Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.04.2013 | Михаил Агаджанян
Неубедительный Олланд
28 марта президент Франции Франсуа Олланд в прямом эфире телеканала «France 2» пообщался с гражданами Пятой республики. Общение Олланда с населением больше не могло откладываться Елисейским дворцом, не в последнюю очередь в виду катастрофически низкого рейтинга главы государства.
К президенту накопилось множество вопросов. Республика переживает сложную социально-экономическую ситуацию (безработица в стране недавно обновила десятилетний рекорд и достигла уровня 1997 года) и дефицит доверия к властям.
Коллективное мнение французских политических комментаторов по итогам телеэфира свелось к тому, что Олланд как всегда выглядел неубедительно, его очередные заверения сломить неудовлетворительные показатели французской экономики не вселили гражданам уверенность в завтрашнем дне.
Кстати, ещё один штрих недовольства французов в общую «копилку» антирейтинга Олланда. Вечером 28 марта редакция телеканала «France 2» оказалась в 7-часовой осаде. Несколько тысяч человек вышли на пикет в знак протеста против высказываний президента об однополых браках. Он предложил уже в июне разрешить легализацию гей-союзов и усыновление ими детей. Протестующие заблокировали выходы из студии, её сотрудникам на помощь прибыл спецназ.
Олланд выглядел неубедительно не только в части анализа внутренних проблем. Его заявления по внешнеполитической повестке Франции носили не менее блеклый характер, особенно когда он затронул тему Сирии. Хронометраж телевыступления Олланда показал, что внешнеполитическому направлению президент посвятил порядка одной трети времени. Но и в этот непродолжительный отрезок телеэфира Олланд ухитрился вместить критику в адрес России. Или у нынешнего президента Франции плохие советники, или озвученные им заявления следует рассматривать в исключительном ракурсе внешнеполитической пропаганды, имеющей отдалённое отношение к реальности. А как иначе понимать его заявление о нарушении Россией эмбарго на поставку в Сирию вооружений и военной техники?
Россия ведь не член ЕС, на которого распространяются ограничения военных поставок в Сирию. Москва устала повторять, что её военно-техническое сотрудничество с сирийскими властями не подпадает под международные санкции против Дамаска. Последних просто нет, прежде всего, в силу особой позиции России и Китая в Совете Безопасности ООН. Но дело скорее не в деталях международно-правового изъяна аргументации французского президента, а в политической подоплёке вопроса. Франция в паре с Великобританией усиленно добивается отмены введённых в рамках ЕС ограничений на военные поставки в Сирию.
Последние годы Франция делала активные попытки передового вовлечения в острые процессы на пространстве Большого Ближнего Востока. Олланд продолжил ближневосточный курс Саркози, но в этом продолжении чувствуется больше инерции, чем свежих идей избранного в прошлом году президента Пятой республики.
Роль Парижа всё больше сводится к амплуа сигнализатора исходящих из Ближнего Востока угроз евроатлантическому сообществу и его партнёрам в регионе. Тесные связи французов, например, с катарцами по широкой ближневосточной повестке имеют достаточно продолжительный период. Не хотелось бы думать, что функция великой страны, ядерной державы, постоянного члена СБ ООН сводится лишь к донесению на евроатлантические площадки точки зрения катарцев и саудитов на текущие ближневосточные процессы.
У Франции и России серьёзный послужной список доверительного общения на разных политических уровнях. Применительно к Сирии, можно вспомнить показательный эпизод такого двустороннего общения уже в бытность президентства Олланда. 31 октября 2012 года в Париже состоялось очередное заседание российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности в формате «2+2» (главы внешнеполитических и оборонных ведомств). Перекрёстный диалог четырёх министров показал взвешенный характер отношений между Москвой и Парижем. Это было первое заседание в данном формате после завершения сезона выборов в России и Франции (парламентские и президентские выборы). Предшествующий заседанию двустороннего Совета фон острых процессов на Ближнем Востоке, некоторые вопросы в регионе по которым позиции Москвы и Парижа продолжают разниться, не располагали к особому отптимизму по части итогов очередной встречи министров двух стран.
В реальности же диалог «двa на два» прошёл в весьма дружеской атмосфере и на конструктивной основе. По всей внешнеполитической повестке заседания Совета была зафиксирована близость позиций, в том числе и по самому острому вопросу – сирийский конфликт. Министр иностранных дел России Сергей Лавров по итогам заседания заявил, что по Сирии «у нас очень близкие позиции: мы не хотим развала страны, разделения её по этноконфессиональному принципу, распространения терроризма в регионе». Отметив некоторые расхождения в оценке ситуации вокруг сирийских развитий, глава российского внешнеполитического ведомства подчеркнул присутствующий в российско-французском диалоге консенсус в главном: «наша цель – избежать вакуума власти в Сирии».
Если за прошедшие с конца прошлогоднего октября месяцы Елисейский дворец посчитал лучшим средством избежания вакуума власти в Сирии снабжение тамошней «легитимной оппозиции» оружием, то это не представляется адекватным решением. Косвенно это признал сам Олланд, 28 марта заявив, что речь о поставках вооружений в Сирию может идти только в том случае, если мы будем уверены, что они попадут в руки «легитимной оппозиции», отрезанной от влияния исламистских группировок. Вот как раз последнее условие в нынешней внутрисирийской эскалации соблюсти не представляется возможным. Единственным политическим актором в стране, отрезанным от влияния исламистских группировок, является власть в Дамаске. Что также интересным аргументом ложится в выверенность российской позиции вокруг продолжения исполнения оружейных контрактов, заключённых в своё время с сирийскими властями.
Ещё на один момент в телевыступлении Олланда недельной давности хотелось бы обратить внимание французских партнёров. Президент Франции затронул вопрос событий в Мали, по которым внутри его страны есть определённый консенсус. Военные действия в этой африканской стране с внешним участием Франции характеризуются в терминах «маленькой победоносной войны». Олланд напомнил главные цели французской операции в Мали, выведя на первое место, в порядке очерёдности, обращение вспять наступления исламистов. Все задачи, которые были поставлены в Мали, выполнены, - пришёл к выводу Олланд. Он назвал действия французских военных «образцовыми».
В решении главных задач Франции в Мали, которые позволили Олланда дать заслуженно высокую оценку действиям французского контингента, свою лепту внесла и Россия. В начале текущей недели в российских СМИ появились данные источников «Рособоронэкспорта». В соответствии с ними, правительство Мали запросило «Рособоронэкспорт» о поставках вооружений для нужд своей армии, ведущей вместе с военными из Франции и нескольких африканских стран войну с боевиками-исламистами на севере страны. В заявке значатся вертолёты Ми-35 и Ми-17, боевые и транспортные самолёты, БТР-80, радиолокаторы ПВО, лёгкое стрелковое вооружение и боеприпасы к нему.
По заверению знатоков российско-французских отношений, поставки российского оружия в Мали обсуждались в конце октября 2012 года в Париже во время переговоров министров иностранных дел и обороны. При этом, эксперты отмечают, что поставки «Рособоронэкспортом» стрелкового оружия правительственным силам Мали, Франция рассматривает как вклад России в международную операцию и поддержку властей африканской страны. Если всё это перенести в плоскость сравнительного анализа по схеме «Сирия – Мали», можно найти множество аналогий, указывающих одновременно на потенциальную схожесть, но, к сожалению, и на реальную противоположность подходов Москвы и Парижа по близким между собой темам.
Борьба с боевиками-исламистами – она и в Африке борьба. И в Сирии тоже – борьба. А игры в «легитимную оппозицию» – это от лукавого, с исключительной целью прикрыть узкие внешнеполитические интересы широкой пропагандой борьбы с «антинародными режимами».
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.