Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.04.2013 | Александр Ивахник
Угрозы реальные и мнимые
17 апреля премьер-министр Дмитрий Медведев впервые выступил в Государственной Думе с отчетом о деятельности своего правительства в 2012 году. Ожидалось, что общение Медведева с депутатами будет непростым, что он столкнется с серьезной критикой работы кабинета (поводов для которой действительно немало), а фракция КПРФ даже, возможно, поставит вопрос о доверии правительству. Однако в публичном пространстве это событие было перебито появившейся тем же утром на сайте Life News утечкой с совещания президента Путина с рядом губернаторов и ключевых министров в Элисте по вопросу расселения жителей из аварийного жилья, где глава государства недвусмысленно пригрозил правительству отставкой.
В конце совещания, проходившего накануне вечером, Путин, попросив выключить камеры, обратился к теме неудовлетворительной реализации своих указов от 7 мая 2012 года, в которых зафиксированы его предвыборные обещания. «Хотел сказать это применительно к аварийному фонду, но решил сказать применительно ко всему. Качество работы ничтожное, все поверхностно делаем. Если будем работать так, то ни хрена не сделаем. А если будем работать более настойчиво, более профессионально и с пониманием того, что нужно сделать, то сделаем. Если мы этого не сделаем, то нужно будет признать, что либо я работаю неэффективно, либо вы все плохо работаете и вам нужно уйти. Обращаю ваше внимание на то, что я склоняюсь ко второму варианту. Думаю, что это понятно. Чтобы не было никаких иллюзий».
Вскоре после появления утечки пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что поскольку совещание было посвящено вопросам ветхого и аварийного жилья, то слова Путина были обращены, прежде всего, к главам регионов, а не к кабинету министров. Песков назвал неэтичным и возмутительным обнародование видео с закрытой части совещания и пригрозил Life News изгнанием из кремлевского пула. Поначалу можно было подумать, что это очередная (уже далеко не первая) провокация против Медведева его соперников из властной верхушки, направленная на ослабление премьера, а издание Life News, известное своими особыми отношениями с людьми из Кремля и с силовиками, выступило инструментом этой провокации, недостаточно взвесив связанные с этим риски. Но в таком случае глава издания Ашот Габрелянов не повел бы себя так, как он это сделал. Комментируя слова Пескова, он подчеркнул, что издание тщательно проверяет информацию и снимать или менять опубликованный материал не станет. «Песков сейчас может по-разному говорить, но у нас этот ролик есть, мы его поставили. Я, конечно, понимаю реакцию администрации президента... Но что же делать? Это наша работа. У нас сомнений, кому это адресовано и для кого это сказано, нет. И возможно, если будет продолжаться какое-то гонение в нашу сторону, мы, наверно, опубликуем полное видео, из которого все станет понятно», – заявил Габрелянов. Подобные слова в адрес пресс-секретаря президента Путина можно говорить лишь в рамках некой согласованной игры и при полной уверенности в том, что сам Путин вовсе не против произведенной утечки.
Какие же цели мог преследовать президент, высказывая свою резкую оценку работе правительства как раз накануне его отчета в Госдуме? По идее он не должен быть заинтересован в смене кабинета менее чем через год после начала работы, тем более при своей известной нелюбви к скоропалительным кадровым решениям. Уже понятно, что нынешнее президентство Путина будет намного тяжелее, чем два его предыдущих срока, которые пришлись на «тучные годы». И потому ресурс правительства Медведева надо использовать до последнего. Но видимо, претензии Дмитрия Медведева на некую самостоятельность в проведении социально-экономического курса, с одной стороны, рассогласованность действий различных министерств и неумение премьера приводить их к общему знаменателю – с другой, вызывают все большее раздражение и недовольство Путина, которое он считает нужным открыто продемонстрировать, в том числе и депутатам Госдумы.
По сравнению с президентским демаршем охлаждение критического запала законодателей, похоже, оказалось для Медведева не столь уж трудным делом. Сам отчет правительства был длинным, наполненным цифрами, но не слишком информативным. Премьер назвал прошлогодний рост ВВП на 3,4% «неплохим», концентрировался на позитивных достижениях, упоминал об отдельных трудностях и недостатках и, по сути, обходил наиболее острые экономические и социальные проблемы. В частности, резкое замедление экономического роста в России он обозначил лишь вскользь и связал исключительно с рецессией в мировой экономике.
Из восьми заданных главе правительства вопросов по-настоящему острыми или существенными можно назвать лишь три (по одному от каждой из партий системной оппозиции): об офшорном типе экономики России и перспективах деофшоризации, о судьбе суверенных фондов и планируемой передаче их в управление коммерческого «Росфинагентства» и о разрушительной деятельности главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова и необходимости его отставки. Медведев отвечал не слишком убедительно по сути, но довольно уверенно по форме. По вопросу об отставке Ливанова (это требование разделяется всеми фракциями и наиболее оживленно обсуждалось в СМИ накануне) глава кабинета сказал, что «министр не рубль, чтобы всем нравиться» и вообще должности министра образования и министра здравоохранения «расстрельные». Впрочем, он призвал членов правительства, включая Ливанова, конструктивно относиться к критике, «находиться в режиме прямой коммуникации со своими партнерами по диалогу, включая депутатов Госдумы» и «представлять аргументированную позицию, не сваливаться в пикировку, а приводить аргументы».
Выступления руководителей партийных фракций в связи с отчетом правительства были более острыми, чем заданные вопросы. Особенно резок был лидер коммунистов Геннадий Зюганов, а осторожные критические замечания прозвучали даже в выступлении главы фракции «Единой России» Владимира Васильева. Но ни один из выступавших не требовал отставки кабинета. Лишь председатель «Справедливой России» Николай Левичев отметил: «Опасность осенней рецессии вполне вероятна. И если это случится, мы просто вынуждены будем ставить вопрос о доверии правительству».
События 16 и 17 апреля показали, что не от Госдумы стоит ждать кабинету Медведева серьезных неприятностей, а от главы государства. И прогнозируемая на осень рецессия действительно может стать для него суровым испытанием. Трудно сказать, насколько эффективным антикризисным менеджером может оказаться Медведев, но явный дефицит у него аппаратного веса заставляет в этом сомневаться.
Публичное выражение президентом Путиным своего негативного отношения к правительству только укрепляет эти сомнения. Зато нет никаких сомнений в том, что с приходом рецессии майские указы Путина утратят всякие шансы на реализацию. И тогда президент может счесть отставку правительства назревшей и необходимой. А чтобы снять с себя ответственность за нарушение достигнутых ранее договоренностей, президент может использовать в качестве механизма Государственную Думу, отказывающую правительству в доверии.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.