Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

24.07.2013 | Михаил Агаджанян

Исторический минимум технологической конкурентоспособности

Российская власть стремится продемонстрировать обществу свою эффективность. В ход идут зафиксированные в последнее время прорывы в сфере занятости населения. В рамках Петербургского экономического форума - 2013 на самом высоком уровне было заявлено об историческом минимуме безработицы в стране. Президент Путин привёл цифру в 5,5% российских граждан, не имеющих постоянной работы.

Впрочем, даже этот относительный успех не продержался в статусе исторического минимума дольше нескольких недель. В середине текущего месяца были озвучены официальные оценки правительства, в соответствии с которыми безработица в России в июне демонстрировала рост третий месяц подряд, выйдя на уровень февраля-марта 2012 года - 5,7% с учётом календарного фактора.

Вырванные из общего контекста не внушающей оптимизма экономической ситуации в стране оценки властью уровня безработицы только усилили ощущение беспокойства у общественности. Приводятся негативные показатели по инфляции, замедлению роста ВВП, сальдо внешнеторгового баланса, оттоку капитала. К примеру, профицит внешнеторгового баланса за пять месяцев текущего года снизился на 17,6%.

По всем направлениям как минимум стагнация с тенденцией на вхождение в «красную зону» макроэкономических показателей.

Сойти с нефтегазовой иглы властям так и не удалось. И это на фоне долголетних экспертных дискуссий и принятых государственных программ по модернизации отечественной экономики. Кстати, за последний год слово «модернизация» всё меньше употребляется в лексиконе чиновников.

Не хотелось бы узнать, что с невозможностью осуществления экономического рывка, который только и может вывести державу в подобающей ей ранг на мировой арене, смирились в правительстве. Так получилось, что после 7 мая 2012 года, когда были обнародованы известные указы президента России, тренд от «модернизации» сменился на «социальность». За основу оценки эффективной деятельности правительства был взят фактор исполняемости взятых президентом перед обществом социальных обязательств. Лозунг о «модернизации» задвинут на непросматриваемый план, все окунулись в практическое воплощение социальных обещаний главы государства.

Несбалансированность экономической и социальной ситуации в большой стране имеет разностороннюю причинность. Это видно, в том числе, и при оперировании показателями безработицы населения в различных российских регионах. Ситуация с занятостью в южных субъектах РФ по негативности опередила даже зашкаливающие показатели в некоторых европейских экономиках. В Ингушетии уровень безработицы вплотную приблизился к 50%, в Чечне – стабильно держится на отметке в 30%.

Благополучные по занятости населения Москва, Санкт-Петербург и прилегающие к ним регионы Центральной и Западной России с депрессивными южными субъектами уравнивает один показатель. Это технологическая отсталость в реальном секторе производства. Причём, отсталость применительно не только к партнёрам России по «Большой восьмёрке», но зачастую и при сравнении с не самыми технологически развитыми экономиками мира. Например, в рамках объединения БРИКС.

Все стартовые позиции России указывают на должное пребывание державы в ряду технологических передовиков мировой экономики. Интеллектуальные ресурсы, даже с учётом продолжающегося «оттока мозгов», исторический опыт индустриальных рывков и технологических прорывов в 20-м веке диктуют соответствующий статус России. Но, как говорится, процесс обозначил иную линию развития.

Ныне технологическое отставание находит всё больше проявлений даже в такой продвинутой области отечественного производства, с потенциалом на завоевание своего особого места в мировом брендинге, как оборонно-промышленный комплекс.

Здесь ощутима зависимость российских оборонщиков от зарубежных разработок в тех компонентах конечной продукции военного назначения, которые выходят за рамки сборки платформ и шасси. Там, где заканчивается колёсная или гусеничная платформа, фюзеляжи летательных аппаратов и начинается электронная начинка, без которой современная военная техника немыслима, российскую оборонку трудно отнести к мировым лидерам.

Время для обретения собственного научно-производственного потенциала на примере мировых законодателей мод в высоких военных и гражданских технологиях проходит. А с ним и увеличивается пропасть технологического отставания. России всё труднее соревноваться даже с такими небольшими государствами как Израиль. В частности, российские военные эксперты указывают на укоренение ситуации, когда ряд образцов оружия отечественный ОПК не может выпускать самостоятельно, отдельные производит с низким качеством, поэтому приходится заимствовать вооружение на внешних рынках.Технологическое отставание от Запада в целом по российскому промышленному комплексу вовсе удручающее.

Обидно слышать от тех же израильтян комментарии, в которых прямым текстом указывается, что «в технологическом плане Россия находится в глубоком кризисе» (слова бывшего посла Израиля в России, ныне израильского политолога Цви Магена). Но ещё обиднее, когда великая держава ставит перед собой скромные задачи, без реальной заявки на вхождение в круг глобальных игроков. Социальную сферу нужно поднимать, только не надо это делать в ущерб фундаментальной задаче технологического прорыва. Без него Россия не станет вровень с мировыми лидерами. В то время как её место именно там, а не в ряду сырьевых придатков стагнирующей Европы и поднимающегося Азиатско-Тихоокеанского региона.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net