Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

12.08.2013 | Алексей Токарев

200 метров одиночества

Блогосфера наложит на шаги Владимира Путина музыку Энио Морриконе и Микаэла Таривердиева. Рассерженные стоянием в пробке перед границей президентского одиночества горожане зальют на Youtube ролики с видеорегистраторов, располагающих иными ракурсами, чем операторы федеральных телеканалов. Леонид Парфёнов в очередном шедевре повторит путинскую прогулку вдоль стены к набережной…

«Белый лебедь» Ту-160 и журавли с дельтапланом, «Лада Калина» и «она утонула», «Архангельск» под водой и баттерфляй над ней, живот мальчика Никиты и брюхо осетра, дно с амфорами и бадминтон с Медведевым... 200 метров вдоль стены легко войдут в постамент рукотворного памятника неудачным президентских PR-акциям.

Я уверен в том, что Владимир Путин настолько могущественен, что обладает властью пройтись 200 метров вдоль стены так, чтобы федеральное ТВ это не показало – всё же Спасская башня выше Останкинской. Зачем же они очеловечивают его образ, теперь уже используя смерть? Ведь подло связывать президента с общественностью, подглядывая за ним в траурном зале. Сознаёт ли Владимир Путин, что его эмоции по поводу ухода друга укладываются штабелями в рейтинг? Знал ли он, проходя мимо оператора, припавшего к окуляру стоящей на земле в 30 сантиметрах от его правой ноги камере, что в новостях его прогулку назовут «одинокой»?

Вначале 2000-х директор института социологии РАН Михаил Горшков в ответ на льющееся со всех сторон «Славься!» остро подметил: «Путин укрепляет не государственную власть и институты, а заменяет их собой». Структура легитимности российской власти с тех пор не сильно эволюционировала. ВЦИОМ почти без изменений с середины 90-х годов задаёт вопрос: «Одобряете ли вы деятельность … ?»

Работу президента (после ухода Бориса Ельцина) всегда одобряли больше всех: и правительства, и его председателя, и обеих палат парламента, и региональной, и местной власти, и их руководителей. Кроме того, его деятельность народу больше нравилась, чем не нравилась. Приближение к обратной социологии, кажется, всегда вызывало в Кремле тревогу, которую сбивали повышением пенсий, закупкой новых образцов вооружений и очередными президентскими часами в подарок чабану или тульскому токарю.

Сейчас соотношение одобряю/не одобряю у президента 65 к 29, у премьер-министра 56 к 37, у правительства 48 к 42. Парламент в постпротестной России любят меньше: деятельность Совета Федерации одобряют 37 %, не одобряют 38, у Госдумы аналогичное соотношение выглядит хуже всех: 36 к 48.

Это означает, что легитимность российской власти не выросла из векового «царь – хороший, бояре виноваты». Никто по-прежнему не занимается институциональным развитием. Сколько ни писали Сергей Белановский и Михаил Дмитриев про протесты и кризис легитимности политической системы, всё без толку. Кремлёвские пиарщики продолжают надувать рейтинг Владимира Путина неполитическими методами.

Так хочется поверить в теорию заговора, додумавшись до того, что президент не принадлежит себе. Каковы пределы его личной медиа-реальности? Она простирается за край набросанных спичрайтерами листочков А5, за грань разговоров внутри Политбюро 2.0? Отличает ли Владимир Путин public relations от real-politic?Он же не думает, что максимум несогласия с его политикой на прямых линиях выражает гражданин Кудрин А.Л., пробившийся-таки к микрофону. Он же знает, что Андреев Колесниковых двое. Он, наверное, читает второго, который не Иванович, конечно же. Он реально верит в то, что Госдеп спонсирует оппозицию, а Удальцов с Развозжаевым способны захватить власть? Если он держал в руках платёжки, почему Екатерина Андреева не начала показывать мне их каждый вечер крупным планом? Он понимает, что в стране выросло уже целое поколение людей, не готовых внутренние проблемы дома спихивать на внешнего врага?

Последний раз премьер Путин слушал мнение народа, не прикрытое, во-первых, зализанной чёлкой, во-вторых, зачёсанными назад волосами, на пепелище в Нижегородской области в 2010 году. Ещё были встреча с родственниками подводников «Курска», новогодний перелёт в Чечню, общение с матерями Беслана. Сотрудники ФСО прикрывали тело Владимира Путина, но не уши и глаза. Я уверен, он помнит всё это.

Чтобы народ решал, надо, чтобы кто-то решил, кто есть народ. Президент осознаёт, что народ, как Нео, каждый раз избранный? В трубке из колл-центра, в телевизоре, в письме, в кресле КВН. Большой и маленький. Просящий очередную квартиру, платье, куклу и айпад. Президент помнит о том, что выходы в неизбранный народ добавляют не только седины охране, но и легитимности – рейтингу?

Верить в мудрость первого лица – вековая черта русского народа. Президент наверняка знает, что он не вечен в самом банальном – не политическом, а человеческом, физиологическом смысле. Он помнит, что должен заниматься политикой, экономикой и «социалкой» гораздо больше, чем связями с общественностью (это пиарщики виноваты). Он хочет укреплять институты власти, чтобы пресловутая стабильность зависела не от его здоровья и способностей разнимать дерущиеся кланы. Он искренен в просьбах не раскачивать лодку и сам способен отцепить руки от присохшего штурвала.

И он обязательно попробует остановиться в этом вечном поиске новых и новых PR-акций – чтобы иметь возможность пройти 200 метров вдоль стены в настоящем, а не филигранно вырезаемом ракурсами федерального ТВ одиночестве. Тут бы и спросить, что чувствует человек, вновь принадлежащий сам себе. Увы, место Вадима Такменёва внутри Mersedes Pullman Guard будет занято.

Алексей Токарев - к.п.н., научный сотрудник Центра глобальных проблем Института международных исследований МГИМО (У) МИД России

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net