Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

27.06.2013 | Александр Ивахник

Государство не оставляет НКО своим вниманием

26 июня правительство внесло в Госдуму законопроект, резко расширяющий перечень оснований для проведения Минюстом внеплановых проверок некоммерческих организаций. Сейчас действующий закон о некоммерческих организациях предусматривает столь же широкие основания для контрольных мероприятий лишь в отношении НКО – иностранных агентов, т.е. получающих финансирование из иностранных источников и занимающихся политической деятельностью. Однако после вступления этих положений закона в силу в ноябре прошлого года ни одна из российских НКО добровольно не записалась в реестр иностранных агентов. Да и масштабная весенняя кампания внезапных проверок, проводившихся прокуратурой с привлечением Минюста и других правоохранительных органов, выявила признаки иностранных агентов лишь у нескольких, наиболее раздражающих власть организаций, которые эти претензии решительно отвергают. И вот в скором будущем, после неизбежного принятия нового законопроекта, все отечественные НКО как объекты внезапного пристального интереса государства будут поставлены на одну доску.

Казалось бы, зачем дополнять закон об НКО новыми положениями, если и без этого ничто не помешало представителям прокуратуры в массовом порядке проводить внеплановые проверки, которые, в отличие от проверок ФНС или Минюста, нормативно не регламентированы? Но дело в том, что по закону об НКО органом, уполномоченным контролировать деятельность НКО, является Минюст, а не прокуратура. И правовой волюнтаризм прокурорских проверок нередко приводил к скандалам, вызывал шумные протесты и отдельных видных деятелей гражданского общества, и Совета по правам человека при президенте РФ, и зарубежных общественников и политиков. Видимо, предполагается, что законодательное расширение функций Минюста в этом плане несколько успокоит ситуацию и снизит для российской власти имиджевый ущерб.

Что же предусматривает правительственный законопроект, который разработан Минюстом во исполнение поручения президента? В настоящее время Минюст может осуществлять внеплановую проверку некоммерческой организации только при поступлении в органы ведомства представления избирательной комиссии о возможном нарушении требований к средствам избирательных фондов политических партий в ходе выборов (речь идет о возможных пожертвованиях зарубежных денег со стороны НКО). По статистике самого Минюста, из проведенных в 2012 году 6497 проверок НКО лишь 206 (3%) являлись внеплановыми.

Согласно законопроекту, теперь основанием для проведения дополнительной проверки НКО может стать истечение срока устранения нарушения, содержащегося в ранее вынесенном НКО предупреждении. Но этот случай, по крайней мере, не будет неожиданным для проверяемых. Поистине безграничные возможности для внезапных проверок создает другое зафиксированное в законопроекте основание – поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от государственных и муниципальных органов, из СМИ о фактах, свидетельствующих о наличии в деятельности НКО признаков экстремизма. Учитывая наличие широкого круга открытых и активных подголосков власти, как среди отдельных граждан, так и среди квазиобщественных организаций, получение соответствующего обращения в отношении любой НКО, вызывающей недовольство или подозрение разного рода начальников, становится делом техники. Но этого мало. Внеплановые проверки могут быть проведены, если в уполномоченный орган поступили сведения от государственных и муниципальных органов о любом нарушении НКО законодательства РФ в сфере её деятельности. Кроме того, основанием для проверки может стать наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа, изданного в соответствии с поручением президента РФ или правительства РФ, либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов. Другими словами, с появлением нового закона возможности Минюста для прихода с проверкой в любую некоммерческую организацию в любой момент будут ограничены лишь кадровыми ресурсами ведомства.

Показательно, что очередной репрессивный законопроект возник не в недрах Госдумы, к чему все давно привыкли, а спущен в парламент из правительства Дмитрия Медведева. При президентстве Медведева законодательство об НКО было заметно либерализовано. Нынешняя правительственная инициатива должна наглядно свидетельствовать, как изменились времена. Сейчас все ветви власти характеризует глубокая подозрительность к миру НКО, в котором, несмотря на устрашающее давление силовиков, остаются островки независимости и готовности выражать несогласие с государством.

Ясно, что Государственная Дума одобрит правительственный законопроект, скорее всего, почти без сопротивления. Но дата его рассмотрения пока не назначена. Видимо, новый закон будет принят ближе к концу года. И чтобы строптивые представители гражданского общества не расслаблялись, государство продолжает серию показательных единичных акций. Несколько дней назад из офиса в центре Москвы силой изгнали движение «За права человека», а его 72-летнего лидера Льва Пономарева при этом еще и побили. 26 июня Минюст на полгода приостановил деятельность ассоциации «Голос». Российским НКО, не готовым играть роль послушного исполнителя государственной воли, приходится готовиться к новым испытаниям, к гораздо более тяжелым условиям работы.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net