Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.05.2013 | Анатолий Медведев
СПЧ пытается заступиться за оппозицию
Президентский совет по правам человека (СПЧ) рекомендовал Владимиру Путину внести поправки в законы «Об НКО», «О прокуратуре», а также привлекать к проверкам НКО общественность. Так совет отреагировал на массовую проверку НКО, которых Генпрокуратура и Минюст подозревают в ведении политической деятельности на иностранные средства. Одновременно СПЧ принял обращение к Госдуме с предложением об амнистии подозреваемых в организации беспорядков 6 мая 2012 года («болотное дело»).
Несмотря на то, что состав СПЧ «разбавлен» прокремлевскими деятелями, большинство его членов придерживается либеральных взглядов – так что позиция этого органа по общественно значимым вопросам не изменилась. Характерно, что документ не подписали большинство представителей провластного меньшинства в Совете (Игорь Борисов, Александр Брод, Иосиф Дискин, Анатолий Кучерена и др.), хотя и здесь есть исключение. К призыву об амнистии присоединился журналист Максим Шевченко, который является противником либералов, но по вопросам Северного Кавказа нередко занимает отличающуюся от провластной позицию.
СПЧ продолжает предпринимать попытки противостоять консервативной волне, выраженной в ужесточении и политического законодательства и практики его применения. Это выражается, прежде всего, в усилении преследования внесистемной оппозиции, а также росте давления на НКО. Первой жертвой может стать ассоциация «Голос». На прошедшей неделе министр юстиции РФ Александр Коновалов заявил, что организация может быть ликвидирована в судебном порядке, если она не согласится добровольно зарегистрироваться в качестве «иностранного агента». В ответ на это исполнительный директор ассоциации Лилия Шибанова обвинила Коновалова в попытках уничтожить организацию. «Следующий шаг - удваиваются штрафы, приостанавливается деятельность организации, и наступает уголовная ответственность руководителя. Поэтому зачем господину Коновалову рассказывать, что он будет обращаться еще раз в суд? У него есть все рычаги, чтобы прекратить деятельность ассоциации, никуда не обращаясь», - заявила исполнительный директор ассоциации.
На этом фоне СПЧ направил главе государства рекомендации, связанные с проверками НКО. «Вылившиеся в кампанейщину массовые проверки НКО вызвали негативную общественную реакцию как внутри страны, так и за рубежом и нанесли существенный ущерб имиджу страны»,— заявили в СПЧ, указывая на то, что по закону «Об НКО» проверять НКО может только Минюст, но фактически этим занимается прокуратура и другие силовики, а также надзорные органы. «В некоторых случаях проверки проходили в грубой форме, с блокированием помещений, выемкой компьютеров, многочасовыми опросами»,— отмечают в СПЧ, указывая, что проверки направлены на то, чтобы «вынудить НКО прекратить свою работу». По данным правозащитников, на данный момент прокуратура признала иностранными агентами около 40 российских НКО, включая ассоциацию «Голос», «Мемориал», «Transparency International — Россия», Комитет солдатских матерей, ассоциацию «Агора». Для урегулирования указанных проблем СПЧ предложил президенту, в частности, исправить закон «Об НКО», заменив не устраивающее правозащитников понятие «НКО, осуществляющая функции иностранного агента» на «НКО, финансируемая из иностранных источников».
Позиция СПЧ по НКО заметно расходится с замерами общественного мнения. Левада–центр провел исследование, по итогам которого 66% опрошенных считают, что организации, занимающиеся защитой прав граждан и критикующие власть, вообще не должны иметь права получать средства из-за рубежа (обратного мнения — 20%), 53% одобряют жесткие санкции — вплоть до ликвидации — к тем, кто живет на иностранные гранты, но не регистрируется как агент (против — 19%). В такой ситуации общественное мнение, подогретое провластными СМИ, создает благоприятные условия для принятия жестких мер в отношении НКО.
Одновременно на официальном сайте президентского совета по правам человека был обнародован и текст обращения к депутатам Госдумы, в котором парламентариям предлагается принять решение об амнистии всех фигурантов «болотного дела» - уголовного процесса, начатого российскими правоохранительными органами после событий 6 мая прошлого года. Инициатива провести амнистию принадлежит депутатам от КПРФ – Борису Кашину и Анатолию Локотю. «Версия обвинения о заранее продуманных и организованных «массовых беспорядках» не выглядит убедительной в глазах той части общества, которая была представлена на Болотной площади 6 мая 2012 года. Напротив, эта часть общества, которая далеко не мала и политически активна, склоняется к тому, что именно действия силовых структур спровоцировали разрозненные стычки демонстрантов с полицией», - говорится в обращении президентского совета. Подписанты предупреждают, что передача дела в суд приведет к радикализации части российского общества, обострит «противостояние властных структур и мирной гражданской оппозиции». Более того, в документе выражено совершенно однозначное сомнение в справедливости российского суда, «обвинительный приговор которого выглядит предопределенным». В обращении проводится аналогия с политической и экономической амнистией, принятой в феврале 1994 года.
Некоторые фигуранты самого «болотного дела» восприняли инициативу позитивно – для многих это шанс избежать изнурительного уголовного процесса, и тем более обвинительного приговора. Со стороны власти ситуация выглядит неоднозначной. С одной стороны, амнистия как раз подразумевает нечто вроде компромисса: ведь согласившись на это, фигуранты «болотного дела» подтвердят свою виновность, что политически выигрышно для Кремля. Хотя были разъяснения (например, бывшего судьи Конституционного суда Тамары Морщаковой), что принятие амнистии – в отличие от помилования – не подразумевает признания вины. Единственное, чего не дает амнистия – это признания невиновным по реабилитирующим основаниям.
С другой стороны, часть провластной элиты категорически выступила против амнистии, считая, что ее принятие станет подтверждением того факта, что подозреваемые преследуются по политическим мотивам. Интересно, что СК принял специальное заявление, в котором говорится, что во время обысков по «болотному делу», прошедших у активистов в нескольких регионах России, следователи обнаружили патроны и наркотики. «В жилище активиста Ярославского регионального отделения ОДД «Солидарность» Елены Лекиашвили изъят сверток, содержащий, предположительно, наркотическое вещество растительного происхождения «марихуана». В жилище координатора белгородского регионального отделения объединения «Левый фронт» Игоря Цевменко обнаружены и изъяты, предположительно, патроны для огнестрельного оружия», — говорится в пресс-релизе ведомства. В СК также отметили, что изъятые предметы будут направлены на экспертизу, по результатам которой будет решен вопрос о выделении материалов в отдельное производство для возбуждения уголовного дела.
Сейчас вокруг власти нарастает дискуссия о целесообразности реализации столь жестких мер в отношении внесистемной оппозиции (туда можно отнести и лидеров «болотной», и НКО, которых Кремль пытается признать «иностранными агентами»): СПЧ пытается вступать в дискуссию с пропутинской правящей элитой, среди которой и идеологи, и исполнители, и вдохновители консервативной волны, причем изначально будучи сторонником взглядов, которые не разделяются Кремлем. Таким образом, шансы на то, что их позиция встретит положительное отношение власти, невелики.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.