Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
19.06.2013 | Олег Громов
Москва согласилась на переходное правительство в Сирии?
Президент России Владимир Путин в ходе саммита «Большой восьмерки» в Северной Ирландии заявил, что участники клуба «G8» достигли договоренности о принципах урегулирования сирийского конфликта. В частности, министры иностранных дел России и США Сергей Лавров и Джон Керри будут ответственными за организацию новой конференции представителей президента Башара Асада, оппозиции, а также России и «друзей Сирии» (США, страны ЕС и ряд государств Ближнего Востока), которую журналисты уже окрестили «Женева-2», поскольку первое подобное мероприятие проходило именно в этом швейцарском городе. Оптимизм главы российского государства публично разделил британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, заявивший о том, что великие державы уладили все разногласия в вопросе разрешения конфликта в Сирии. Это означает, что сирийский конфликт все же может быть урегулирован, правда, ценой создания нового прецедента в международных отношениях.
Согласие России на проведение «Женевы-2» фактически означает, что Кремль готов усадить за стол переговоров представителей действующей администрации Башара Асада, а также коалиции сирийских оппозиционных сил, в которой помимо прочих представлены боевики самых различных направлений – от умеренных светских до радикальных ваххабитских. На этом упорно настаивала американская сторона, отказавшись от идеи прямого военного вмешательства в сирийскую войну и ища способы относительно мирного смещения Башара Асада и передачи власти переходному правительству. Против этой идеи Россия не возражала, однако принципиальным вопросом была судьба Башара Асада, полномочия и персоналии нового правительства. Москва стремится в сложившихся неблагоприятных для сирийского президента международных условиях сохранить за своим союзником как можно больше реальных властных полномочий. Насколько известно, в настоящее время этот вопрос (по крайней мере, публично) остается нерешенным: Кремль настаивает на сохранении полномочий действующего президента при формировании нового правительства, а Вашингтон вместе с европейскими союзниками хочет полностью отстранить его от власти. Компромиссным вариантом могло бы стать перераспределение полномочий между переходным правительством и действующим президентом, которое уравновесило бы их статус. Однако такой шаг неприемлем для Башара Асада, поскольку будет означать его постепенное выдавливание из политики, превращение в президента, который «царствует, но не правит».
Показательно, что решение о «Женеве-2» была принято без участия представителей правительства Башара Асада, поскольку из их недавней резкой реакции на информацию о закулисных переговорах великих держав о судьбе Сирии без участия действующего правительства было видно – нынешние сирийские власти международным сообществом заочно признаны проигравшим игроком в гражданской войне. Такое отношение к политической силе, продолжающей контролировать большую часть страны, может привести к расколу страны на две или более частей.
Теперь США, России и Евросоюзу остается убедить главу сирийского государства в том, что передача власти – единственный способ прекратить войну. Башар Асад упорно отрицает возможность примирения с боевиками, пытаясь убедить международную общественность в том, что легализация их статуса путем включения в новое правительство может привести к превращению Сирии в еще одну страну-экспортер нестабильности и терроризма на Ближнем Востоке.
Господина Асада может удовлетворить формирование переходного органа власти из умеренной и исключительно политической части оппозиции – без боевиков. Глава государства также может попытаться максимально ограничить полномочия нового правительства, сделав его номинальным или же отсрочить процедуру передачи ему власти, как пытались сделать военные с президентом в Египте после переворота 2011 года. Но Россия не сможет склонить Запад к такому варианту развития событий. Во-первых, нельзя не считаться с боевиками – они в отличие от политического крыла – реально контролируют почти половину страны. Во-вторых, переходное правительство – только первый шаг на пути люстрации сторонников Башара Асада во власти. Западу не нужна формальная как бы «передача» власти. Нужен реальный политический транзит – от старого государства закрытого типа к новой более открытой и потому более управляемой стране.
Важным аспектом «Женевы-2» также станет очередной прецедент в международных отношениях – формирование новой власти в суверенной стране фактически «под диктовку» постоянных членов Совета безопасности ООН плюс заинтересованных региональных держав Ближнего Востока. Прецедент состоит в очередном ограничении суверенитета современного государства, политические институты которого могут меняться без непосредственного участия легитимного законного правительства, а также в расширении круга принимающих решения стран. Если раньше великие державы – примерно в том виде, в котором они существуют с момента окончания Второй мировой войны – сами могли определять судьбу отдельных государств через механизмы Совета безопасности ООН, то теперь им для этого требуются «помощники» в лице региональных держав. На лицо требование расширения состава Совбеза и переформатирования его работы в пользу большей открытости и гибкости. С одной стороны, этот прецедент облегчит смену власти в странах-«горячих точках», с другой – усложнит процесс поддержания конституционного порядка, что особенно актуально для России в контексте расширяющегося протестного движения.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.