Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
21.01.2013 | Марина Войтенко
Темпы роста как диагноз…
На минувшей неделе Всемирный банк (16 января) опубликовал очередной доклад «Глобальные экономические перспективы» (Global Economic Prospects), по традиции содержащий уточненный прогноз на 2013 год и 2014-2015 годы. «Процесс восстановления экономики остается неустойчивым и неопределенным, омрачая перспективы быстрого улучшения ситуации и возвращения к более уверенному экономическому росту», - констатирует во введении к документу президент группы World Bank Джим Ён Ким.
В 2013 году ожидается, что мировая экономика в целом вырастет на 2,4% (оценка октября-2012 составляла 2,5%). В 2014 году – на 3,1%, в 2015-ом – на 3,3%. По итогам-2012 общемировой ВВП увеличился на 2,3%.
Экономика развивающихся стран будет расти более высокими темпами: в 2013 году на 5,5% (против 5,1% в 2012-ом), в 2014-ом – на 5,7%, в 2015-ом поднимется на 5,8%. В развитых экономиках (по терминологии ВБ, с высоким уровнем дохода) динамика будет более умеренной – соответственно 1,3%; 2,0% и 2,3%. Заметим, что прогноз на текущий год ухудшен – в октябре аналитики Всемирного банка полагали, что рост-2013 достигнет 1,5%.
Как отмечает старший вице-президент и главный экономист ВБ Каушик Басу, «надежда на U-образную траекторию восстановления экономики сменилась на W-образную, и теперь «алфавитный» прогноз мирового роста становится все более затруднительным». На замедление могут сработать отсутствие прогресса в Еврозоне, фискальные и долговые проблемы в США, возможность резкого сокращения инвестиций в экономику Китая, а также высокая волатильность мирового рынка нефти. Вместе с тем, потенциал этих рисков оценивается несколько ниже, чем раньше, а вероятность более быстрого восстановления развитых экономик увеличилась.
В 2013 году Еврозона останется в рецессии (-0,1%), после чего ее ВВП вырастет в 2014 году на 0,9% и в 2015-ом на 1,5%. США в текущем году притормозят до 1,9% (после 2,2% в 2012-ом), но уже в 2014-ом ускорятся до 2,8% и до 3,0% в 2015 году. Темпы роста экономики Китая в ближайшие три года будут несколько снижаться: с 8,4% в 2013 году до 8,0% в 2014-ом и 7,9% в 2015-ом.
Оценки в отношении России не изменились: ВВП в 2013 году покажет прирост в 3,6%, в следующие два года соответственно в 3,9% и 3,8%. На первый взгляд, в принципе, очень даже недурно: российское хозяйство уверенно обосновалось в переходном состоянии от развивающегося рынка к развитой экономике с соответствующей динамикой. Между тем, если принять во внимание, что по итогам-2012 Минэкономразвития предварительно оценивает рост ВВП в те же 3,6%, получается как-то не очень оптимистично и почти стагнационно.
Отметим, что в декабре-2012 Сводный опережающий индекс (СОИ), который в течение всего прошлого года и без того оставался в отрицательной области, вырос до «-1,6%» в годовом выражении. По мнению аналитиков Центра развития НИУ ВШЭ, рассчитывающих этот индикатор, показатель явно свидетельствует о склонности экономики впасть в стагнацию: колебания темпов «около нуля» в течение одного-двух кварталов представляется наиболее вероятным сценарием.
Когда не просматривается ни резкий спад, ни крутой взлет, это означает, что экономика движется по инерции, а ее устойчивость определяется мерой остроты накопленных структурных проблем. В такие времена ожидания бизнеса и экспертного сообщества пребывают преимущественно в сумеречной зоне.
Свидетельство тому свежий (от 14 января) консенсус-прогноз в газете «Ведомости1 », общий вывод из которого вполне описывается предупреждением: «пристегните ремни, заходим на посадку». При крайних предположениях о темпах роста в 2,0% и 4,2% медианное их значение оказалось 3,25%. На общемировом фоне относительно сносно. С учетом же необходимости выполнения государством уже принятых на себя обязательств (прежде всего, зарплатно-социальных) – предел толерантности президента и правительства по отношению к текущей ситуации.
На совещании по экономическим вопросам (16 января) Президент РФ Владимир Путин прямо высказался о том, что «скачки показателей экономической динамики настораживают», а «результаты ноября вселяют определенное беспокойство». Напомним, за одиннадцатый месяц 2012 года ВВП прибавил 0,1% (к предыдущему месяцу, сезонность исключена), промпроизводство увеличилось на 0,6%, инвестиции в основной капитал и объем работ в строительстве сократились соответственно на 2,1% и 2,8%, реальные располагаемые доходы населения выросли на 2,3%, реальная заработная плата – на 0,9%, оборот торговой розницы – на 0,4%. Эту неустойчиво-противоречивую картину «удачно» дополнило внешнеторговое сальдо в $15,2 млрд., что на $0,7 млрд. выше, чем в октябре-2012, но на $1.7 млрд. ниже, чем в ноябре-2011.
Резоны президентской озабоченности вполне понятны – уже не раз Владимир Путин публично заявлял, что для устойчивого развития стране необходимы 5-6%-е ежегодные темпы роста ВВП. Нормативная цель, однако, уже как минимум в полтора раза разошлась с реальностью. Поставленные на совещании задачи предельно технологичны. Если уж экономическая динамика требует стимулирующих мер, то они должны быть оптимальны в сложившейся ситуации. Поэтому, во-первых, следует удостовериться, действительно ли исчерпаны все средства поддержки потребительского спроса (что было поставлено во главу угла в антикризисных программах и экономической политике РФ последних лет). И, во-вторых, определить дальнейшие конкретные шаги по стимулированию инвестиционного роста (от комплексного анализа эффективности бюджетных расходов и путей их оптимизации и политики на рынке труда с точки зрения повышения мобильности рабочей силы и создания новых высокотехнологичных рабочих мест до таких прикладных вопросов, как запуск механизма инфраструктурных облигаций, формирование Росфинагентства, как «компании», управляющей средствами суверенных фондов, предоставления госгарантий инвестпроектам среднего бизнеса и т.п.).
Показателен и общий контекст поручений Президента РФ: решения в целом принимаем правильные, но, вот, сроки и характер их исполнения – это нечто … Действительно, большая часть обсуждавшихся вопросов была поставлена еще в пакете Указов Президента РФ от 7 мая прошлого года. С ответами получается пока заметно хуже.
Впрочем, на Гайдаровском форуме премьер Дмитрий Медведев заявил, что основная цель правительства на ближайший период – обеспечить переход на траекторию устойчивого экономического роста, во всяком случае на уровне не ниже 5%. Добиваться этого правительство будет, концентрируя усилия на семи приоритетах, в работе над которыми «уже задан тренд».
Речь идет об обеспечении макроэкономической стабильности на основе жесткой долгосрочной предсказуемой бюджетной политики, снижения инфляции, повышения эффективности госрасходов; о форсированном развитии инфраструктуры в ключевых сферах; совершенствовании рынка труда; улучшении делового климата, обеспечении доступа к кредитам, наращивании частного долгосрочного инвестиционного ресурса; использовании конкурентных преимуществ в сфере человеческого капитала; сбалансированном региональном развитии и совершенствовании межбюджетных отношений, конкуренции между территориями за рабочую силу и инвестиционные ресурсы; усилении международных позиций российской экономики и ее интеграции в глобальное хозяйство «по всем азимутам».
Единения вокруг идей и оценок премьера на форуме, однако, не случилось (экспертов, видимо, подвело отсутствие партийной дисциплины). Лидер Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин оспорил саму возможность достижения 5%-ных темпов в ближайшие 5-7 лет, даже если все необходимые реформы начнутся завтра! В том числе: уход государства с «командных высот», приватизация его избыточных активов, реальная экономическая диверсификация и технологическая модернизация, о которых говорил и сам Дмитрий Медведев. Как раз многое из того, что уже предпринимается правительством (например, та же пенсионная реформа или бесконечные «бодания» с ВТО) не позволяет сделать вывод о возможности ускорения темпов.
Ровно это же, то есть, сомнительность ожиданий рывка при сохранении статус-кво, правда, с противоположных «идеологических» позиций подтвердил и замглавы МЭР Андрей Клепач: потенциал роста в настоящее время выбран на 80%, поэтому 4,5% годовых вполне вероятны, но при заметном ослаблении как бюджетной, так и монетарной политики. Регулятивная развилка или, иначе говоря, выбор за счет чего добирать искомые 1,5-2,5% дополнительного роста, сформулирована, как видим, предельно ясно2 .
Свою версию ответа на минувшей неделе дал Банк России, оставивший 15 января без изменений уровень ставки рефинансирования и операционных ставок. «Учитывая сохранение достаточно высоких темпов банковского кредитования, риски существенного замедления экономического роста, связанные с ужесточением денежно-кредитных условий, оцениваются как незначительные», - отмечается в пресс-релизе регулятора. Напомним, что систематические «наезды» оппонентов на ЦБ РФ происходили всю вторую половину прошлого года, когда еще только наметилась тенденция к затуханию темпов роста.
Вопреки советам снижать ставку (с инфляцией, мол, все равно не справитесь), Банк России поступил ровно напротив, пойдя в сентябре-2012 на повышение «цены» рефинансирования до 8,25%, и не поддавшись последующему давлению. Курс себя оправдал, поскольку восходящий инфляционный тренд по сути переломлен и тем самым для общеэкономического роста восстановлено важнейшее из комфортных монетарных условий. Денежное предложение (М2 за год выросло менее чем на 12%) в этих обстоятельствах соответствует выпуску, остающемуся вблизи своего потенциального уровня.
Первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев на Гайдаровском форуме высказался на этот счет совершенно определенно: при данных общественных институтах и структуре экономики в России нет разрыва между фактическим и потенциальным экономическим ростом3 . Поэтому смягчение денежной политики в виде снижения процентных ставок было бы контрпродуктивным, так как не дав желаемого роста, привело бы к накоплению новых дисбалансов и переводу рисков из «оценочных категорий» в жизненные реалии.
Именно поэтому большинство экспертов не ждет скорого разворота в действиях регулятора. Борьба с инфляцией все еще актуальна (в годовом выражении она составляет 6,8%, в январе уже набрано 0,4%; кроме того, необходимо будет самортизировать декабрьский скачок денежной базы в широком определении на 19,9%). Скорее всего, ЦБ РФ займется точечной настройкой операционных ставок, управляя ликвидностью в банковском секторе и создавая стимулы к торможению потребительского4 и росту корпоративного кредитования. Увеличение последнего в текущем году на 15% (против 12,7% в 2012-ом) – вполне реальная перспектива.
Что же касается позиции Минфина, то она тоже предельно понятна. По мнению министра финансов Антона Силуанова, никакой устойчивый экономический рост в современных условиях невозможен без бюджетной консолидации. Проведение структурных преобразований, создающих платформу будущего развития важнее дополнительных расходов и инвестиций государства. В привязке к российской действительности это означает: из 13 трлн. рублей расходной части бюджета напрямую на поддержку экономики идут 1,8 трлн. рублей, при этом общий нулевой баланс (бездефицитность) сосуществует с ненефтегазовым дефицитом в 10,6% ВВП (что на 1 п.п. ниже, чем в 2011 году).
Как видим, «роялей в кустах», то есть ресурсов в наличествующем российском финансовом хозяйстве, способных чудесным образом разогнать рост до 5% за считанные месяцы, не обнаруживается. Вместо них при радикальных встрясках бюджетной и денежной политики могут реализоваться риски, за несколько недель гарантированно разваливающие макроэкономическую стабильность.
Что же остается? Только скрупулезная и длительная структурно-реформаторская работа над инвестклиматом, качеством юрисдикции, созданием международного финансового центра, защитой собственности и т.п. Существенным подспорьем может стать и всесторонняя международная интеграция РФ, в основе которой встраивание национального бизнеса в трансграничные цепочки в формирование добавленной стоимости, о чем немало говорилось на Гайдаровском форуме.
Вернемся, однако, по законам жанра к названию обзора. В последнее время становится все более ясным, что в глобальной экономике конкурируют уже не только сложившиеся рыночные и государственные институты.
Все более жесткая борьба за инвестора становится содержанием институциональных перезагрузок рыночно-хозяйственных пространств очень многих стран. При этом капитал выбирает не только комфортное сущее, но и образ его будущего. По части политических мантр и прочих заклинаний на этот счет в РФ полный порядок. С реальными делами на этой стезе много неопределенней. Необходимые и достаточные условия и факторы российской модернизации пребывают как бы в режиме устойчивого взаимоотталкивания. Их «разбегание» вот-вот станет критическим. Именно такой диагноз и следует из нынешнего витка размышлений о текущем экономическом росте.
1. См. подробнее «Затухающая Россия», Ведомости, 14 января 2013 года
2. 8 декабря 2012 года Владимир Путин поручил президенту РАН Юрию Осипову подготовить доклад «О комплексе мер по обеспечению устойчивого развития России в условиях глобальной нестабильности». Работу над документом координирует вице-президент РАН (член совета директоров «Роснефти»), академик Александр Некипелов и советник Президента РФ, академик Сергей Глазьев. Судя по первым подготовленным материалам, идея радикального изменения подходов к бюджетной политике и денежно-кредитному регулированию остается одной из главных.
3. Если уж и говорить о разрывах, то, прежде всего, между фактическим выпуском и спросом. Так, по расчетам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), годовой индекс производства, исчисляемый на основе производства электроэнергии, вырос за год на 3%, в то время как индекс спроса, составляемый на основе данных о погрузках промышленных товаров на железнодорожном транспорте, - всего 0,4%.
4. Отношение совокупной задолженности по банковским кредитам к доходам домохозяйств уже превысило кризисный максимум (18% в сентябре 2008 года), достигнув 21% в сентябре-2012. Долговая же нагрузка на располагаемые доходы населения в третьем квартале превысила 10%, что сопоставимо с ана
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.