Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.11.2005 | Татьяна Становая
МИХАИЛ ХОДОРКОВСКИЙ: ПИСЬМА В БУДУЩЕЕ
11 ноября бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский опубликовал в "Коммерсанте" свое очередное письмо "Левый поворот-2". Днем ранее было обнародовано его интервью французскому изданию Politique internationale. Озвученные программные заявления бывшего олигарха вызвали широкий резонанс в СМИ.
Нынешнее письмо Михаила Ходорковского, опубликованное в газете "Коммерсант", является его первой попыткой создать прообраз будущей политической программы. Бывший глава ЮКОСа пытается послать вполне определенные сигналы обществу, элитам, а также закрепить свой образ "частного лица", политического заключенного, а не олигарха.
Апелляция к обществу укладывается в его концепцию "левого поворота" - именно так называлась предыдущая статья Ходорковского в газете "Ведомости". Надо признать, что сама по себе формулировка оказалась очень удачной: она сразу же была взята в оборот как политической элитой, так и политологическим сообществом, часто употребляясь без связи с бывшим главой ЮКОСа. Ходорковский, признав обреченность нынешних либералов, призвал сделать "левый поворот", предусматривающий, прежде всего, сильную социальную политику и перераспределение экономических ресурсов в пользу бедных.
Известно, что электоральная база действующих либеральных партий в России насчитывает всего около 10%. Но даже эти избиратели зачастую поддерживают президента: СПС и "Яблоко" после поражения на парламентских выборах в 2003 году продолжают находиться в кризисном состоянии. Для того чтобы расширить свою электоральную базу они также вынуждены делать шаги влево.
Таким образом, ставка на "левый поворот" для Ходорковского означает попытку привлечь широкие социальные слои и, прежде всего, избирателей самого президента. Как говорится в письме Ходорковского, "левый поворот" нужен для "преодоления патологического, космического отчуждения между элитами и народом, властью и теми, кем эта власть правит".
Для того чтобы популяризировать свою программу, Ходорковский предлагает наиболее понятные обществу рецепты, сопоставимые по своему масштабу с президентскими "национальными проектами". Дело в том, что основная проблема оппозиции последние годы состояла в том, что она играла не на президентском электоральном поле, а за его рамками, пытаясь показать, что то, что делает президент - неправильно. Однако его обещания и озвучиваемые "национальные проекты" пользуются популярностью. Но ни один оппозиционный лидер не пытался показать, что те же самые приоритеты можно решать более эффективными способами. Первым это попытался сделать Ходорковский. Аналогичные попытки стали прослеживаться последнее время и у Михаила Касьянова.
Итак, Ходорковский предлагает свой набор "национальных проектов", которые рассчитаны на привлечение большинства избирателей. И здесь этот набор идей подобран весьма удачно. Так, главными целями бывший глава ЮКОСа называет "увеличение численности населения России до 220-230 млн человек" и предотвращение "китаизации" восточных регионов. Заметим, что "китайская угроза" - одна из самых остро воспринимаемых российским обществом. Кроме того, Ходорковский предлагает изменение структуры российской экономики в пользу "экономики знаний" и снижения зависимости от сырьевого сектора. Здесь он снова ставит масштабную задачу: увеличить ВВП России за 12 лет в 3,5-4 раза - до $4-5 трлн, что выглядит более привлекательно, чем задача удвоения ВВП за 10 лет, к тому же мало кто понимает, каким образом этого можно добиться. Ходорковский же и здесь предлагает очень популярные рецепты: от использования средств стабилизационного фонда (это поддерживает 91% населения) до легитимации приватизации за счет выплаты всеми приватизированными компаниями "налога" в размере реального годового оборота средств на момент приватизации.
Полученные в итоге всех предложений Ходорковского $400 млрд он предлагает потратить на новую армию (сейчас население крайне негативно относится к состоянию ВС), новую инфраструктуру, инвестиции, образование, здравоохранение и науку. Нет сомнений, что такая программа была бы поддержана большинством населения.
Однако как раз с населением у бывшего главы ЮКОСа существует большая проблема.
Во-первых, он продолжает рассматриваться большей частью общества не как политзаключенный, а как олигарх, которого посадили за нежелание платить законные налоги. От этой репутации ему будет избавиться крайне сложно.
Во-вторых, этому мешает тот факт, что Ходорковский, будучи главой ЮКОСа, занимал позицию, совершенно противоположную той, которую он стремится отстаивать сейчас. Например, именно его считают инициатором введения плоской шкалы НДПИ, выгодной ЮКОСу. До своего ареста Ходорковский действовал как глава крупной нефтяной компании, для которого политика была во многом инструментальна и вторична, а успех компании - первичен.
В-третьих, нынешняя программа появилась через два года после ареста - только после того, как стало ясно, что компания потеряна. Поэтому для Ходорковского главной проблемой сегодня является не поиск популярной программы, хотя это, безусловно, одна из главных слагаемых успеха, а нахождение способа заставить поверить ему большинство населения, которое пока крайне негативно относится к олигархам (Ходорковского, несмотря на потерю ЮКОСа, таковым многие продолжают считать).
Вторая задача, которую решает бывший глава ЮКОСа, - это апелляция к элитам. Здесь ему важно показать бесперспективность правящей элиты и того, кто станет "преемником". Дело в том, что нынешний режим Владимира Путина изначально имел слабую институциональную основу, строясь преимущественно на высоком рейтинге президента и его авторитарной составляющей. Любое ослабление позиций президента может повлечь за собой разрушение моноцентризма, опирающегося сегодня на поддержку элит. Институциональная основа режима продолжает оставаться достаточно слабой, и его стабильность в большей степени зависима от личности главы государства.
В связи с этим лишение режима элитной поддержки - одна из центральных задач Ходорковского. "Диалогу" с элитами посвящена первая половина его письма, названная показательно: "Кошмар-2008". В ней он фактически предупреждает о том, что в 2008 году "преемнику" придется столкнуться с разрушительным кризисом, который в итоге может смести правящую элиту государства, оказавшегося на грани развала. Стоит отметить, что элиты сегодня находятся в "подвешенном" состоянии: Ходорковский вполне рационально старается использовать сомнения по поводу того, что будет с властью после 2008 года,
Надо отметить, что Михаил Ходорковский не может опираться и на те "левые силы", которые идеологически способны поддержать программу бывшего главы ЮКОСа: для них он продолжается оставаться олигархом, а для российских "левых" связь с олигархами является одним из наиболее "порочащих честь" обвинений.
Проект Ходорковского обладает рядом очень привлекательных черт: долгосрочность (программа рассчитана на срок до 2020 года), заведомая популярность (если не популизм), патриотизм. Однако сегодня население не верит в "раскаяние" Ходорковского и не готово пока простить ему "ограбление" народа. Элиты же не верят в реалистичность политической карьеры Ходорковского. Тем не менее, регулярные письма могут создать некий "задел" для того, чтобы в случае ослабления режима уже иметь "бэкграунд", некую идеологическую платформу, способную оказаться конкурентоспособной. То есть в данный момент бывший глава ЮКОСа действует на перспективу.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.