Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.06.2013 | Татьяна Становая
Публично-политическая опора Путина
11-12 июня в Москве прошел учредительный съезд Общероссийского народного фронта, на котором ОНФ был преобразован в движение, а его лидером большинством голосов избран президент России Владимир Путин. Избран центральный штаб во главе с тремя сопредседателями, а также принят Устав движения. До тех пор, пока ОНФ не преобразован в политическую партию, он вряд ли окажется какое-либо существенное влияние на функционирование институтов власти. Однако в ближайшие годы ОНФ потенциально может стать одним из факторов, влияющих на положение ключевых политических акторов, обеспечивающих функционирование режима.
ОНФ появился два года назад, в мае 2011 года, когда, вероятно, началась реализация сценария возвращения Владимира Путина на пост президента. Пошел обратный процесс по отношению к тому, что имел место в начале 2008 года. Путин стал дистанцироваться от партии власти (напомним, что он стал ее лидером в апреле 2008 года), готовя плацдарм для широкой пропутинской коалиции на базе Фронта. Однако ключевой опорой Путина во время избирательной кампании 2011-2012 гг. ОНФ так и не стал. «Единая Россия» сохранила инициативу в ведении своей кампании на парламентских выборах, а на период президентской кампании ставка была сделана на институт доверенных лиц. Как результат, Кремлю понадобилось два года на то, чтобы решиться на преобразование ОНФ в движение. Надо признать, что до этого Фронт был де-факто мифической организацией, набором ничем не связанных между собой фигур, продекларировавших свою политическую поддержку Путина. Депутат Вячеслав Лысаков, который главным ньюсмейкером со стороны ОНФ (сейчас он избран главой центральной ревизионной комиссии), безуспешно пытался добиться проведения съезда с осени 2011 года. Решение было принято в Кремле, с большой задержкой.
Два года ОНФ поддерживался в качестве «замороженного проекта». Собственная идентичность парламентариев, представляющих фронт, была крайне слаба – поведение практически всех 82 «фронтовиков», входящих во фракцию «Единая Россия», практически не отличалось от деятельности остальных думских «единороссов» (исключая того же Лысакова, боровшегося с «нулевым промилле»). Даже списка депутатов-«фронтовиков» на сайте ОНФ найти было невозможно.
Преобразование в движение дает ОНФ организационную, правовую, финансовую основы. Проект из практически существовавшего только на экранах телевизоров начинает приобретать свои юридические и организационные формы. Можно назвать три ключевые функции ОНФ. Первая – мобилизация пропутинской элиты и более четкое разделение на тех, кто за и тех, кто против «системы». «Единая Россия» в этом смысле исчерпывает свой ресурс - отсюда вторая функция – дистанцирование от всех тех встроенных во власть элементов, которые вызывают растущее раздражение в обществе. Поддержка Путина вовсе не требует автоматической поддержки партии власти. Третья функция – пропагандистская. Показательно, что назначение ОНФ изменено на «Народный Фронт – За Россию», что подразумевает некую тождественность между Путиным и страной. Между критиками власти и ее симпатизантом проводится более четкая линия, которая позволит системе быстрее и легче выявлять «ненадежные элементы». Можно прогнозировать, что в ближайшее время давление на оппозицию будет только усиливаться, и Фронт в этой связи станет тем самым инструментом, которым власть будет «метить» «своих» и «чужих».
Фронт является неокорпоративистским образованием – он провозглашает «единую волю» (очевидно, путинскую), которой подчинены все ее участники – они могут информировать власть о проблемах, но не обладают никакими обязывающими механизмами (даже формальными демократическими нормами, присутствующими в уставе «Единой России»). Во ОНФ нет даже членства – его заменяет «участие» под контролем региональных штабов. Еще одно типично корпоративистское явление – акцент на патриотизме и единстве и отсутствие понятий демократии и свободы в кратком манифесте ОНФ, сформулировавшем в общих словах цели Фронта.
Преобразование в движение – это своего рода вызов, который адресован, помимо оппозиции, правительству и партии власти. Сразу обращает на себя внимание, заметно более критичная позиция ОНФ по отношению к кабинету министров, чем позиция «Единой России». Это понятно: ОНФ не связан условными обязательствами с премьер-министром, как «ЕР», лидером которой формально является Медведев. Бизнес-омбудсмен Борис Титов, например, заявил «Газете.ру», что ОНФ призывает снижать страховые взносы, а вице-премьер Ольга Голодец вместе с Минтруда говорит о повышении. «Кого послушает президент? Есть шанс, что послушает ОНФ, так как это его базовая организация сегодня.
ОНФ – глас народа», — заявил он. Это не исключительный случай. По целому набору вопросов, ОНФ выступает оппонентом правительства. Это касается налога на роскошь (ОНФ требует значительного снижения стоимости облагаемых этим налогом автомобилей), ограничений на выплату «золотых парашютов», введения школьной формы (соответствующие законопроекты были внесены на рассмотрение Госдумы депутатами, ассоциирующими себя с ОНФ), выполнения президентских майских указов, из-за чего Путин регулярно критикует кабинет Медведева. Представители ОНФ не раз говорили, что правительство защищает богатых, а ОНФ берет на себя функцию коррекции политики исполнительной власти.
Активизация деятельности ОНФ вполне отвечает интересам всех тех, кто добивается максимального ослабления или отставки правительства Дмитрия Медведева. Это также инструмент Путина для политического подкрепления своей жесткой позиции по отношению к кабинету министров, хотя активность Фронта в этом направлении, безусловно, будет коррлировать с настроениями президента. Управляемая критика вполне отвечает интересам главы государства, который сохранит исключительную функцию по решению судьбы правительства Медведева.
Правительство оказывается выбитым из процесса консолидации элит вокруг фигуры Путина. Заметим, что на учредительном съезде присутствовали ключевые фигуры из администрации президента, руководство партии власти, представители общественных и бизнес-организаций. Медведева на съезде не было, также как и его «правой руки» Аркадия Дворковича, встречавшегося с бывшим ректором РЭШ Сергеем Гуриевым в Париже.
Еще одна разломная линия – это отношения между ОНФ и «Единой Россией». На сегодня тактика Кремля кажется прозрачной: «втянуть» партию власти в движение, чтобы минимизировать возможные противоречия. Так, со стороны «ЕР» в центральный штаб ОНФ вошли секретарь генсовета партии Сергей Неверов, руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимир Васильев, заместитель секретаря Генсовета Ольга Баталина и член президиума генерального совета Ирина Яровая. «ЕР» оказывается одним из составных частей Фронта. Кроме того, у партии и фронта – одни и те же кураторы в Кремле.
Однако ситуация может оказаться не в полной мере управляемой. Этому мешают, во-первых, амбиции тех руководителей ОНФ, которые напрямую не связаны с партией власти и которые ищут возможности для самореализации. Это выразилось, например, в попытках инициировать создание внутрифракционной группы ОНФ в Госдуме, что вызвало критику со стороны «единороссов». «Ни о каких делениях по политическим мотивам не может быть и речи», — заявил первый заместитель руководителя «Единая Россия» Вячеслав Тимченко. По его словам, внутри фракции постоянно идут дискуссии в рамках разных платформ – либеральной, социальной и государственно-патриотической. «Наша фракция действует, как единый организм», — подчеркнул он.
Вероятно, и в Кремле не пойдут на разделение фракции. Однако потенциально напряженность между ОНФ как претендента на роль основной опоры Путина в политической сфере и «ЕР» как нынешней партией власти закладывается объективно. ОНФ будет стараться проявлять больше инициативы. У Фронта есть и преимущество – он не связан «законодательными узами»: обязанностью голосовать за спускаемые «сверху» законы. «ЕР», в свою очередь, неизбежно будет рассматривать ОНФ как вероятную угрозу своему существованию. Появляется риск размежевания внутри партии на тех, кто увидит в ОНФ новые возможности для политической карьеры и тех, кто увидит риски для утраты нынешних позиций.
Пока функция движения кажется намного более широкой в политическом смысле, чем функция партии. ОНФ пытается охватить буквально все системное поле, не считая, пожалуй, КПРФ и ЛДПР, которые прочно занимают свою нишу. Остальные партии, ориентированные на Путина в той или иной степени, вовлекаются в работу ОНФ. Речь идет, прежде всего, о «Патриотах России» и партии «Родина». Если первая имеет весьма ограниченный потенциал, то вторая еще может набрать политических очков за счет реставрации старого, некогда удачного бренда. Даже часть «эсеров», ориентированная на лояльное Кремлю руководство партии, хотели бы сотрудничать с Фронтом. Другое дело, что в рамках ОНФ возможности для политической конкуренции значительно сужаются.
Однако в практическом смысле, без преобразования в партию ОНФ так и останется громким проектом, сделанным для телезрителя. Поэтому преобразование в движение можно рассматривать как первый шаг на пути построения партии, даже несмотря на то, что он не гарантирует такого развития событий. Сейчас в политических и журналистских кругах слухи о готовящемся «сливе» «Единой России» циркулируют весьма активно. Это само по себе подогревает разговоры о кризисе партии власти, отсутствии ярких фигур, мелочности и маргинальности ряда партийных спикеров.
В этом смысле очень важно, что нынешний режим выстраивается на ином качественном уровне, заметно отличаясь от режима, построенного во время второго путинского срока. Изношенность основных конструкций (репутация партии власти, институтов власти, девальвация роли премьер-министра, коррупционные скандалы в элите и т.д.), усиливающееся напряжение внутри элиты между консервативными и ориентированными персонально на Путина группами, с одной стороны, и либеральным системным сообществом с другой, поляризация между властью и модернистскими группами общества - в таком состоянии режим нуждается в качественно новой опоре, которая политически, идеологически, кадрово будет в большей степени соответствовать тем задачам, которые на сегодня пытается решить Кремль.
Как корпоративистский механизм, Фронт прежде всего становится публично-политической опорой Путина и массовой базой его выдвижения на четвертый срок. ОНФ может быть использован для решения ряда других задач – в частности, для провластной пропаганды и создания системы обратной связи (с тем, чтобы предотвращать по возможности появление законопроектов, непопулярных среди лояльных власти групп населения – таких как о коммерческой рыбалке). Кроме того, кандидаты, поддержанные ОНФ, могут выдвигаться в одномандатных округах – особенно в тех регионах, где выдвижение «единороссов» нецелесообразно по имиджевым причинам (такие кандидаты официально могут представлять партии с ярко выраженными патриотическими названиями – «Патриоты России» и «Родина»). Провластные одномандатники должны компенсировать возможное уменьшение числа депутатов-«списочников» от партии власти в 2016 году.
А возможность преобразования в партию Кремль, вероятно, всегда будет учитывать, принимая решения исходя из текущей политической ситуации и таких факторов, как репутация партии власти, качество ее рейтинга, результаты региональных выборов 2013-2014 годов, интенсивность протеста, градус социальной напряженности. Другим вариантом в случае падения влияния «Единой России» может стать создание на базе ОНФ предвыборного блока – сейчас это запрещено законодательством, но при необходимости в него можно внести поправки. Тем более что о такой возможности говорилось в прошлогоднем послании Владимира Путина Федеральному собранию. Сейчас этот вопрос, как минимум, отложен – чтобы дополнительно не ослаблять «Единую Россию» в ситуации, когда власти не перестала делать на нее электоральную ставку - но ближе к выборам может стать актуальным.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.