Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
24.12.2012 | Марина Войтенко
Правительство открыло три карты
Нетипичный для последних лет декабрьский мороз на минувшей неделе получил своеобразное продолжение в совсем другой области: после октябрьской оттепели основательно подмерзли оценки инвестиционной динамики в ноябре. По данным Росстата (опубликованы 19 декабря), вложения в основной капитал выросли всего на 1,2% в сравнении с одиннадцатым месяцем прошлого года. После 4,9% в октябре это, действительно, выглядит отступлением от традиции, согласно которой конец года всегда сопровождался ускорением инвестиций.
Эксперты уверены, склонная к регулярной переоценке базовых экономических макропоказателей официальная статистика рано или поздно все пересчитает, и ноябрьское проседание обернется либо незначительным сбоем, либо вообще поступательным развитием. От этого в текущей тусклой картине новых ярких красок, однако, не добавляется.
Альтернативные расчеты индекса предложения инвестиционных товаров, сделанные в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, фиксируют лишь медленное восстановление активности в этой сфере: в ноябре показатель оставался на 3,6% ниже максимума, достигнутого в июле. Из четырех же частных индикаторов, входящих в сводный индекс, слабое превышение докризисного уровня (на 2,6%) имело место лишь по импорту машин и оборудования1 . Главный драйвер экономического роста, таким образом, в реальной жизни почти незаметен и пока, увы, остается преимущественно «теоретической конструкцией».
Ощущений прорыва не вызывает и качественная сторона инвестиционных процессов. Вслед за Банком России, полагающим, что текущие темпы и объемы промышленного выпуска практически соответствуют его потенциалу, к аналогичному выводу пришли эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) НИУ ВШЭ. В представленном на минувшей неделе докладе, основанном на результатах опроса более 10 тыс. предприятий констатируется: для 70% респондентов главная цель капвложений – замена оборудования и техники на грани физического износа, принципиальных модернизационных идей и замыслов не видно, крупный бизнес взял «инвестиционную паузу», а планы на 2013 год кардинальных изменений не обещают.
О том, что сохранение статус-кво или даже снижение капвложений, - это вполне вероятная тенденция, говорят и итоги ноябрьских опросов Института Гайдара. Во-первых, спрос, от которого зависят инвестпланы предприятий, снижается, и надежды на его оживление остаются слабыми. Во-вторых, сохраняются избыточные мощности (на нехватку оборудования жалуются лишь 12% директоров). На этом фоне не удивительно, что намерения вкладываться в основной капитал снизились до уровня 2010 года. Увеличивать инвестиции, как следует из опросов, планируют в ТЭКе, цветмете и леспроме. В разбивке по формам собственности позитивный баланс предпочтений по будущим вложениям демонстрируют только госкомпании.
В этих обстоятельствах все больше сомнений у экспертов вызывает сбываемость годового прогноза МЭР по росту потока средств, направляемых в основной капитал, скорректированного в начале декабря в сторону повышения с 5,5% до 7,8%. В Центре развития НИУ ВШЭ, например, считают: если декабрь будет как ноябрь, то рост инвестиций в 2012 году едва ли превысит 7%.
Обоснованные вопросы вызывает и характер инвестоживления в августе-октябре. По оценке «Эксперт-РА», в эти месяцы в РФ было заявлено, начато или запущено 59 частных проектов2 на сумму $15,3 млрд. При этом 28 из них, то есть, почти половина, были инициированы иностранными компаниями. Заметим, что у них несколько иная мотивация, чем у отечественных инвесторов. В условиях спада предвыборной политической турбулентности здесь включается логика создания глобальных производственных цепочек, позволяющих занять новые рыночные ниши и застраховаться от среднесрочных рисков во всемирном хозяйстве. При этом развитие многих высокотехнологичных отраслей (электроники, производства бытовой техники, автомобилей, фармацевтики, косметики, даже новых строительных материалов) без иностранного капитала уже невозможно.
Из наблюдений «Эксперт-РА» можно заключить, что в РФ как бы сосуществуют несколько инвестклиматов – «что немцу здорово, то русскому смерть» (слегка перефразируем известное крылатое выражение). Тем интереснее посмотреть на климатические перемены, которые позволили бы выживать и развиваться национальному капиталу. Повод тому – почти год назад на съезде «Деловой России» была объявлена национальная предпринимательская инициатива. Самое время подводить первые промежуточные итоги.
Напомним, что замысел состоял в том, чтобы, опираясь на оценки бизнесом регулятивной среды в РФ, выработать «дорожные карты», следование которым позволило бы подняться на двадцатую позицию в рейтинге Всемирного банка «Doing Business3 ».
Определенные подвижки уже есть. Разработаны и утверждены правительством пять «карт» по совершенствованию делового климата. Речь в них идет об упрощении и сокращении числа процедур для получения разрешения на строительство, улучшении таможенного администрирования, поддержке экспорта, повышении качества госуслуг по регистрации собственности, расширении доступности энергоинфраструктуры. Еще по девяти «дорожным картам» развернута работа Агентством стратегических инициатив (АСИ) и идут согласования с министерствами и ведомствами4 .
Основные результаты от внедрения «карт» ожидаются в 2013-2018 годах. Вместе с тем, по трем из них, причем в наиболее проблемных для бизнеса сферах госрегулирования, уже прошли или наступают сроки реализации запланированных мероприятий (в июле-ноябре по 30-ти, еще по 35-и в декабре). В связи с этим, что абсолютно логично, Правительство РФ включило этот контрольный вопрос в повестку заседания 20 декабря. Складывающаяся картина выглядит, мягко говоря, сильно неоднозначно.
Есть удачи. Так, в целом позитивно выглядит ситуация по дорожной карте «повышение доступности энергетической инфраструктуры». В тестовом режиме запущен интернет-сайт с интерактивной картой, информирующей потребителей о доступных точках подключения к электросетям. Принята типовая форма договора на подключение путем перераспределения мощности. Потребители с мощностью принимающих устройств 150 кВт получили право на рассрочку платежа за подключение на три года. В начале 2013 года ожидается полномасштабное введение уведомительного порядка допуска объектов потребителей в эксплуатацию, исключающего лишние согласования с Ростехнадзором. Готовятся нормативные акты, регулирующие ускоренное подключение на временной основе, а также погодовой график снижения стоимости услуг по доступу к энергетическим инфраструктурным объектам. Примечательно, что, согласно опросам, более половины предпринимателей осведомлены о возможностях, уже предоставленных этой «картой». Из них более трети, к примеру, уже используют рассрочку платежа.
Заметно, хотя и не беспроблемное, продвижение в реализации «таможенной карты». Главный итог здесь – понимание необходимости корректировок первоначальных планов. Замеры социологов ВЦИОМ показали, что по мнению 70% опрошенных (прежде всего, водителей-экспедиторов) ситуация не изменилась. 33% заявили – оформление грузов занимает до двух суток, еще 22% тратят на эти процедуры больше времени. С формальной точки зрения, Федеральная таможенная служба уложилась по большей части в установленные сроки. Но при этом обозначилось и очевидное «узкое место»: информационная система для управления рисками возникновения многодневных очередей оказалась, помимо собственных недостатков, несостыкованной с «блоками» других ведомств, участвующих в обеспечении таможенных операций. Прежде всего, это касается фитосанитарного и ветеринарного контроля, а также внедрения единого документооборота для всех госучастников процесса. Иначе обязательное уведомление со стороны бизнеса (введенное для обеспечения его же участия) о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза, не приведет ни к каким результатам.
Другой немаловажный итог работы с этой «картой» - куда больше ясности в вопросах модернизации пограничных переходов (и по адресам, и по требуемым средствам). Напомним, что, согласно решению правительства, с 1 июня 2013 года все новации в таможенном администрировании становятся предметом обязательной оценки регулирующего воздействия со стороны предпринимательских ассоциаций и союзов, что должно поспособствовать сближению позиций бизнеса и государства по многим конкретным деталям таможенного оформления.
Что же касается третьей «карты» по улучшению предпринимательского климата в строительстве, то здесь глава МЭР Андрей Белоусов на заседании правительства 20 декабря был вынужден констатировать ситуацию, близкую к провалу. Всего до конца года необходимо воплотить в жизнь 25 позиций плана. Сроки по 16-ти уже наступили, федеральные органы власти докладывают, что исполнены 11, при этом мониторинг МЭР и АСИ показывает – на деле реализованы лишь два пункта.
До сих пор не установлен исчерпывающий перечень административных процедур в жилищном и промышленном строительстве, что провоцирует огромный разрыв между регионами по срокам и стоимости получения разрешений5 . По мнению министра экономразвития, бизнес положение дел с реализацией карты оценивает в ноль, и каких либо измеримых результатов не получено (в лучшем случае они обнаружатся к лету-2013). Поэтому нельзя исключить, что «строительную карту» возможно придется перерабатывать и утверждать заново (многие предложения бизнеса и экспертного сообщества остались «за бортом», ряд целевых показателей, предписанных к безусловному достижению имеют неоднозначные трактовки).
По версии МЭР, приоткрывшего 20 декабря, три первых дорожных карты, основных проблем с ними две – это нарушение сроков исполнения и негативные оценки разрабатываемых проектов нормативных актов предпринимательским сообществом.
Премьер Дмитрий Медведев по ходу заседания обозначил еще одну – зачастую формальный подход органов исполнительной власти к выполнению соответствующих планов по «картам», что оборачивается потерей их «энергии» на уровне регионов. Похоже, именно поэтому в дополнение к ежеквартальному трехуровневому мониторингу движения по дорожным маршрутам (ответственным федеральным органом исполнительной власти, рабочими группами АСИ, объединениями предпринимателей), на основании которого должны вноситься целесообразные корректировки, премьер-министр, правда, уже в качестве лидера «Единой России», предложил партии реализовать проект «Бизнес в провинции».
Как видим, системная работа по улучшению инвестклимата – в самом ее начале. При этом стиль деятельности органов госвласти кардинально изменить пока не удается. Тем не менее, бизнес уже настроен на перемены, хотя многие верят в них примерно также как в Деда Мороза или «снежного человека». И все-таки хочется надеяться на лучшее, на новые инвестиции. Ведь, если не смотреть на «дорожные карты» с оптимизмом, не побуждать через постоянный диалог федеральные и региональные власти к их исполнению, тогда из них уж точно выйдет одна лишь «Пиковая дама».
1. ЦМАКП рассчитывает свой «Индекс инвестиционной активности» как средневзвешенное значение субиндексов производства и импорта машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств для внутреннего рынка (за вычетом экспорта), а также предложения (производства и импорта за вычетом экспорта) и железнодорожных перевозок строительных материалов.
2. В весеннем инвестобзоре было зафиксировано 35 частных проектов на $7,15 млрд., в летнем еще меньше – 31 проект на $5,8 млрд.
3. Пока же по комфортности таможенного администрирования РФ в этом рейтинге занимает 162-е место из 185, по уровню доступности энергоинфраструктуры – 84-е, предпринимательскому климату в строительстве – 184-е место, качеству услуг по регистрации собственности – 46-е.
4. В числе разрабатываемых маршрутов: облегчение доступности кредитных ресурсов; защита инвесторов в корпоративном законодательстве и судебной практике; расширение доступа малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний; оптимизация регистрации предприятий; повышение качества регулятивной среды для бизнеса; реформа рынка труда; совершенствование налогового администрирования; развитие конкуренции; а также так называемый проект «Красная кнопка» – формирование эффективной системы «оперативного реагирования на обращения предпринимателей».
5. В Сургуте количество процедур, требующихся для получения разрешения на строительство – 17, в Москве (что собственно и лежит в основе рейтинга Doing Business) – 42. В Сургуте для этого нужны 150 дней, в Москве – 342 дня. Далеко не случаен в связи с этим сарказм главы МЭР – перенесли бы столицу в Сургут, сразу поднялись бы со 178-го места на 111-е.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.