Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.12.2012 | Николай Пахомов
Расстрельная поправка
Массовый расстрел детей в Коннектикуте вызвал очень болезненную реакцию американского общества – сейчас даже некоторые политики, обычно выступающие за максимальную реализацию второй поправки к конституции США, защищающую право на владение оружием, осторожно высказываются в поддержку реформ, направленных на ограничение этого права. Однако успех предлагаемых реформ не очевиден – проблем, связанных с существованием второй поправки несколько, и связаны они с идеологией современных США.
Ещё до принятия конституции США в Декларации независимости жизнь была названа неотчуждаемым правом человека. Однако именно защите этого права совершенно явным образом мешает вторая поправка: перед американским государством стоит невыполнимая задача – жизнь граждан защитить в принципе невозможно, если в любое время, в любом месте, любой может начать убивать окружающих. Причём использовать для этого современное, надёжное и эффективное огнестрельное оружие. Сторонники второй поправки сегодня силятся доказать, что проблем избежать можно. Например, сейчас часто можно слышать, что достаточно раздать всем учителям оружие, и проблема безопасности школ будет решена. При этом предлагающие такое абсурдное «решение» отчего-то не объясняют, как они собираются решать бесконечную череду последующих проблем. Учитывая, что в результате существования второй поправки американцы и гости США рискуют быть убитыми в любом месте, оружие просто необходимо всем и каждому. Мало ли что…
Ещё сторонники права на оружие говорят, что убить можно с помощью совершенно безобидных вещей, вторая поправка тут не при чём. Конечно, убить при некотором старании можно и с помощью, например, зубочистки, беда только в том, что у зубочисток есть и другое, основное применение, а пистолетом, скажем, можно колоть грецкие орехи, но предназначен он для убийства. В этой связи показательно, что трагедия в Коннектикуте с новой остротой поставила вопрос запрета оборота боевого оружия – в обозримой перспективе американцам вряд ли запретят охотиться или иметь дома пистолет для защиты жизни и имущества, однако едва ли можно назвать нормальной ситуацию, когда относительно свободно продаётся оружие, иногда превосходящее даже то, что есть в распоряжении полиции.
Другими словами, общественная опасность предмета напрямую связана со строгостью регулирования его обращения. Один незадачливый террорист, пытавшийся взорвать самолёт с помощью взрывчатки в своих ботинках, заставил разуваться авиапассажиров всего мира, расстрел в Коннектикуте, возможно, заставит американских политиков задуматься о разумности распространения среди населения боевого оружия.
Будут ли приняты соответствующие законы – пока вопрос открытый. Проблема не только во влиятельности оружейного лобби в целом и могущественной Национальной стрелковой ассоциации в частности. Вся американская жизнь построена на обширной системе мифов, тщательно оберегаемых политиками и СМИ: храбрые колонисты самостоятельно победили могущественную Великобританию, последствия рабства можно исправить позитивной дискриминацией в университетах и умолчанием цвета кожи преступников, Вторую мировую войну выиграли бравые морские пехотинцы и так далее. «Неправильные» вопросы (что бы было с колонистами без французской и испанской помощи, почему запрет на межрасовые браки в Алабаме был отменён только в 2000 году, зачем были убиты сотни тысяч мирных жителей в результате бомбардировок Хиросимы, Нагасаки и Дрездена) в информационный мейнстрим попадают редко. В данном случае вопрос «Как связана вторая поправка с существованием американской демократии?» явно принадлежит к таким.
Дежурный ответ на этот вопрос известен: сторонники второй поправки уверены, что огромное количество оружия на руках у американского населения «держит в тонусе» власти – если они задумают учредить тиранию, миллионы вооружённых до зубов граждан перестреляют всех сатрапов и их приспешников ради торжества свободы, демократии и прав человека. Однако на практике очень показательно, что среди сторонников второй поправки очень много приверженцев либертарианских идей. Удивительным образом, эти люди не бряцают грозно своим оружием, когда любимых их сердцу политиков (Рона Пола, Гари Джонсона) обслуга политического истэблишмента всячески «прессует» на выборах – либертарианские политики имеют особенно много «неудобных» вопросов, их точно нельзя допускать до власти. Впрочем, как и многих других. Или другая проблема: рейтинг Конгресса уже падал ниже десяти процентов, однако процент переизбираемости конгрессменов и других выбранных политиков колеблется в районе 90 процентов. В чём загвоздка? А как быть со стремительно растущим госдолгом, выплачивать который будут ещё многие поколения американцев? Все ли американцы согласны с его существованием? Особенно тогда, когда деньги идут, скажем, на обучение афганской армии (то, что афганцы умеют воевать заметил ещё Александр Македонский)…
Однако всё это не ведёт к появлению на улицах многомиллионной вооружённой «народной милиции», способной призвать политиков к ответу. В чем же тогда демократизирующее значение второй поправки? Скорее, напротив, нужно изо всех сил надеяться на то, что американцы в нынешнем политическом климате растущей поляризации и агрессивности не начнут регулярно использовать оружие как политический аргумент в многочисленных спорах.
Не стоит ожидать, что в результате расстрела в Коннектикуте в Америке начнётся серьёзная дискуссия, в результате которой можно будет получить ответы на этот и многие другие вопросы, связанные с существованием второй поправки. Будет хорошо, если будут приняты хоть какие-то меры, ограничивающие оборот оружия. На первый взгляд, кажется, что жестокость преступления будет способствовать принятию таких законов. Однако Национальная стрелковая ассоциация умеет реагировать на такие вспышки возмущения – сейчас руководство ассоциации затаилось, а когда дело дойдёт до голосования в Конгрессе по конкретным мерам, представители оружейного лобби сумеют объяснить некоторым конгрессменам, как поддержка этих мер повлияет на перспективы их переизбрания. В ближайшее время станет понятно, изменит ли трагедия в Коннектикуте американскую политику вокруг второй поправки.
Николай Пахомов – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.