Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.04.2013 | Александр Ивахник
Прокуроры увлеклись социологией
Вал проверок некоммерческих организаций силовыми ведомствами на предмет выявления иностранных агентов не ограничился правозащитниками. Помимо них под горячую руку государства попали некоторые экологические, религиозные и культурные организации. И вот теперь дело дошло до независимых исследовательских центров, занимающихся изучением общественного мнения и политических процессов. В среду проверяющие появились в «Левада-центре» и фонде ИНДЕМ. Обе организации зарегистрированы как НКО и известны своим критическим отношением к политике власти.
В социологической службе «Левада-центр» проверку ведут сотрудники прокуратуры, Минюста и налоговой инспекции. Накануне помощник прокурора межрайонной прокуратуры вручил директору центра Льву Гудкову письмо с требованием подготовить и предоставить целый ряд документов: учредительные, уставные, финансовую отчетность с 2010 года, штатное расписание, список проводимых мероприятий. Особый интерес проверяющих вызывают соглашения с иностранными грантодателями и отчеты по ним. По сведениям телеканала «Дождь», прокурорам потребовались даже тексты публикаций и все выступления социологов на радио и ТВ. Замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин рассказал «Независимой газете», чем именно интересовались гости: «Они спрашивали, какого рода работу мы выполняем. Прокуроры пытаются разобраться, как действует научная организация и какого рода продукцию она предоставляет. В частности, как формируется задание на проведение исследования. Их не интересуют наши маркетинговые исследования, их интересуют исследования в социально-политической области».
В самом «Левада-центре» не скрывают, что время от времени получают иностранные гранты, преимущественно от американского Национального фонда поддержки демократии, но в целом доля этих грантов составляет меньше 3% в бюджете организации. Алексей Гражданкин выразил надежду, что «Левада-центр» попал в список подлежащих проверке не по политическим, а по формальным причинам – как НКО, получающая иностранное финансирование. Однако есть основания усомниться в этом. В феврале на сайт Минюста пришло 350 обращений «встревоженных граждан» с просьбой проверить деятельность организации, но ведомство отказалось, ссылаясь на то, что в плане проверок «Левада-центр» не числится, а внеплановую проверку можно проводить только по сообщениям о признаках экстремизма, которых не было. Теперь же прокуратура, проверки которой не регламентированы законом, почему-то решила иначе.
В среду прокуроры пришли и в фонд политических исследований ИНДЕМ. Как рассказал «Коммерсанту» основатель и директор фонда Георгий Сатаров, ревизоры потребовали уставные и финансовые документы. «У нас некоторое время назад уже запрашивали бумаги, но теперь прокуроров больше интересовали наши конкретные проекты, связанные с иностранным финансированием», – уточнил Сатаров. По его словам, ИНДЕМ регулярно проводит политологические исследования по заказу зарубежных организаций. Например, по заказу американского фонда Макартуров центр изучает восприятие понятия «справедливость» в России и других государствах, а ранее получил грант от фонда Форда на исследование о формировании судебной власти в России. Также ИНДЕМ при поддержке Всемирного банка занимался выработкой рекомендаций по противодействию коррупции. Сатаров отметил, что и первая, и вторая проверки проходят спокойно, и выразил надежду, что они не помешают работе организации.
Понятно, что вопрос о грантах из-за рубежа интересует прокуратуру не сам по себе, а в связи с вступившим в силу в декабре 2012 года законом об НКО – иностранных агентах. Закон предусматривает для таких агентов два квалифицирующих признака – получение зарубежного финансирование и занятие политической деятельностью. Казалось бы, исследовательская работа и опубликование ее результатов никак не подпадают под обычное понимание политической деятельности. В этой связи Лев Гудков заявил журналистам, что «Левада-Центр» – «исследовательская организация, не коммерческая, не политическая» и потому не собирается регистрироваться как иностранный агент. Но дело в том, что понятие политической деятельности сформулировано в законе об НКО крайне расплывчато и широко, и при желании под него можно подвести всякую деятельность, связанную с информированием общественности о процессах, происходящих в стране. Именно в этой логике депутат-единоросс, один из авторов закона об НКО – иностранных агентах Александр Сидякин заявил газете «Ведомости»: «Отдельные публикации, возможно, и не оказывают влияния на госполитику, но в совокупности работу социологов можно трактовать как политическую деятельность».
Легко представить, насколько далеко может завести подобная логика. Если те же «Левада-центр» и ИНДЕМ будут признаны иностранными агентами, власть тем самым ясно даст понять, что независимые социологические и политологические исследования несут вред современному российскому государству и заслуживают ограничительных санкций. Причем такие действия власти неизбежно будут проецироваться на сотни исследовательских организаций по всей стране. Ведь для современной глобализированной науки, в том числе и социальной, международное финансирование – вещь сама собой разумеющаяся.
Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.