Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.02.2013 | Николай Пахомов
Вашингтон выберет стабильность
Ещё некоторое время назад американские политологи и журналисты активно обсуждали «арабскую весну», и в этих обсуждениях речь всё больше велась о том, что «весна» эта превратилась в «зиму», а надежды на скорое установление на Ближнем Востоке народовластия и триумф прав человека не оправдались. Сейчас и такое обсуждение постепенно прекращается – похоже, либеральные мечтатели осознают, что надеяться не на что.
Итогом этой дискуссии стало переформулирование основной проблемы современного Ближнего Востока – не демократия и права человека против тирании и произвола, а хаос (пускай, и в попытках демократического строительства) против стабильности и безопасности, как во внутренней проекции, так и в международных отношениях. Последняя постановка вопроса сегодня всё чаще характерна не только для споров экспертов и репортажей журналистов, она проскальзывает уже даже в речах американских политиков.
То есть, не замечать происходящего уже нельзя: Египет погружается в хаос, Ливия стала базой для исламских террористов, полем активной деятельности которых в последнее время стали не только Мали, но и Алжир. Всё аккуратнее в американских СМИ обсуждается и освещается происходящее в Сирии – ясно, что Асад – исчадье ада, однако не понятно, кто же с кем всё-таки воюет, почему благородные и бесстрашные повстанцы не могут победить ненавистного тирана, и, самый главный вопрос, что же будет после того, как дело народовластия восторжествует и с Асадом будет покончено?
До этой недели в качестве примера успеха демократических реформ можно было предъявить хотя бы Тунис. Однако после убийства одного из лидеров оппозиции, руководителя Демократической партии патриотов Шукри Балаида в стране начались массовые протесты, завершившиеся отставкой правительства и обещаниями премьера Джебали сформировать новый кабинет технократов. Теперь об успехе демократического транзита в Тунисе говорить весьма затруднительно. Особенную пикантность ситуации придаёт тот факт, что убитый критиковал новых правителей страны, представляющих исламистские силы, со светских позиций. При этом трудно не вспомнить, что один из основных конфликтов «арабской весны заключается в противостоянии светских и религиозных сил. Неудивительно, что после убийства Балаида в Египте забеспокоился несколько подзабытый в последнее время Мухаммед аль-Барадей, ставший лидером светской оппозиции, он заявил, что и ему исламисты давно грозят смертью.
Официальному Вашингтону становится всё труднее закрывать глаза на происходящее. В среду Госдепартамент опубликовал призыв к американцам по возможности воздержаться от поездок в Египет. В качестве причины такого призыва американские дипломаты называют продолжающееся насилие, политическую нестабильность и высокую вероятность обострения кризиса в обозримой перспективе. При подобных заявлениях Соединённых Штатов египетские руководители едва ли могут рассчитывать на приток в страну туристов, отсутствие которых станет тяжелейшим ударом по египетской экономике, что, в свою очередь, приведёт к росту недовольства населения, а, следовательно, и дальнейшему росту напряжённости. По похожему сценарию события могут развиваться и в Тунисе, также очень зависящем от туризма.
Учитывая всё это, можно предполагать, что в обозримой перспективе Соединённые Штаты постараются направить все внешнеполитические ресурсы на стабилизацию Ближнего Востока. Ставший Госсекретарём Джон Керри – ветеран американской внешней политики, есть основания предполагать, что для него очевидна необходимость стабильного и предсказуемого Ближнего Востока. Какими могут быть американские действия?
По всей видимости, Вашингтон будет действовать на двух фронтах, которые условно можно назвать «сирийским» и «североафриканским». Для стабилизации ситуации в Сирии Соединённым Штатам понадобится активное сотрудничество с Россией, однако помехой для Америки может стать позиция арабских государств Персидского залива, некоторые из которых поддерживают в Сирии исламистов открыто и активно. Если это случится, то Керри и американской дипломатии в целом понадобится применить все ресурсы для убеждения этих государств в том, что коллапс сирийской государственности будет иметь самые негативные последствия для всего региона. На североафриканском направлении от официального Вашингтона сегодня также требуются решительные и, можно даже сказать, жёсткие действия в адрес новых руководителей Египта, Туниса и Ливии. Основной целью этих действий должно стать недопущение дальнейшей исламизации этих государств и повышение эффективности всего государственного аппарата.
При этом нужно отметить, что понимание того, что нужно делать (даже если оно сегодня существует в Вашингтоне) совершенно не гарантирует того, что поставленные задачи будут решены. По всей видимости, новых правителей североафриканских государств американцы будут не столько запугивать, сколько задабривать. Несмотря на оппозицию озабоченных борьбой с бюджетным дефицитом и государственным долгом республиканцев в Конгрессе, представляется, что Белый Дом сумеет найти необходимые средства. Речь не идёт об огромных суммах – при триллионном государственном долге найти пару-тройку миллиардов труда не составит.
Однако даже если Соединённым Штатам удастся стабилизировать ситуацию, в долгосрочной перспективе американская внешняя политика понесёт потери на идеологическом поле – претендующая на глобальную защиту демократии Америка продемонстрирует, что в случае необходимости предпочитает обеспечиваемую авторитарными методами стабильность. Это, конечно, будет способствовать снижению американского потенциала «мягкой силы», однако любителям демократии не стоит бранить за такой «размен» официальный Вашингтон: логика современных международных отношений неумолима – даже Соединённые Штаты вынуждены выбирать от чего отказаться ради достижения своих целей, к которым продолжает относиться стабильный Ближний Восток.
Николай Пахомов – политический обозреватель, публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.