Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
24.01.2013 | Татьяна Становая
Закручивание губернаторов
Госдума вчера, как и предполагалось, приняла в первом чтении законопроект, который позволяет регионам самостоятельно решать, какую систему «наделения полномочиями» главы субъекта РФ вводить: прямые выборы или выбор кандидата президентом. Фактически это означает, что Кремль передумал: после возвращения к прямым выборам в АП решили, что все-таки лучше не рисковать и сохранить контроль над губернаторским корпусом.
По сути, начались контрреформы по отношению к тому, что власть «налиберальничала» в декабре 2011 года, напугавшись массовых акций протеста. Президентские выборы, а также спад протестной активности убедили Кремль в том, что ситуация остается стабильной и никакой «разгневанный городской класс» уступок не достоин. Да и прямые выборы создавали массу «головной боли». По новой системе удалось пока выбрать (переизбрать) лишь пять губернаторов, причем это оказалось весьма непросто. Наиболее трудно для Кремля проходили избирательные кампании в Брянской и Рязанской областях, где рейтинги у действующих губернаторов далеко не так убедительны для победы. А там, где заведомо было известно, что кандидат от партии власти не пользуется поддержкой населения, федеральный центр заранее поменял руководителя (до вступления в силу нового закона), рассчитывая хотя бы выиграть время до следующего избирательного цикла.
При этом важно также оговориться, что веденная система прямых выборов была весьма ограниченной, и шансов у реальной оппозиции пробиться хотя бы в число фаворитов (не говоря уже о победе), сводились к нулю. Получалось это, прежде всего, из-за введенного муниципального фильтра. Доминирование лояльных региональной администрации депутатов в местных советах привело к тому, что оппозиционным кандидатам было крайне сложно нужное количество подписей для регистрации. Более того, губернаторы в итоге вынуждены были «делиться» частью подписей со своими конкурентами, что, как высказался на эту тему глава президентской администрации Сергей Иванов, выглядело очень странно. А губернатор Рязанской области Олег Ковалев и вовсе предпочёл собрать 1500 подписей вместо 241 необходимых для регистрации, не дав оппозиционным кандидатам даже шанса на участие в выборах. При этом в Рязанской области большинство подписей за кандидатов-конкурентов Ковалева были собраны от депутатов-единороссов. В трех из пяти регионов — Амурской, Белгородской, Брянской областях — преодолеть муниципальный фильтр сумели четыре кандидата, а в Новгородской — лишь трое.
Первые прямые выборы губернаторов, пусть и в усеченном виде, показали, что, во-первых, власть стремится все-таки делать ставку на действующих губернаторов, даже если их победа оказывается под вопросов. Во-вторых, даже при высокой степени контролируемости выборов случались форс-мажоры (как в ситуации с Дениным). В-третьих, основной тактикой власти была минимизация, как конкуренции, так и политической борьбы как таковой: губернаторы пытались обойтись минимальной рекламой, не раздражая лишний раз избирателя и делая ставку на низкую явку. Так тут и возникает вполне резонный вопрос: зачем нужна такая система, когда тех же целей можно добиться при гораздо меньших политических издержках?
Поводом для отмены прямых выборов стала особенность распределения власти между национальными группами в республиках Северного Кавказа. Однако принятый в первом чтении законопроект, понятно, никак не оговаривает список таких регионов (что было бы антиконституционно). Теперь любой регион может выдвигать на рассмотрение президента кандидатов от парламентских фракций (не менее трех от каждой фракции). Затем президент выбирает три кандидатуры и предлагает их региональному парламенту. Этот порядок в нынешних политических условиях мало чем отличается по сути от действовавшего ранее, когда президент рассматривал кандидатуры, представленные партией большинства в региональном ЗАКСе. Традиционно, среди трех «отобранных» президентом будет один фаворит и два «статиста». А большинство, принадлежащее «ЕР» в парламентах субъектов РФ, проголосует как надо.
Теперь главной интригой станет, кто из регионов решится сохранить выборы. Популярные губернаторы, имеющие собственную социальную базу (а значит и основание для собственных амбиций и самоуверенности) будут стремиться сохранить выборы. Решающим, как обычно, станет согласие или несогласие с этим со стороны Кремля, который, как показывает практика, не очень любит самостоятельных и популярных глав регионов.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.