Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
15.11.2005 | Наталья Серова
ДРУЖИТЬ С КАРИМОВЫМ ИЛИ С УЗБЕКИСТАНОМ?
"Большой" Договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном, подписанный президентами двух стран 14 ноября, стал естественным продолжением июньского соглашения о стратегическом партнерстве. В новом Договоре речь, как водится, идет о развитии торгово-экономического сотрудничества, о создании благоприятных условий для поддержания и развития прямых контактов между людьми, а также о консультациях, которые стороны намерены проводить по всем вопросам, представляющим взаимный интерес.
Но главной сенсацией кремлевской встречи Владимира Путина и Ислама Каримова стала та часть Договора, которая касается военной сферы, речь идет о соглашении о совместном отражении агрессии, о возможности использовать военные объекты, находящиеся на территории государства-партнера, и о взаимодействии в сфере модернизации и реформирования вооруженных сил.
Кроме того, Договор предусматривает координацию и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом, а также с распространением оружия массового уничтожения (ОМУ) и с незаконным оборотом наркотиков. В общем, сотрудничество выглядит чуть ли не всеобъемлющим. Однако сегодня достаточно трудно спрогнозировать, чем оно обернется на деле.
Если обратиться к истории вопроса, придется признать, что Ислам Каримов в течение долгого времени делал ставку не на взаимодействие с Россией, а на клиентские отношения с США. Хотя, справедливости ради, необходимо признать, что происходило это, главным образом, в 90-е годы, на фоне практически полного отсутствия сколько-нибудь внятной политики России в Центральной Азии
Между тем обстановка в Узбекистане не отличалась стабильностью, и президент Каримов привык за годы своего долгого правления жестко подавлять любые антивластные выступления. А закончилось все это тем, что после серии терактов в Ташкенте в феврале 1999 года - на которые в раздираемой внутренними противоречиями Москве практически не обратили внимания - Узбекистан стал одним из инициаторов создания ГУУАМ и вышел из Договора о коллективной безопасности.
Стоит ли удивляться, что в 2001 году, когда вскоре после событий 11 сентября Россия дала понять, что негативно относится к попыткам создания на постсоветском пространстве союзов, альтернативных СНГ, в Ташкенте этого не услышали. Каримов как раз в это время ждал инвестиций из США и вел переговоры о создании американской военной базы в Ханабаде.
Но до конца понравиться своим западным партнерам Каримову так и не удалось. Западные СМИ продолжали клеймить его режим как тоталитарный и антинародный. Европейские союзники США по операции в Афганистане указывали Вашингтону на то, что "американское присутствие в Узбекистане укрепляло авторитарный режим Каримова".
Одновременно росло недовольство Каримовым и в США. Демократическая пресса выражала обеспокоенность в связи с тем, что дружба Вашингтона с проводящим "антиисламскую" политику Каримовым дискредитирует США в глазах мусульман. Особую пикантность этим заявлениям придает тот факт, что делались они на фоне военных действий США в Афганистане.
По мнению некоторых наблюдателей, весь этот газетный шум свидетельствовал о принципиальной готовности Вашингтона "сдать" Каримова, то есть помочь исламской оппозиции и избавиться от одиозного союзника. И все это как бы исключительно ради поддержания хороших отношений с мусульманскими странами. Тем не менее, Каримову - в значительной степени за счет его готовности "выкорчевывать" любые ростки оппозиции - все же удавалось балансировать на вершине пирамиды власти. Однако после очередных терактов в Ташкенте в июле 2004 года и серии "оранжевых" переворотов в Грузии, Украине и Киргизии революционная волна, причем ярко зеленого цвета, дошла и до Узбекистана.
И в этом смысле есть все основания утверждать, что именно события в Андижане стали решающим аргументом для переориентации Каримова на союз с Москвой. Моментальное изгнание президента Киргизии и реакция Запада на мятеж в Андижане не оставили сомнений в намерениях США. Однако в отличие от Акаева Каримов показал, что не уйдет без боя. И хотя в целом ситуация в Узбекистане была к тому времени не лучше, чем в Киргизии, никакой революции не случилось. Более того, на фоне осуждения Западом чрезмерной жестокости при подавлении мятежа в Андижане президент Узбекистана заявил о выходе из ГУУАМ, присоединился к ЕврАзЭС и потребовал вывода американских баз.
Затем, во время осеннего визита в Ташкент министра иностранных дел России Сергея Лаврова, Узбекистан продемонстрировал готовность вступить практически во все организации, созданные в рамках СНГ по инициативе России, то есть полностью переориентировался на Москву. В ответ в конгресс США был внесен проект резолюции о возбуждении дела против президента Узбекистана Ислама Каримова в Международном уголовном суде, а Евросоюз принял решение сократить экономическую помощь Узбекистану, наложить эмбарго на продажу оружия и запретить выдачу виз в ЕС официальным лицам, подозреваемым в причастности к "резне в Андижане".
В общем, как говорится, ставки сделаны. Атакуемый западными демократами, американскими спецслужбами и исламскими радикалами режим Каримова находится теперь под "российским зонтиком", который уже сегодня как бы защищает его от угрозы "неожиданного переворота". Что касается среднесрочной перспективы, то тут речь - хотя и очень неуверенно - идет о восстановлении экономики, иными словами, о ликвидации предпосылок для народного бунта. Впрочем, экономический эффект если и возникнет, то не скоро.
В свою очередь, Россию союз с Узбекистаном интересует с точки зрения развития сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС и проч. Одновременно через территорию Узбекистана проходят такие важные транзиты, как газопровод "Средняя Азия-Центр" из Туркмении и линии электропередач из Таджикистана в Киргизию. Кроме того, в Узбекистане сосредоточены построенные еще во времена Союза гидротехнические сооружения, через которые осуществляется распределение водных ресурсов для Киргизии и южных районов Казахстана.
То есть Москве нужен стратегический союз с Узбекистаном, интересный своими геополитическими перспективами. Но именно поэтому Россия не может позволить себе зацикливаться на фигуре Каримова, который даже при самом благоприятном развитии событий не вечен.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.