. В Вашингтоне уже давно крепчают настроения по поводу свёртывания контракта в виду продолжающегося военно-технического сотрудничества Москвы с Дамаском.
Законодатели США, в рядах которых особенно слышан голос представителей республиканского крыла Конгресса, озабочены получением российским ВПК средств из кармана американских налогоплательщиков, которые затем, якoбы, идут на производство и поставку вооружений «антинародному» режиму Башара Асада в Сирии.
Весьма уязвимая в своей логической цепи аргументация американских законодателей до последнего времени не вырывалась наружу в виде обязывающих Белый дом резолюций Конгресса. 19 июля 2012 года нижняя палата Конгресса одобрила поправку, запрещающую Пентагону иметь дела с «Рособоронэкспортом» (кстати, поправка была принята в Палате представителей через несколько часов, после того как Россия в очередной раз наложила вето на проект резолюции ООН по Сирии, предусматривающий введение санкций против Дамаска). В конце ноября данная поправка была принята и Сенатом США, который единогласно предписали военному ведомству страны свернуть сотрудничество с «Рособоронэкспортом».
Предписывать - не означает запретить, и «вертолётная» поправка в бюджет на следующий год ещё должна пройти все стадии своего утверждения перед тем, как стать юридически обязывающим администрацию Обамы и Пентагон документом.
Российские источники так и заявили: решение Сената США может нанести ущерб двусторонним отношениям, но оно ещё не вступило в законную силу, и делать окончательные выводы пока рано.
Позволим себе сделать некоторые выводы по текущему этапу американо-российских отношений, на характер которых гипотетический срыв контракта по Ми-17В-5 может иметь серьёзное, но не необратимое воздействие.Отношения двух держав развиваются в рамках некой общей конструкции «сдержек и противовесов» и поиска тем взаимовыгодного сотрудничества, однако последнее происходит весьма вяло и с малой результативной отдачей. В американо-российских отношениях ощущается отсутствие долгосрочно прочного фундамента экономического сотрудничества, на котором поиск точек политического соприкосновения интересов был бы на порядок легче осуществим.
Торгово-экономический оборот России и США достаточно внушителен. По данным за предыдущий год он составил чуть менее 43 млрд. долларов, и можно предположить, что за близящийся к концу 2012 год объём американо-российского товарооборота выразится в сопоставимых к 40-миллиардной отметке цифрах.
Оборот внушителен, но явно не сочетается с весом на международной арене двух глобальных акторов. Особенно этот диссонанс ощутим при срaвнении объёма взаимной торговли России и США с аналогичными показателями их торгово-экономических связей с другими крупными партнёрами. Россия и Турция по прогнозам закроют 2012 год с товарооборотом в 34-35 млрд. долларов, а абсолютная цифра взаимной торговли России и Китая, по оценкам российских торговых представителей в Поднебесной, составит около 90 млрд. долларов. В этом контексте объём торгово-экономических связей России и США в годовом разрезе должен быть ближе к российско-китайской отметке.
Дело, конечно, не столько в объёмах экономических связей двух держав, сколько в их качественном насыщении, что позволит преодолеть тесные рамки сведения львиной доли американо-российской торговли к минерально-энергоресурсной базе (в структуре российского экспорта в США по итогам 2011 года основная доля поставок пришлась на следующие товарные группы: минеральные продукты (в основном, продукция ТЭК) – 57,4% объёма российского экспорта, металлы и изделия из них – 18,3%, продукция химической промышленности - 15,4%).
Падение спроса на энергоресурсы – это общемировая тенденция. Если к ней добавить ожидаемую «сланцевую революцию», прогнозируемый выход США в ближайшие 15-20 лет на энергоресурсное самообеспечение, то тенденция принимает вид закономерности.
России и США нужен технологический, наукоёмкий прорыв в сфере двусторонних экономических связей, который только и позволит вывести их торговлю на качественно иной уровень. А за этой перспективой проглядывается и тесная политическая корреляция интересов Москвы и Вашингтона, в рамках которой стороны могут свести к минимуму колебания политических настроений, какие мы можем ныне наблюдать на Капитолийском холме вокруг сирийской темы и роли в ней России.
Скептики могут возразить, что астрономический объём американо-китайской торговли (за 2011 год – 448,6 млрд. долларов) не ведёт к автоматическому гашению принципиальных разногласий в отношениях Вашингтона и Пекина. Но здесь свою определяющую роль играет скорее не многомиллиардный товарооборот, а производные от него элементы качественного влияния на атмосферу двусторонних отношениях.
Все слышали про китайское, израильское, армянское, греческое, саудовское лобби на публичных площадках соприкосновения к формированию политики США и влияния на её «производство» в Вашингтоне. Влияние указанных групп значительно и в непубличных коридорах и кабинетах такого «производства». Некоторые имеют общее представление о наличии в США таких, во многом «экзотических», лобби, как мексиканское и кубинское («антикастровское»).
Но про российское лобби в вашингтонских структурах власти неизвестно практически ничего, наверное, по одной простой причине – его просто нет. Зато подробностей про русскую мафию в США хоть отбавляй.
Хотя вашингтонские аналитики указывают на лимиты важности России для США в качестве стратегического партнёра в регионах их особых внешнеполитических интересов, это скорее устаревшая констатация, требующая серьёзного переосмысления. Причём не только в Вашингтоне, но и в Москве. Это, условно говоря, улица с двусторонним движением, на середине которой две глобальные державы, рано или поздно, встретятся не как соперники, но партнёры. Перед этой встречей нужно проделать огромный объём работы.
Например, россиянам самым предметным образом необходимо приступить к реализации стратегии создания и развития лоббистских структур в Вашингтоне. За образец могут быть взяты, в частности, так называемые комитеты политического действия (Political Action Committee). Через эти структуры осуществляется расходование физическими и юридическими лицами средств для лоббирования экономических и политических задач. Богатый опыт такого лоббинга, причём, что может быть небезынтересно для России, с энергоресурсным оттенком, в Вашингтоне наработали в особенности саудиты.
Американцы же могли бы усилить свою работу «на месте», в России не педалированием правозащитных тем, а поступательным продвижением своего капитала на российском рынке и допущением российских компаний на рынок США. Ограничители таким встречным продвижениям в США полностью не сняты (в середине ноября с.г. Палата представителей Конгресса проголосовала за отмену поправки Джексона-Вэника, которая фактически не действует с 1989 года, ибо мораторий в отношении России на эту поправку ежегодно продлевается американской стороной, но формально она не отменена). И даже появляются новые препоны для формирования взаимовыгодной бизнес-среды и доверительного политического общения («список Магнитского»).
Но определённый энтузиазм у представителей США в Москве чувствуется, что было заметно, например, в начале этого года. В феврале 2012 года, комментируя вновь поступившие тогда данные о размере американо-российского товарооборота за 2011 год, посол США в России Майкл Макфол на своей странице в электронном дневнике оставил следующую запись: «После завершения процедуры вступления России в ВТО страна предоставит более широкий доступ на свои рынки для импорта... В результате торговля России с остальным миром неизбежно возрастёт. Американские компании хотят участвовать в этом росте. Однако для того, чтобы американские компании могли на равных соперничать со всеми остальными конкурентами на российском рынке, США должны распространить нормальные торговые отношения на Россию и отменить действие называемой поправки Джексона-Вэника. Администрация США работает с Конгрессом в этом направлении».
Можно только поприветствовать такую конструктивноть от официальных лиц США в Москве. Особенно в той её части, которая затрагивает вопрос работы администрации Белого дома с Конгрессом «в этом направлении».
Сумма контракта по 21 вертолёту Ми-17В-5 между Пентагоном и «Рособоронэкспортом» составляет 367,5 млн. долларов. С учётом возможной опции в виде дополнительной поставки ещё 10 вертолётов, соглашение о чём было достигнуто летом этого года, сумма контракта может достигнуть около 540 млн. долларов.
Это один с четвертью процента от прошлогоднего объёма товарооборота России и США.
Две державы, несомненно, переживут потерю этого процента, но рискуют потерять нечто несоизмеримо большее - ещё один элемент доверительности в своих отношениях.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.