Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
01.08.2013 | Олег Громов
На монополии – ФАС!
Министерство экономического развития России предложило создать мегарегулятора по надзору за естественными монополиями. Соответствующий законопроект 31 июля появился на сайте ведомства. Чиновники предложили объединить Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с Федеральной службой по тарифам (ФСТ), что должно привести к более плотному контролю государства за расходованием средств естественных монополий, таких как ОАО «РЖД», ОАО «Россети», ОАО «Интер РАО ЕЭС» и множество более мелких компаний в российских регионах.
Инициатива принадлежит главе ФАС Игорю Артемьеву, на протяжении последнего полугода активно добивающемуся слиянию своего ведомства с ФСТ по примеру усиления Центробанка, превратившегося в финансового мегарегулятора.
Идея укрупнения ведомств надежно засела в головах кремлевских чиновников. С одной стороны, это упрощает процесс управления, ликвидируя дублирующие функции у разных ведомств. С другой – создает новые неповоротливые бюрократические механизмы с множеством самых различных функций, что в конечном итоге увеличивает документооборот и замедляет процедуру принятия управленческих решений. Каждая реформа исполнительной власти в России, приводившая к укрупнению ведомств, начиная с Ивана III, в конечном счете вела к новому разделению органов исполнительной власти на более мелкие и легко контролируемые структуры. Хорошим примером может служить министерство финансов Российской империи во второй половине XIX века, которое донельзя было нагружено различными функциями, вплоть до охраны государственной границы. Разумеется, такие мегаведомства не могли адекватно подстраиваться под нужды времени. Скорее, они отражали аппаратные интересы отдельных чиновников и приближенных руководства страны.
Нельзя не заметить, что идея господина Артемьева явно отражает его аппаратные интересы по передаче под его контроль функций ФТС, относящихся к надзору за финансовыми потоками естественных монополий. Адвокаты этой инициативы прямо говорят о том, что новый законопроект позволит лучше контролировать инвестиции и остальные расходы соответствующих компаний. Фактически у монополистов появится свой министр, который попытается ограничить их доступ к руководству страны и использовать контроль над финансами для управления политикой и кадрами монополистов.
Можно с уверенностью прогнозировать, что законопроект столкнется с сильным сопротивлением со стороны монополистов, поскольку в марте этого года (то есть еще до создания законопроекта) первый заместитель премьер-министра Игорь Шувалов публично открещивался от данной инициативы. Такие влиятельные в российской политике фигуры, как президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и председатель совета директоров «Интер РАО ЕЭС» Игорь Сечин (которого эксперты считают едва ли не самым приближенным к президенту представителем власти) крайне не заинтересованы в появлении «над собой» еще одного мегаведомства.
Примечательно, что конфликт (в который уже раз) пролег по линии «либералы против консерваторов» в окружении президента, где либеральное крыло представляют министр экономического развития Алексей Улюкаев, подхвативший инициативу главы ФАС Игоря Артемьева, а консерваторов – господа Якунин и Сечин. Идея либерального лагеря (еще со времен Анатолия Чубайса) – обеспечить конкуренцию на рынке естественных монополий, раздробив их или создав условия для появления как можно большего числа компаний-конкурентов естественным монополистам. Это откроет частным предпринимателям доступ на обширные рынки, к примеру, пассажирских и грузовых перевозок, а также генерации и распределения электроэнергии.
Консервативное крыло президентского окружения не намерено отдавать контролируемые им участки российской экономики с колоссальными размерами оборачиваемых средств. Итоги этого аппаратного конфликта прогнозировать пока рано, однако надо признать, что поколебать позиции таких влиятельных деятелей как Игорь Сечин сложно даже экономистам с международным авторитетом, коим является министр Алексей Улюкаев.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.