Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

10.12.2012 | Сергей Минасян

Россия и Армения: повестка сотрудничества на 2013 г.

С учетом роли Южного Кавказа в формировании подходов и политики России на постсоветском пространстве, а также значимости российского фактора во внешней и оборонной политике Армении, представляется целесообразным в преддверии 2013 г. представить общую картину состояния и перспектив дальнейшего сотрудничества в важнейших областях, представляющих интерес для Москвы и Еревана.

При этом следует отметить, что российско-армянские отношения к настоящему времени имеют достаточно сбалансированный и многоуровневый формат, включающий в себя тесное взаимодействие двух стран в самых различных сферах сотрудничества. Взаимный интерес представляет, в первую очередь, политическое, военное и военно-техническое, экономическое, культурное и гуманитарное сотрудничество. Важную роль в армяно-российских отношениях играет также фактор участия России в качестве сопредседателя в Минской группе ОБСЕ, с 1992 г. являющейся основным переговорным форматом по урегулирования карабахского конфликта.

Все это подкрепляется также особой геополитической значимостью России, как приграничного с Южным Кавказом государства и ядерной державы, выступающей в качестве главного игрока во всех политических процессах на постсоветском пространстве и в прилегающих регионах.

Нынешний уровень двусторонних отношений

Военно-политическая сфера является, по всей видимости, наиболее важным измерением в двусторонних отношениях. На территории Армении дислоцирована 102-я российская военная база, российские пограничники содействуют Армении в охране ее границ с Турцией и Ираном. Российская военная база является ключевым фактором военно-политического присутствия России на Южном Кавказе. Она также выступает как один из элементов обеспечения национальной безопасности Армении и сохранения регионального баланса сил в контексте неурегулированного карабахского конфликта, существующих исторических проблем и сохраняющихся угроз безопасности Армении со стороны Азербайджана и Турции. В последние годы, после подписания в 2010 г. дополнений в армяно-российское соглашение по порядку ее дислокации на армянской территории, функции 102-й РВБ по обеспечению безопасности Армении существенно возросли. Армения является членом ОДКБ, что также является существенным фактором в армяно-российских отношениях.

Две страны имеют также достаточно активный уровень экономических, социальных и гуманитарных отношений. Россия является лидирующим инвестором в экономику Армении, объем ее инвестиций в 2012 г. превысил сумму в 3 млрд. долларов. Социально-экономические и политические отношения находятся на довольно стабильном уровне развития, что обеспечивается также присутствием десятков предприятий с российским капиталом на армянском внутреннем рынке. Приоритетные сферы экономическое сотрудничества – строительство новой АЭС в Армении при содействии «Росатома», новые коммуникационные и инфраструктурные проектов, развитие военно-промышленного комплекса Армении.

Новой тематикой в двусторонних отношениях между Ереваном и Москвой, актуализировавшейся в 2012 г., стала идея так называемого Евразийского Союза, выдвинутая Владимиром Путиным еще осенью прошлого года. Однако вопрос участия Армении в нем затрудняется фактором отсутствия единых границ с возможными членами данного объединения, что противоречит элементарной логике экономического сотрудничества, т.к. Армению от всей остальной части потенциального Евразийского Союза отделяют Грузия и Азербайджан, с их специфическими отношениями с Москвой и Ереваном.

Перспективы на 2013 г.

В 2013 г. особых изменений в общем формате взаимоотношений между Арменией и Россией не прогнозируется. В военно-политической сфере процессы сотрудничества Москвы и Еревана не будут ограничены лишь двусторонним форматом. Будет заметно большее вовлечение многостороннего формата, в основном касательно перспектив функционирования ОДКБ. В частности, по результатам достигнутых соглашений предполагается, что уже в течение 2013 г. в рамках данной организации будут организованы подчиненные единому командованию Коллективные силы ОДКБ, в состав которых войдет и армянский компонент. Также предполагается, что в ближайшем будущем (начиная с 2013 г.) вооруженные силы всех входящих в ОДКБ стран получат единые системы управления, боевой подготовки и материально-технического обеспечения, а российская сторона окажет помощь в существенном перевооружении вооруженных сил своих союзников. Готовится к подписанию и видимо уже в 2013 г. будет достигнуто соглашение о создании единой системы ПВО России и Армении

Как представляется, основные векторы развития взаимоотношений двух стран в политической сфере будут увязаны с попыткой углубления общих процессов интеграции на постсоветском пространстве, инициируемых официальной Москвой после возвращения в Кремль на третий срок президента Владимира Путина. Активизация торгово-экономического взаимодействия Армении и России в 2013 г. возможна в случае успеха попытки нормализации отношений между Россией и Грузией, предпринимаемых новым грузинским правительством.

Процессы интеграции в политической и социально-экономических областях между Россией и Арменией в 2013 г., при сохранении имеющихся форматов двустороннего сотрудничества, приобретут новую тематику диалога, увязываемую с идеей Евразийского Союза. Однако представляется, что идея экономической интеграции в рамках Евразийского Союза, основанная на экономическом субсидировании некоторых ее участников со стороны главного локомотива – т.е. России – делает этот процесс достаточно трудноосуществимым.

Позиция официальной Москвы относительно процесса мирного урегулирования карабахского конфликта в рамках формата Минской Группы ОБСЕ не претерпит особых изменений. Совместно с двумя другими странами-сопредседателями – США и Францией – Россия будет стремиться сохранять нынешний переговорный формат, с целью недопущения возобновления боевых действий и нахождения точек соприкосновения в позициях конфликтующих сторон. В силу наличия объективных и субъективных трудностей, связанных с нежеланием сторон изменить сохраняющийся статус-кво и пойти на взаимные уступки и компромиссы, деятельность России, как одного из сопредседателей Минской Группы в 2013 г. будет ограничиваться лишь мерами превентивного характера. При самом оптимистическом прогнозе, в течение 2013 г. России и другим странам-сопредседателям удастся лишь поспособствовать достичь сторонами согласия относительно укрепления режима перемирия в зоне конфликта и установления формального механизма по мерам установления доверия.

Сергей Минасян - к.и.н., руководитель департамента политических исследований Института Кавказ (Ереван, Армения)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net