Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

04.02.2013 | Марина Войтенко

Госинвестиции – опять наше все?

На минувшей неделе Росстат опубликовал предварительную оценку объема ВВП в 2012 году. В текущих ценах он составил 62356,9 млрд. рублей. Физический объем относительно 2011 года увеличился на 3,4%1 . Главным драйвером роста выступил потребительский спрос – расходы на конечное потребление достигли 67,2% ВВП (в 2011 году – 66,5%), в том числе домашних хозяйств – 48,2% (рост за год на 6,6%).

И аналитики из правительства, и независимые эксперты, тем не менее, не ожидают, что подобная ситуация повторится в текущем году. Потребкредитование, существенно поддержавшее спрос, скорее всего, снизит скорость прироста примерно на четверть. Что же касается темпов реальной заработной платы и в целом реальных располагаемых доходов населения, то эти показатели тоже будут выглядеть несколько скромнее – на рынки труда появились признаки перегрева.

Казалось бы, самое время включаться долгожданному инвестиционному росту. В январе премьер-министр Дмитрий Медведев несколько раз говорил, что цель правительства – обеспечить увеличение ВВП не менее чем на 5% в год, и для этого необходима ежегодная прибавка вложений в основной капитал на 10 процентов. Итоги-2012, между тем, разочаровали: действительные темпы в 6,7% оказались ниже прогнозных 7,8 процента. В декабре (в годовом выражении) они и вовсе сократились на 0,7%.

Опросы руководителей предприятий показывают, что и в текущем году искомого оживления инвестактивности может не случиться. Напротив, спрос промышленности на инвестиции сокращается. Почти половина респондентов-участников исследования Лаборатории конъюнктурных опросов Института Гайдара (выборка в 1150 компаний) не намерены увеличивать вложения в основной капитал сверх уровня 2012 года. Число же тех, кто собирается их наращивать на 10 п.п. оказалось меньше количества планирующих их сокращение. Объемом своих инвестиций довольны 56% опрошенных – максимум за все восемнадцать лет наблюдений2 , 63% считают их достаточными при ожидаемом спросе3 .

По данным Росстата (на основе опроса руководителей предприятий), средний уровень загрузки производственных мощностей в январе-2013, как и в декабре-2012 составил 65%. Причем более 80% респондентов считают, что их производственные мощности в ближайшее полугодие обеспечат удовлетворение спроса на продукцию. Из респондентов Лаборатории конъюнктурных опросов ИЭП на избыток мощностей указали 13%. Тогда как традиционно этот показатель был на уровне 2-4% и даже на пике кризиса в 2009 году – только 11%.

31 января Правительство РФ представило основные направления своей деятельности на ближайшие пять лет. В их числе «номер первый» - последовательное улучшение делового климата, призванное обеспечить конкурентоспособность национальной юрисдикции и тем самым создать условия для притока капитала. К 2015 году норма накопления должна возрасти до 25% (в 2012-ом – 21,8%), суммарный же валовой объем вложений в абсолютном выражении (в 2012 году – 13767,4 млрд. рублей) – увеличиться вдвое к 2018 году. Такова важнейшая макроэкономическая предпосылка для создания в 2020 году 25 млн. новых высокотехнологичных рабочих мест, а тем более повышения к этому же сроку а полтора-два раза производительности труда.

Исполнение этой части экономической повестки (равно как и новой правительственной программы в целом), однако, требует выбора вектора в преодолении синдрома «устойчивой слабости» хозяйственной динамики. Как показали события прошедшей недели, в этом деле, похоже, сломаны еще далеко не все копья. В МЭР, к примеру, уверены, что существующий потенциал роста задействован лишь на 80%. Остается только повысить уровень загрузки производственных мощностей, и – вот они искомые 4,5% (как минимум) ежегодной дельты ВВП. Контрвопросы – каково качество этих мощностей и почему выпуск с них по факту не тянет за собой спрос – остаются без ответа. Еще один рецепт ускорения – масштабные госинвестиции в инфраструктуру, которые должны потянуть за собой частные вложения в пропорции 1:5.

Глава МЭР Андрей Белоусов, например, не без оснований считает, что «если в ближайшие два-три года не увеличить ввод автомобильных дорог с нынешних 2000 км до 4000 км ежегодно с последующим ростом, то пропускная способность транспортной системы страны обесценит усилия по улучшению инвестиционного климата и не даст возможности роста экономики темпами свыше 3%».

Ответ на этот вызов в министерстве видят в преобразовании Инвестфонда4 в Фонд развития. Поводом для этой идеи, уже оформленной в виде соответствующего письма в правительство, как представляется, стали два обстоятельства. Во-первых, согласие президента Владимира Путина на выделение из ФНБ 100 млрд. рублей для строительства важных для страны инфраструктурных объектов (об этом было сказано в послании Федеральному собранию). И, во-вторых, сам факт того, что с 2011 года Инвестфонд не получает средств из федерального бюджета.

Источниками нового спецфонда, по замыслу МЭР, должны стать:

 уже «назначенные» 100 млрд. рублей из Фонда национального благосостояния;

 все дополнительные нефтегазовые доходы после достижения Резервным фондом 5% . Речь, таким образом, идет об изменении «бюджетного правила»;

 50% ненефтегазовых доходов, образующихся в текущем году сверх предусмотренного законом о федеральном бюджете;

 часть средств, направляемых из бюджета на Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) и федеральные целевые программы (ФЦП).

Фонд развития должен стать накопительным, получив право переносить аккумулированные в нем, но не использованные средства на реализацию проектов следующего года. По оценке Андрея Белоусова, объем фонда к 2015 году может составить 400 млрд. рублей. В Экономической экспертной группе полагают, что эта цифра занижена в несколько раз. Если гипотетически предположить, что все предложения МЭР будут приняты, то новая «спецконструкция» смогла бы распоряжаться уже в 2014 году средствами до 2,0 трлн. рублей, в 2015-ом – до 2,5 трлн. рублей. Заметим, что при этом финансирование ФНБ по сути замораживается.

Эксперты отреагировали на эту новеллу по суверенному фонду с явным недоумением. С пенсионной реформой все еще далеко неочевидно, может потребоваться дополнительная страховка. Кроме того, что мешает размещать средства ФНБ в те же инфраструктурные бумаги напрямую при жестких критериях отбора проектов (например, соотношение госинвестиций и частных вложений 50:50)?

Реакция на новую инициативу МЭР, как и следовало ожидать, оказалась неоднозначной. Вице-премьер Аркадий Дворкович ее поддержал: «важна возможность управлять средствами фонда специальным образом, решая специальные задачи и показывая потенциальным соинвесторам, что есть механизм выделения ресурсов на долгосрочной предсказуемой основе». Правда, поддержка вышла с оговоркой, что не стоит предвосхищать решение о возможном смягчении бюджетного правила. «Мы исходим из того, что решение принято и никем не менялось, поэтому если говорить о фонде, то только в рамках бюджетного правила, которое есть», - подчеркнул Аркадий Дворкович 31 января на брифинге после расширенного заседания правительства.

На следующий день свою позицию зафиксировал Минфин. Выступая перед журналистами, замминистра финансов Сергей Сторчак заявил: «Сегодня мы не готовы к тому, чтобы дать добро на предложения Минэкономразвития и огромные ресурсы конъюнктурных доходов направить на финансирование инфраструктурных объектов. Как минимум, это обойдется очень дорого, как максимум – мы рискуем нарваться на долгострой». Иными словами, правильный механизм финансирования еще предстоит найти.

Реализация замысла МЭР, между тем, упирается как и прежде (сходные идеи высказывались уже не раз) в несколько «мелочей»: предстоящий переход бюджета на программно-целевые принципы, разделение труда между новым фондом и ВЭБом, отсутствие даже рамочного федерального закона, регулирующего отношения участников государственно-частных партнерств, наконец, просто элементарная нехватка убедительных инвестпроектов и дефицит прозрачности их отбора (в том числе для общественной экспертизы) и т.п.

Все эти и многие другие «детали» как раз и должны, с позиций представителей другой точки зрения (в правительстве это, прежде всего, Минфин, поддерживаемый Банком России) «прорисовываться в ходе структурных реформ (тех же «дорожных карт»), темп которых задается жесткими бюджетными ограничениями. Это особенно важно, когда ни внешнего, ни внутреннего спроса не достаточно (как оно сейчас и происходит) для ускорения экономики. Важно иметь в виду также и повышенную процикличность инфраструктурных проектов.

По мнению многих экспертов, резервы ускорения роста ВВП следует искать, прежде всего, в повышении эффективности бюджетных расходов (в том числе госзакупок). Свидетельство тому – явный парадокс – нулевой рост вклада госпотребления в ВВП в 2012 году при увеличении расходов в годовом выражении с учетом инфляции на 12%. По сути это означает, что цены в госсекторе растут вдвое быстрее, чем во всей экономике. По расчетам Дмитрия Полевого из ING, если бы этого разрыва не было, то темпы роста-2012 были бы выше на 1,9%. Главная причина таких потерь – неэффективность госхозяйствования.

По мнению аудитора Счетной палаты Александра Пискунова, «когда мы исполняем бюджет по закупкам на 75%, а ФЦП – на 70%, то говорить о целевом характере использования госсредств не имеет смысла. Потери от некомпетентности заказчика и коррупции в развитых странах соотносятся примерно как 50 на 50. У нас это соотношение – 79 к 21 в пользу неэффективности. Коррупция использует некомпетентность, граница между ними размыта».

Эксперты, собравшиеся 31 января на круглом столе в РИА «Новости», приводили немало других примеров: издержки от невостребованности подготовленных государственными ВУЗами специалистов составляют 1 трлн. рублей; оборонные расходы ежегодно исполняются на 94-95%, но провалены уже три программы перевооружения; плановые расходы на Олимпиаду-2014 превышены как минимум вдвое и т.п.

На этом некомфортном фоне Фонд развития (если он будет создан) вполне может оказаться заложником плохого качества институционально-регулятивной среды российской экономики. Тем более трудно понять, почему частный случай возможного решения отдельной проблемы – финансирования инфраструктурных проектов – становится чуть ли не главным направлением перехода к новой экономической модели, а госинвестиции с их неувядающей неэффективностью выдаются чуть ли не за панацею.

Как видим, процесс «разбегания» заявленных целей и предлагаемых средств экономической политики продолжается. Правительству самое время озаботиться переломом этого непродуктивного тренда.



1. При индексе-дефляторе за 2012 год по отношению к ценам 2011 года в 108,0%.
2. Исторический рекорд (20%) побил и такой фактор как низкая прибыльность инвестиций. В январе на это указали 28% респондентов ИЭП.
3. Согласно результатам расчетов Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ, в ряду основных факторов, ограничивающих рост производства промышленных предприятий всех видов деятельности, по-прежнему оставался недостаточный спрос на продукцию предприятия внутри страны (43% респондентов).
4. Инвестиционный фонд был создан в 2006 году. За это время через него прошло 337 млрд. рублей госинвестиций. В реализованные проекты привлечено 908 млрд. рублей средств частных инвесторов. В результате создано свыше 160 тыс. новых рабочих мест. Среди созданных объектов железнодорожная и трубопроводная инфраструктуры к центру нефтепереработки «Татнефти» в Нижнекамске, платные дороги в Москве и Санкт-Петербурге, а также на трассе Москва - Санкт-Петербург и т.д. По состоянию на первое февраля 2013 года объем средств ФНБ насчитывал 2678,3 млрд. рублей ($89,21 млрд.), Резервного фонда (после зачисления в него 700 млрд. рублей по итогам-2012) – 2589,45 млрд. рублей ($86,24 млрд.). Ряд экспертов не исключают, что планки в 5% ВВП Резервный фонд достигнет уже в 2014 году.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net