Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.01.2013 | Сергей Минасян
Слишком оптимистическая поездка? О визите Иванишвили в Армению
17 января состоялся официальный визит премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили в Армению. Это был второй региональный визит нового главы грузинского правительства после оглушительной и для многих неожиданной победы оппозиции в ходе октябрьских парламентских выборов в Грузии: в самом конце минувшего года Иванишвили уже посетил Азербайджан. В отличие от Баку, где нового главу грузинского правительства ждали с некоторой настороженностью и недоверием (в декабре Иванишвили заявил, что сомневается в целесообразности финансируемой Азербайджаном через территорию Грузии и в обход Армении постройки железной дороги Баку-Ахалкалаки-Карс), в Ереване ждали Иванишвили с подчеркнутым интересом.
Ожидания армянских властей были связаны как со сделанными ранее обещаниями Иванишвили о возможности решения многих насущных проблем, к примеру, связанными с армянским населением Грузии, особенно в компактно заселенном ими регионе Самцхе-Джавахети, так и с публично декларируемым намерением нового грузинского правительства о готовности налаживания отношений с главным военно-политическим союзником Армении – Россией. В данном контексте особый интерес Еревана вызвали заявления новых грузинских властей (например, новоназначенного министра по реинтеграции Пааты Закареишвили) о желании задействовать Абхазскую железную дорогу, закрытую еще в начале 1990-х гг., с началом абхазо-грузинского конфликта. Кстати, именно эти заявления, о перспективе задействования этой железнодорожной ветки, связывающей Грузию и Армению с Россией, вызвали в свое время не меньшую негативную реакцию в Баку. Ведь в Азербайджане стали всерьез высказываться опасения, что в случае возобновления работы Абхазской железнодорожной ветки транспортная блокада с его стороны Армении станет почти бессмысленной.
Хотя впоследствии Закареишвили отчасти дезавуировал свои заявления, немного успокоив Баку, в ходе своего январского визита в Ереван премьер-министр Иванишвили вновь повторил их, с еще большей (во всяком случае, для публичного заявления) степенью категоричности. Естественно, грузинский премьер не забыл упомянуть, что решение этого вопроса зависит уже столько не от официального Тбилиси, а от позиции России и Абхазии. Тем не менее, категоричность его высказывания существенно отличалась от достаточно расплывчатых заявлений, сделанных новым грузинским правительством в конце прошлого года.
Понятно, что даже сделанные с такой категоричность политические заявления остаются пока еще лишь заявлениями. Об их практической осуществимости (и сроках) говорить еще очень рано, но сам факт их озвучивания не остался незамеченным со стороны армянских властей. Впервые встретившись с Иванишвили только 17 января, руководство Армении – и президент Серж Саргсян, и премьер-министр Тигран Саркисян – сразу же демонстративно и подчеркнуто высказали самое теплое отношение к новому главе правительства соседней страны.
В ходе визита Иванишвили встретился также с главой Армянской апостольской церкви католикосом Гарегином Вторым, в ходе которой обсуждались также вопросы о возвращении ряда армянских церквей в Грузии, конфискованных в советский период и затем не возвращенных их прежнему владельцу. Долгое время этот вопрос не находил своего решения, правительство Саакашвили не решалось браться за эту проблему, усложнившуюся после решения Грузинской православной церкви также заявить о своих претензиях на ряд православных храмов уже на территории Армении. Во время встреч, как со светским, так и с духовным руководством Армении, грузинский премьер выдвинул новое, по его оценке – компромиссное решение. Он готов в самое кратчайшее время за счет средств своего благотворительного фонда начать ремонтно-восстановительные работы по благоустройству этих храмов (вне зависимости от их принадлежности), пока совместная армяно-грузинская комиссия не определит принадлежность этих храмов. Иванишвили сказал, что грузинская сторона готова согласиться с любым решением этой комиссии, и, как он заявил в интервью армянской редакции радио «Свободы», у него создалось впечатление, что армянская сторона также готова к подобным шагам.
Хотя указанное предложение грузинского премьера само по себе может вызвать новые проблемы и споры (к примеру, по каким проектам и в соответствии с какими церковно-архитектурными традициями должна будет осуществляться возможная реконструкция храмов до окончательного определения их принадлежности), тем не менее, оно демонстрирует четкую готовность грузинского премьера найти политическое (и компромиссное) решение этой застарелой проблемы, откладывающей негативный отпечаток на двусторонние межгосударственные отношения.
Аналогичным образом Иванишвили также отреагировал на вопросы, касающиеся проблем армянского населения Самцхе-Джавахети. Отметив, что он очень благодарен армянскому населению этого региона, во время парламентских выборов впервые в истории Грузии в столь значительной степени проголосовавшего за оппозицию, он пообещал, что не только не забудет свои предвыборные обещания, но и «сделает больше, чем обещал» в Самцхе-Джавахети. В ответ на просьбу армянского католикоса Иванишвили также обещал рассмотреть вопрос об освобождении армянского политического деятели из этого региона Ваагна Чахаляна, арестованного и осужденного в период правления Саакашвили. Ну, а на встрече с президентом Армении Сержем Саргсяном Бидзина Иванишвили вообще заявил, что готов сделать так, чтобы армяно-грузинские отношения стали «лучшими в истории».
В ходе встреч с армянскими журналистами Иванишвили также коснулся перспектив внешнеполитической ориентации Грузии. Заявив, что он видит будущее своей страны в рамках европейских и евроатлантических структур, грузинский премьер также добавил, что при этом он надеется и на хорошие отношения Грузии с ее важнейшим соседом – Россией. Иванишвили добавил, что в этом плане он «с белой завистью» оценивает внешнюю политику Армении, которая имеет «столь блестящие отношения и с Россией и с США и с европейскими странами».
Визит Иванишвили в Армении прошел в настолько нетипичной для многих постсоветских стран положительной атмосфере (в том числе по сравнению с предыдущими визитами Саакашвили или премьеров из его правительства), что невольно возникает вопрос в реалистичности такого оптимистического развития событий в армяно-грузинских отношениях, как это пытался показать новый глава грузинского правительства. Скорее всего, что как минимум многие из озвученных идей пока еще не скоро найдут свое решения – политические ограничения как внутри Грузии (а возможно и в Армении), так и в более широком региональном контексте, дадут о себе знать. Не говоря уже о том, что, например, важнейший вопрос реабилитации Абхазской железной дороги Тбилиси придется решать, естественно, не с Ереваном, а с Москвой и Сухуми, со всем «сопутствующим шлейфом» двух кажущихся на данный момент неразрешимыми проблем в абхазо-грузинских и осетино-грузинских конфликтах.
Впрочем, в присутствии двух премьеров в Ереване было также подписано межправительственное соглашение об облегчении режима пограничного и таможенного контроля на армяно-грузинской границе, в формате т.н. «одного окна», что может уже восприниматься хорошим прологом для возможного в будущем существенного положительного сдвига в армяно-грузинских отношениях.
Ну, а пока первым на поездку Иванишвили в Армению в типичном для него оперативном темпе отреагировал из Тбилиси пока еще действующий грузинский президент Михаил Саакашвили. В ходе специально созванного брифинга Саакашвили отметил, что заявления, сделанные Иванишвили в Ереване, «совершенно не учитывают геополитические и стратегические политические интересы Грузии», а «устраивают только Россию» и что открытие железной дороги через Абхазию «станет антигосударственным, преступным, антигрузинским, антинациональным и соответствующим фундаментальным интересам оккупанта шагом»…
Сергей Минасян, к.и.н., руководитель департамента политических исследований Института Кавказа ( Ереван, Армения)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.