Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.04.2013 | Николай Пахомов
Опасная игра Ким Чен Ына
Угроза войны на Дальнем Востоке в очередной раз напоминает обо всех опасностях кризиса международной системы нераспространения ядерного оружия. Журналисты, эксперты и политики без устали предлагают многочисленные собственные варианты списка основных проблем человечества. Глобальное потепление, обеспечение энергетической безопасности, борьба с международным терроризмом и супервирусами, регулирование мировой экономики и демографические проблемы окажутся в большинстве этих списков. Однако за последние пару недель куда более очевидной стала другая проблема, несколько подзабытая со времён окончания холодной войны: успехи северокорейской ядерной программы убеждают, что у человечества до сих пор нет надёжных инструментов обеспечения режима ядерного нераспространения.
Происходящее в Северной Корее можно анализировать с разных сторон. Размышлять о перспективах северокорейского режима или неудаче американской дипломатии, анализировать, начнётся ли война и какими будут дальнейшие шаги Пекина. Но за всём этим кроется гораздо более серьёзная проблема: получается, что если какая-то страна решит обзавестись собственным ядерным оружием, остановить её будет очень тяжело, если не невозможно.
В погоне за бомбой
Особенно наглядной эту проблему делает тот факт, что речь идёт о, мягко говоря, далеко не самой богатой и развитой КНДР. Конечно, успех ядерной программы зависит от нескольких условий: некоторого, не самого высокого уровня развития науки, твёрдого решения властей и наличия аппарата мобилизации ресурсов, необходимых для развития этой программы. Однако эти условия без особых проблем способны выполнить несколько десятков стран современного мира. Понятно, что эти государства также должны иметь стимул для того, чтобы начать разработку ядерной программы. Но и в этом нет недостатка. По большому счёту таких стимулов может быть только два: боязнь зарубежного вмешательства во внутренние дела или страх перед соседями, в отношениях с которыми имеются серьёзные разногласия и которые сами могут обзавестись страшным оружием.
Когда эти два стимула присутствуют вместе, можно ожидать лавинообразного увеличения количества государства, обладающих ядерным оружием. В этом убеждает нынешняя ситуация вокруг как северокорейской, так и иранской ядерной программ. Очевидно, что для обоих государств главным стимулом для разработки ядерного оружия является боязнь зарубежной интервенции. Однако в случае успеха этих программ их соседям фактически не останется ничего другого как обзавестись своим ядерным оружием для ответа на возникшую угрозу со стороны соседей.
С этой точки зрения ясно, что и Япония, и Южная Корея способны сегодня получить собственное ядерное оружие, однако пока они доверяют американским гарантиям. При этом невозможно предсказывать, как долго продлиться эта ситуация. Представляется, что по мере дальнейших успехов в военных разработках Пхеньяна, и Южная Корея, и Япония могут принять решение в пользу создания собственного ядерного оружия, что ещё больше усложнит ситуацию в регионе. Ещё меньше сомнений в необходимости собственного ядерного оружия будет у Турции и Саудовской Аравии, если ядерная бомба появится у Ирана.
Американская заноза
Основные черты современного кризиса международного кризиса ядерного нераспространения понятны. Возникает вопрос – каким может быть решение? Ясно, что этот вопрос является одним из основных для американской внешней политики. Известно, что США претендуют на международное лидерство, имея для таких претензий целый ряд оснований (от военных до экономических). Такие претензии автоматически ставят в центр американской внешней политики основные глобальные вызовы, к которым, несомненно, относится проблема международного нераспространения ядерного оружия. С другой стороны, даже если забыть о глобальном лидерстве, американские национальные интересы, даже в их самой умеренной трактовке, делают Ближний Восток и Северо-Восточную Азию важнейшими регионами для американской внешней политики. Получается, что у Вашингтона не остаётся вариантов – проблемами иранской и северокорейской ядерной программы заниматься необходимо вплотную.
Однако чем больше американская внешняя политика пытается найти работающие решения на каждом из этих направлений, тем более очевидной становится невозможность прогресса. И если вокруг иранской ядерной программы сейчас можно наблюдать некоторое ослабление напряжённости, то КНДР, напротив, сознательно идёт на эскалацию.
Причины происходящего понятны. Международные санкции против Исламской республики стали достаточно ощутимыми, к тому же внимание Тегерана приковано к происходящему в Сирии. Всё более озабочены войной в Сирии и Соединённые Штаты с Израилем. Таким образом, открывать ещё один фронт противостояния по поводу иранской ядерной программы никто не заинтересован.
На Дальнем Востоке, напротив, есть лицо, заинтересованное в эскалации напряжённости. Лицо это Ким Чен Ын. Его молодость требует решительных шагов по завоеванию авторитета в глазах сограждан, прежде всего, генералитета. Активизация ядерной программы, угрозы в адрес США и Южной Кореи средство в этой ситуации почти беспроигрышное.
Тем более, что арсенал ответных шагов Вашингтона очень ограничен. Экономика КНДР с международной почти не связана. Попытки США при поддержке союзников максимально эффективно перекрыть каналы, по которым в Северную Корею поступают предметы роскоши, валюта и оборудование, необходимое для продолжения ядерной и ракетной программ не способны принципиально ухудшить положение дел внутри КНДР, создать угрозу для властей страны. А бутылку коньяка для любимого руководителя трудолюбивые северокорейские дипломаты достать всегда смогут.
Завтра война?
Теоретически следующим шагом для Соединённых Штатов могла бы стать военная операция против строптивого режима в Пхеньяне. Однако это полностью исключено. Прежде всего, известны многочисленные трудности современных американских вооружённых сил, вызванные операциями в Афганистане и Ираке, а также целым рядом внутренних американских проблем. Известно, что все эти проблемы делают крайне маловероятной операцию даже против не обладающего ядерным оружием Ирана. Северокорейский режим, напротив, заблаговременно обзавёлся собственной ядерной бомбой, чтобы не повторить судьбу Саддама Хусейна, не сумевшего осуществить ядерную программу, и Муаммара Каддафи, от своей бомбы отказавшегося.
Главным препятствием на пути возможной военной операции против КНДР является полностью изменившееся за последние десятилетия восприятие военных действий населением стран, возможных противников КНДР. Специалисты говорят о резко выросшем пороге допустимых (прежде всего, в представлении населения) потерь. Сегодня историей стали чудовищные потери Второй Мировой войны и планы глобальной ядерной войны, десятилетиями разрабатываемые советскими и американскими штабами. Любое происшествие, в результате которого гибнут даже пару десятков человек, становится настоящей национальной трагедией, особенно, если оно происходит в странах Запада.
А в случае начала операции против КНДР счёт жертв пойдёт даже не на десятки тысяч. С опасностью ядерного оружия всё ясно. Однако особенно нужно отметить, что северокорейские ракеты способны (с бомбой или без) достичь не только территории Японии, но и многих американских военных баз – от Южной Кореи до Гуама. Более того, руководство КНДР десятилетиями копило запасы обыкновенных снарядов, бомб и ракет. Надёжно защититься от такого количества даже с помощью современнейших систем перехвата практически невозможно, значит, всё это будет выпущено по территории близлежащей Южной Кореи, то есть, в зоне поражения окажется Сеул и миллионы южнокорейцев. Если добавить к этому тот факт, что любое военное столкновение в этом регионе, особенно если ущерб будет причинён Японии и Южной Корее, станет ударом по мировой экономике, становится очевидным, что сами на начало военной операции в обозримой перспективе американцы не пойдут.
Пекин не помогает
Какие инструменты остаются? Самым логичным кажется добиваться помощи Китая. Ещё до самого недавнего времени считалось, что Пекин обладает определяющим влиянием на Пхеньян. Однако нынешний кризис поставил крест на этих представлениях.
Действительно, какими бы прекрасными ни были бы отношения между руководителями двух государств, какой бы серьёзной ни была китайская помощь голодающим соседям, очевидно, что КНР не может постоянно кормить почти 25 миллионов жителей КНДР. У Пекина сегодня хватает собственных проблем. В рамках нынешней эскалации кризиса выяснилось, что возможности изменить позицию Северной Кореи у Китая также ограничены. Любопытно, что эта ограниченность возможностей имеет во многом те же причины, что и у США: Ким Чен Ыну нужно решать внутренние проблемы (от собственной легитимности до питания населения) и влияние на него может иметь только та, сила которая способна ему с этим помочь.
Выяснилось, что у Китая в рамках корейского кризиса положение сегодня не сильно лучше американского: Соединённые Штаты далеко, а на Китай придётся вся тяжесть последствий возможного вооружённого конфликта. Не помогает и то, что нынешняя эскалация пришлась на период смены руководства КНР. В результате китайская дипломатия оказалась перед сложнейшей проблемой – с одной стороны, ясно, что возможная война и международная военная операция против Северной Кореи не отвечает китайским интересам, следовательно, Пекин должен делать всё, чтобы её не допустить, однако, с другой, военное столкновение может произойти по инициативе Пхеньяна, контролировать который сегодня КНР не может.
Угроза нового уровня
При более тщательном рассмотрении складывающейся ситуации становится понятно, что главную опасность сегодня представляют не желание Вашингтона и американских союзников покончить с северокорейским режимом и даже не воинственность этого режима, а угроза случайного начала вооружённого конфликта. Ким Чен Ын, по всей видимости, сознательно идёт на эскалацию напряжённости – ему надо чем-то кормить почти 25 миллионов подвластного населения. Ракетно-ядерные угрозы единственный для него путь получения продовольственной помощи из-за рубежа, которой в своё время добились похожими методами его отец и дед.
Именно подобная тактика эскалации военных приготовлений, включая ядерное оружие, демонстрирует главную угрозу распространения для современных международных отношений: чем у большего количества государств будет появляться ядерное оружие, чем более активно они будут пользоваться фактом его наличия для политических комбинаций, тем больше вероятность того, что оно будет использовано. При этом оно может попасть не только в руки террористов (подобная угроза наиболее реальна в Пакистане), но и просто быть использовано случайно. Опять-таки возвращаясь к нынешнему северокорейскому кризису нельзя не обратить внимания, что в рамках эскалации Пхеньян отключил экстренную связь с Сеулом, а подобная связь, как известно из истории холодной войны, стала одним из основных инструментов, предотвративших случайное начало атомной войны.
Нынешняя эскалация не только демонстрирует все опасности распространения ядерного оружия, но и ограниченность возможностей даже ведущих участников международных отношений остановить это распространение. Кризис режима нераспространения убеждают, что главная проблема современных международных отношений состоит не в том, что какие-то державы будут бороться за доминирование или просто лидерство, а в принципиально новом уровне сложности этих отношений. Подобный уровень не просто делает мировую ситуацию непредсказуемой и опасной, но и самым серьёзным образом сокращает возможности даже могущественных держав избегать международных кризисов. Конечно, жить в таком мире страшно, однако, с другой стороны, именно принципиально новый масштаб угроз может подтолкнуть ведущие государства к сотрудничеству, так как интересы этих государств при обеспечении международной безопасности отличаются не так уж и сильно. И в этом также убеждают последние события в Северной Корее.
Николай Пахомов – политический обозреватель, публицист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.