Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

22.01.2013 | Алексей Макаркин

Германия: генеральная репетиция

Земельные выборы в Нижней Саксонии стали генеральной репетицией выборов в бундестаг, которые пройдут в сентябре. Таким образом, их значимость существенно выходит за пределы рядовых выборов в ландтаг.

Успех левоцентристов

До последнего момента было неясно, какая коалиция сформирует правительство – правоцентристская (ХДС – свободные демократы, ее еще называют "черно-желтой" по партийным цветам) или же левоцентристская, "красно-зеленая" (социал-демократы – зеленые). В результате, с перевесом в один голос (69 против 68) победили "красно-зеленые", которые и сформируют новое земельное правительство, которое до выборов было "черно-желтым". Соответственно, левоцентристы получили большинство и в бундесрате – верхней палате германского парламента, представляющем интересы земель. Это не влияет на судьбу правительства, которое утверждается бундестагом, но может сдержать законотворческую активность кабинета Ангелы Меркель накануне осенних выборов.

Перед общенациональной избирательной кампанией социал-демократы получили, по меньшей мере, психологическое преимущество – но далеко не факт, что им удастся конвертировать его в электоральный успех. Выборы в Нижней Саксонии лишь условно можно считать прообразом федеральных. Например, на западе страны существенно ниже результаты Левых – пятой политической силы, представленной в бундестаге. В нижнесаксонский парламент они не прошли, но за счет избирателей Востока они имеют хорошие шансы сформировать фракцию в новом составе бундестага. И тогда может возникнуть очень неприятная для политической элиты Германии ситуация. Союз христианских демократов с Левыми исключен, но и социал-демократы не хотели бы формировать кабинет вместе с наследниками бывшей правящей партии ГДР (хотя на земельном уровне есть прецеденты формирования "красно-красно-зеленых" коалиций).

Сохраняется интрига, связанная с протестным голосованием молодежи за Пиратскую партию. Впрочем, оценки ее перспектив сейчас не столь оптимистичны, как в 2011 году, когда она с почти 9% голосов прорвалась в региональный парламент Берлина, а затем добились успехов в нескольких землях – но на нынешних выборах в Нижней Саксонии они не прошли в ландтаг. Романтика новизны проходит, а внутрипартийные конфликты разочаровывают многих сторонников партии. Но избирательная кампания все равно может принести сюрпризы – если "пираты" смогут выступить креативно.

В случае успеха Левых и "пиратов" более вероятно формирование "большой коалиции" из двух основных партий, однако сейчас оба главных конкурента дают понять, что и это весьма нежеланный вариант. Компромиссному правительству будет очень сложно проводить осмысленную экономическую политику. Понятно также, что перед выборами ни одна партия не будет "расхолаживать" своих избирателей, которые могут и не прийти на выборы, если решат, что судьба будущего кабинета станет предметом торга между основными соперниками.

Реанимация свободных демократов

Христианские демократы рассчитывают на воспроизводство нынешней "черно-желтой" коалиции. Но для этого надо, чтобы свободные демократы добились на выборах успеха, что вовсе не гарантировано. Более того, партии предрекали даже непрохождение 5-процентного избирательного барьера. Добившись успеха на прошлых выборов за счет ярких либеральных лозунгов, партия растратила свой потенциал из-за невнятного курса ее министров в правительстве Ангелы Меркель, где они оказались на вторых ролях.

Однако выборы в Нижней Саксонии показали, что свободных демократов рано списывать со счетов – они получили почти 10% голосов. Так что лидер партии Филипп Реслер (он же федеральный министр экономики) останется на своем посту – в случае провала он, скорее всего, подал бы в отставку, что особенно опасно в год выборов, когда избиратели могли бы не успеть привыкнуть к новому "первому номеру". С одной стороны, это хорошая новость для партии Меркель – если повышательная тенденция сохранится, то ее партнеры проходят в бундестаг.

С другой стороны, есть неприятный осложняющий момент. Повышение популярности свободных демократов в Нижней Саксонии произошло во многом за счет перераспределения голосов внутри правящей коалиции. Часть избирателей христианских демократов сознательно голосуют за партию Реслера, чтобы сохранить нынешнюю расстановку сил в бундестаге. И избежать как прихода к власти левоцентристской коалиции, так и не устраивающего их идеологически союза двух больших партий. Таким образом, собственный ресурс свободных демократов если увеличился, то ненамного, что может негативно сказаться на шансах коалиции в целом.

Фактор Меркель

В этих условиях у христианских демократов остается их главный ресурс, который лишь в меньшей степени мог быть задействован на земельных выборах – личный фактор Ангелы Меркель, безусловно, самого популярного политика страны. В Нижней Саксонии (как и других землях) во время избирательной кампании существенную роль играют местные вопросы, тогда как на федеральном уровне одним из ключевых факторов будет конкуренция лидеров. Хотя в парламентской республике, которой является Германия, нет прямых выборов главы государства, но вопрос о будущем канцлере, разумеется, будет находиться в центре внимания избирателей.

В активе Меркель – относительно спокойное экономическое развитие Германии как лидера североевропейских членов Евросоюза, которые вообще переносят кризис существенно лучше, чем их средиземноморские коллеги. Хотя в последнее время экономика страны балансирует на грани рецессии – рост ВВП в прошлом году составил по предварительным данным всего 0,7%, а в первом квартале нынешнего Бундесбанк прогнозирует стагнацию – но еще до выборов ожидается оживление экономики. Не менее важной является и роль Меркель как самого влиятельного в настоящее время европейского лидера, играющего определяющую роль в координации действий стран ЕС по противостоянию кризису.

Социал-демократы противопоставили Меркель опытнейшего экономиста Пера Штайнбрюка, в прошлом премьера федеральной земли Северный Рейн – Вестфалия и успешного министра финансов в правительстве "большой коалиции" (то есть под началом Меркель) в 2005-2009 годах. В кризисные времена позитивный экономический опыт политика особенно ценится. Но к Штайнбрюку немало претензий внутри его собственной партии – после ухода из правительства он заработал 1,25 млн евро в качестве гонораров за публичные выступления, что кажется левой части социал-демократов, акцентирующей тему социальной справедливости, явно чрезмерным.

А уже после своего выдвижения на пост канцлера он неожиданно для своих товарищей по партии заявил, что считает зарплату главы германского правительства слишком низкой. С точки зрения эксперта-технократа для этого есть основания – Штайнбрюк обратил внимание на то, что директора банковских филиалов в Германии получают больше, чем канцлер. Но население считает, что почти 17 тысяч евро в месяц для главы правительства вполне достаточно – 72% немцев, по данным социологического института TNS Emnid, не согласились с точкой зрения Штайнбрюка.

Исход борьбы далеко не решен (было бы странно считать иначе, когда избирательная кампания еще не началась). И ее исход во многом будет зависеть как от состояния германской экономики, так и от бойцовских качеств политиков.

Алексей Макаркин - первый вице-президент Центра политических технологий

Материал опубликован на сайте радиостанции "Голос России" 22 января 2013 года

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net