Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
26.02.2013 | Алексей Макаркин
Италия: "подвешенный" парламент
Если бы в Италии на выборах голосовали биржевые аналитики, то большинство голосов получил бы центристский блок Марио Монти. На втором месте оказались бы левоцентристы во главе с Пьером Луиджи Берсани. Правые, избирательную кампанию которых возглавлял бы Сильвио Берлускони, остались бы в оппозиции, а "Движение 5 звезд" Беппе Грилло в парламент бы не попало.
Однако биржевые аналитики (равно как и политологи, комментирующие итоги выборов) составляют явное меньшинство электората. Поэтому результаты выборов являются совершенно иными. Левоцентристы, по предварительным данным, лишь ненамного опередили сторонников Берлускони. Партия Монти получила минимальный прогнозировавшийся результат – в районе 10%. Зато за движение Грилло проголосовал каждый четвертый итальянец. Неудивительно, что биржи отреагировали на такие результаты негативным трендом.
Результаты выборов связаны с несколькими факторами. Во-первых, итальянцы не хотят и дальше «затягивать пояса». Монти, с именем которого связаны повышение налогов, сокращение расходов и увеличение пенсионного возраста, не смог получить их поддержки. За Берсани, обещавшего проводить политику «жесткой экономии» в несколько смягченном виде, также проголосовали меньше избирателей, чем предполагалось ранее. Зато Берлускони, не несший ответственности за последние непопулярные решения правительства, смог сильно прибавить на финише. Не говоря уже о Грилло, который противопоставил себя всей политической элите страны, эпатируя публику резкими выпадами в адрес своих оппонентов.
Во-вторых, в полной мере проявился евроскептицизм, выразившийся в нежелании значительной части населения принимать рекомендации, выработанные в Евросоюзе, на политику которого сейчас все более влияет Германия. В ЕС и Берлине надеялись на сформирование работоспособной проевропейской коалиции Берсани и Монти по аналогии с последствиями греческих выборов 2012 года, после которых удалось получить правительство без крайне левых и ультраправых. Однако этого не произошло, хотя итальянские политические тенденции напоминают греческие. А также и имевшие место на маленьком Кипре, где популистский кандидат – правда, не бывший актер-комик, а бывший глава МИДа – занял третье место на только что прошедших президентских выборах, получив около четверти голосов избирателей и чуть-чуть не «дотянув» до выхода во второй тур. Таким образом, евроскептики усиливают свои позиции на разочарованном в результатах интеграции «бедном» юге Европы, которому трудно найти общий язык с «богатым» севером. Только в Греции существует однопалатный парламент, а победитель выборов получает хотя и сравнительно небольшую (в отличие от Италии), но все же ощутимую «премию» в виде дополнительных мандатов. Именно эта «премия» позволила грекам сформировать коалицию из трех умеренных партий, оставив за ее пределами леворадикальный блок СИРИЗА (получивший 26% голосов – примерно столько же, сколько и популисты Грилло), а также коммунистов, неофашистов и правых популистов.
В Италии ситуация принципиально иная. Принятый в правление Сильвио Берлускони избирательный закон предусматривает громадную «премию» для победителя выборов в нижнюю палату парламента, благодаря которой выигравшая партия может формировать правительство, не создавая коалиции. Зато в сенате «премии» вообще нет – там ключевую роль играет региональный фактор. При этом обе палаты обладают равными правами – будущее правительство должно получить вотум доверия в каждой из них.
В результате после выборов в итальянской политике сложилась драматическая ситуация. Победа левоцентристов на выборах в нижнюю палату крайне неубедительна, их разрыв с правыми составляет менее 1%. В этих условиях получение ими «премии» дает возможность получить большинство в этой палате, но не символический мандат от народа на проведение проевропейской экономической политики. Кстати, сторонники Берлускони уже потребовали пересчета голосов, выражая сомнения в «чистоте» победы своих оппонентов.
В сенате же левоцентристы даже вместе со сторонниками Монти не получают большинства – в нем сильны позиции Берлускони. И значительная часть верхней палаты оказывается заполнена политическими новичками, прошедшими в нее под флагом движения Грилло, отвергающего все традиционные партии и не желающего вступать с ними в альянсы. Впрочем, со временем подобные движения нередко раскалываются, возможно выделение из «Пяти звезд» умеренной части, которая захочет адаптироваться к существующей политической системе. Но правительство надо формировать в ближайшее время, исходя из нынешнего расклада сил. А сейчас сторонники Грилло, добившиеся феноменального успеха, празднуют победу. И вряд ли захотят пойти на компромиссы, которые могут дискредитировать их в глазах собственных избирателей.
Так что даже если по итогам выборов и удастся сформировать правительство, оно в условиях «подвешенного» парламента будет крайне нестабильным. И первое же голосование по непопулярному среди населения закону способно будет его обрушить. Таким образом, не исключено проведение в обозримом будущем новых выборов (кстати, в Греции в прошлом году в короткие сроки состоялись две парламентские кампании, так как по итогам первой правительство сформировать не удалось). Другое дело, что далеко не обязательно их результаты будут существенно отличаться от нынешних. Избиратели не успеют разочароваться в эффективности парламентской деятельности «пятизвездочников» и могут вновь оказать им поддержку.
У нынешних итальянских выборов есть и еще один аспект – избиратели востребуют ярких лидеров. Умеренный и неяркий Берсани неплохо смотрелся бы на фоне Анджелино Альфано, верного ученика Берлускони, который первоначально должен был стать лидером избирательной кампании правых. Однако он явно проигрывал в публичном пространстве харизматичному «кавалеру» Берлускони, которому в короткое время удалось резко поднять рейтинг своего блока (а многие итальянские избиратели охотно простили ему скандальные эпизоды биографии – это же не строгая Германия, где плагиат в диссертации сломал блестящую карьеру бывшего министра обороны Карла-Теодора цу Гуттенберга). Выходец из рабочей среды, Берсани начинал свою политическую карьеру в рядах компартии, но сейчас воспринимается избирателями как один из членов истеблишмента. Неприятие элиты выразилось в голосовании за Грилло, которое носит ярко выраженный протестный характер.
Так что итальянской элите придется извлечь уроки из прошедших выборов. Избиратели голосуют не только за партийные бренды, но и за людей, роль политической харизмы в современном мире продолжает быть актуальной. Особенно в странах, где избиратели нередко голосуют, исходя из собственных эмоций и протестных чувств.
Оригинал статьи опубликован на сайте "Голос России" 26.02.2013
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.