Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

13.05.2013 | Татьяна Становая

Ушел и больше не вернется

8 мая президент России Владимир Путин подписал Указ об отставке вице-премьера правительства РФ Владислава Суркова. Это стало одним из самых значимых событий последних полутора лет: Сурков, будучи и главой аппарата правительства, являлся ключевой фигурой в кабинете Дмитрия Медведева. Исполнять обязанности Суркова как куратора социальной сферы и инноваций будет Аркадий Дворкович. Временно исполняющим обязанности главы аппарата правительства назначен Сергей Приходько.

Сурков еще в качестве первого заместителя главы администрации президента был одной из самых влиятельных фигур, задававших параметры развития режима. Он считался одним из архитекторов путинской системы управления, досконально понимающим все механизмы и нюансы функционирования власти, обладал собственной инфраструктурой влияния через лояльные СМИ, экспертное сообщество, а также влияние в партии власти и парламенте. Его отставка в конце декабря 2011 года привела к исчезновению из властного лексикона формулировки «суверенная демократия» - этот термин так и не вошел в словарь Владимира Путина и Дмитрия Медведева, однако стал символом полуавторитарного режима, построенного во многом руками именно Суркова.

Уход Суркова прежде всего имеет значение с точки зрения аппаратно-кадровых и политических ресурсов Дмитрия Медведева, на которого он сделал политическую ставку в его бытность президентом. Сурков считался одним из сторонников второго президентского срока для Медведева, в связи с чем, похоже, уже к осени 2010 года потерял поддержку Владимира Путина. Именно тогда политическим менеджером Путина стал Вячеслав Володин, занявший пост заместителя премьера и руководителя аппарата правительства. Поэтому после того, как было принято решение о возвращении Путина на пост президента, уход Суркова из Кремля стал вполне вероятным – но, скорее всего, после президентских выборов 2012 года, в ходе формирования медведевского правительства.

Однако резкий рост оппозиционной активности в декабре 2011 года резко негативно повлиял на аппаратные позиции Суркова. Его основной политической задачей была блокировка оппозиции, что достигалось, как созданием мощной провластной инфраструктуры молодежных движений («Наши», «Россия молодая» и др.), так и «точечной» работой со знаковыми публичными фигурами. Сурков стремился привлечь на свою сторону часть деятелей, критично относящихся к власти – речь идет как о депутате Илье Пономареве, так и, к примеру, об известном блогере и фотографе Илье Варламове, который в 2011 году основал интернет-проект «Ридус», рассчитанный на оппозиционную среду. Как выяснилось позднее, этот проект был создан при поддержке государства.

В то же время события декабря 2011 года показали полный провал этой стратегии. Крайне «затратные» молодежные организации оказались весьма неэффективными (они не смогли «занять площади» и предотвратить массовые оппозиционные акции). Недавние «партнеры» сочли за благо отчетливо дистанцироваться от Кремля – в частности, Пономарев стал одним из ораторов на протестных митингах, а Варламов занялся их позитивным освещением.

Провал сурковской стратегии привел к его досрочной отставке, а также к утрате им репутации эффективного политического менеджера, способного решать сложнейшие задачи – и, следовательно, его востребованность властью резко снизилась (тем более, что президентская избирательная кампания 2012 года была выиграна под руководством Володина). Однако ставка на Медведева привела к тому, что Сурков остался в истеблишменте, будучи переведенным в правительство (тогда еще путинское, но было ясно, что его назначение связано с предстоящим премьерством Медведева). Поэтому назначение Суркова в правительство вице-премьером, хотя и было для него личным карьерным понижением, для Медведева стало одним из ресурсов для обеспечения своей аппаратной эффективности. Даже покинув кресло первого замглавы президентской администрации, Сурков, как глава аппарата правительства, курировал, в том числе, и отношения правительства с парламентом, партией власти, СМИ и т.д. Нельзя забывать и тот факт, что Сурков был главным советником Медведева по отношениям с «Единой Россией», лидером которой формально остается премьер (реально партию контролирует Кремль).

Таким образом, отставка Суркова ослабляет позиции Медведева – он теряет одну из ведущих фигур своей команды, которую трудно заменить. В отставке Суркова заинтересована и та значительная часть правящей элиты, которая добивается максимального ослабления или отставки правительства Медведева. На сегодня ресурс премьера сужен до членов его команды, а сама команда находится в крайне конфликтной среде: весьма противоречиво выстраиваются отношения с партией власти, администрацией президента, которая перетянула на себя практически все рычаги управления, «силовиками». Пересмотру и дискредитации подвергаются практически все начинания Медведева в период его президентства.

Поводом для отставки Суркова стало, видимо, дело «Сколково». Из всего набора проблемных тем «Сколково» на сегодня стало самым резонансным и конфликтным. Есть несколько версий того, почему началась кампания против «Сколково». Версия первая – это связано непосредственно с именем Суркова – все уголовные дела и преследования были направлены против куратора фонда в правительстве. Как бы Сурков и руководство самого фонда ни дистанцировались от подозреваемых в нецелевом расходовании средств, давление на фонд нарастало с каждым днем. Кроме того, возникла «проблема Пономарева» - контракт между «Сколково» и Пономаревым на сумму $750 тыс, заключенный задолго до декабря 2011 года, мог стать поводом для части «ястребов» в окружении Путина обвинить Суркова в неспособности обеспечить контроль над выделенными для «Сколково» финансовыми ресурсами и даже в финансировании внесистемной оппозиции.

В связи с этим нашумевшее выступление Суркова в Лондоне выглядело попыткой «переломить ситуацию» в условиях, когда обычные аппаратные методы уже не работали. Сурков напомнил о том, что был одним из создателей существующей политической системы, поддержал власть в борьбе с оппозицией и явно дистанцировался от Пономарева. Взамен он фактически просил прекратить атаку на «Сколково». Однако его выступление вызвало крайне резкую ответную реакцию - беспрецедентную по резкости и даже банальной грубости заметку официального представителя СК Владимира Маркина в газете «Известия», также активно вовлекающейся в кампанию против Медведева. Заметка носит весьма уничижающий характер: Маркин упрекнул Суркова за его «жалостливую речь» в Лондоне. «Модно нынче быть сугубо политическим узником, сразу можно рассчитывать на внимание BBC, а то и на поддержку Amnesty International. Возможно, именно поэтому кураторы особо эффективных менеджеров предпочитают выступать с арией московского гостя сразу в Лондоне, среди целевой аудитории. Этот стон у них песней зовется», - написал Маркин. Сам фонд Маркин называет «Зоной», в которой «пилят» и нарушают все законы «приличного общества». А Суркову персонально Маркин пригрозил отставкой. «В этой связи у граждан России, в том числе работающих в СКР, возник риторический вопрос: а сколь долго удержится в своем кресле член кабинета Е.И.В., если он, пребывая с частным визитом в Москве, публично осудит Скотленд-Ярд за исполнение прямых обязанностей? Видимо, у нас в Москве слишком либеральный режим по сравнению», - задался вопросом Маркин.

В этой ситуации Суркову оставалось лишь «огрызнуться» на статью Маркина – он расценил ее как графоманию. Возможно, что это стало «последней каплей» - в настоящее время «силовики» играют все большую роль во власти и фактически являются неприкасаемыми. Впрочем, официально была выдвинута другая версия, озвученная пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым. По его словам, отставка Суркова хотя и носит добровольный характер, но связана «с тематикой первоочередных задач по реализации майских указов президента и предвыборных обещаний, и функционированием в Белом доме комиссии, которая занималась реализацией этих указов». При этом примечательно, что возникала путница с датой написания заявления об отставке. Сурков и Наталья Тимакова заявили, что оно было подписано еще 26 апреля. Песков ранее говорил, что заявление появилось после совещания у Путина 8 мая. Правда, впоследствии он оговорился, что возможно решение об отставке было принято все-таки ранее.

На совещании 8 мая Сурков был как раз главным докладчиком – именно он руководит комиссией по выполнению президентских указов, хотя в самом кабинете министров за социальные темы отвечает другой вице-премьера - Ольга Голодец. С одной стороны, его уход можно «притянуть» к невнятным с точки зрения Путина итогам работы правительства. Однако с политической точки зрения это не вписывается в логику отношений правительства и Кремля: Путин сам в рамках прямой линии призывал не спешить с отставками и просил дать кабинету министров время. Сурков же на совещании вел себя так, как будто ни о какой отставке не идет и речи. Завершая встречу, Путин предупредил: «в конце текущего года я встречусь с каждым из вас — обсудим результаты работы за год — и публично заслушаю доклады по достигнутым результатам», - сказал он.

Официальная версия в нынешней ситуации скорее является попыткой Кремля повернуть обсуждение отставки в выгодную для себя сторону с тем, чтобы микшировать наличие разногласий во власти и, одновременно, представить Суркова недостаточно компетентным управленцем, не справившимся с реализацией президентских указов. В действительности, вероятно, уход Суркова можно сравнить с уходом в сентябре прошлого года Олега Говоруна. Тогда анонимные источники из Кремля тоже говорили, что это стало следствием провала его работы на посту министра регионального развития. Впоследствии Владимир Путин был все-таки вынужден признать, что Говорун ушел, потому что не привык к подобного рода публичной работе после администрации президента. Публичная ответственность плюс постоянная критика президента, наложенная на появление уголовных дел, связанных со «Сколково», гневная отповедь Маркина, от которой Сурков не сумел найти защиты – все это, вероятно и стало причиной нынешнего ухода вице-премьера.

По данным «Ведомостей», Сурков может возглавить «Сколково» - тем более, что во время своего лондонского выступления Сурков назвал «Сколково» одним из самых чистых проектов с точки зрения возможных злоупотреблений. Тогда же он заявил, что является очень успешным в бизнесе и готов к подобного рода работе. В то же время существует и другая версия – «Сколково» сейчас находится под ударом со стороны Следственного комитета, и приход Суркова на должность топ-менеджера этого проекта может только усугубить ситуацию. Кроме того, далеко не факт, что «медведевцу» Суркову будет разрешено работать на государство, так как решение об этом принимает Путин.

В итоге отставка Владислава Суркова – это расширение процесса разложения правительства Медведева, которое находится во «враждебной» политической среде. Члены правительства, так или иначе, не выдерживают давления. Для всего правительства это может стать эпохальным событием. В противостоянии ключевого члена правительства и СК Кремль однозначно встал на сторону последнего. Это может еще больше подстегнуть амбиции «силовиков», и без того решавшихся на крайне резкие шаги против «медведевцев». Медведев же остается без важного игрока в своей команде.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net