Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

19.08.2013 | Марина Войтенко

Глобальное хозяйство: лидеры и драйверы

Давно и хорошо известно, что настроения и ожидания инвесторов в августе существенным образом влияют на их поведение по меньшей мере до конца года. Именно поэтому финансовые аналитики самым серьезным образом отнеслись к итогам очередного регулярного опроса управляющих активами, проведенного BofA Merrill Lynch со второго по восьмое августа1 . Результат того заслуживает – перевес в 72% оказался на стороне тех респондентов, кто считает, что в ближайшие 12 месяцев мировая экономика будет стабильно расти. Заметим, что это самое высокое значение показателя за последние четыре года (по сравнению с июлем он увеличился на 20 п.п.).

Не менее показательны и другие итоги. Выяснилось, например, что рыночные игроки предпочитают акциям облигации. Число делающих на ближайший год ставку на первые (то есть, на долевые ценные бумаги) на 56% превысило количество уверенных в обратном. Резон понятен: если общемировой рост продолжится, пусть и меньшими темпами, то это станет подталкивать вверх инфляцию и долгосрочные процентные ставки (возможное свертывание нетрадиционных мер монетарной политики и вовсе приведет к этому с абсолютной неизбежностью). Для привлекательности долговых бумаг (облигаций) такой сценарий не вполне комфортен.

Предпочтение одного из классов активов другому в принципе указывает на ожидания роста. Вместе с тем, акулы рынка не были бы таковыми, если бы не резервировали сдержанность в оценках и осторожность в действиях. Доля кэша в портфелях опрошенных составила в среднем 4,5% – уровень довольно высокий. При этом семь из восьми считают, что восстановление глобальной экономики все же будет отставать от среднего многолетнего тренда. И лишь 32% респондентов уверены, что от августа-2013 до августа-2014 уровень прибыли на акцию достигнет 10% и более. Примечательно и объяснение: компании-эмитенты пока слишком мало и вяло вкладывают в основной капитал, чтобы добиться адекватной отдачи. Тем не менее, большинство участников рынка рассчитывают на постепенное, но неуклонное улучшение ситуации с доходами от акций. А это, опять-таки, некоторое свидетельство того, что барометр конъюнктуры понемногу поворачивает на «ясно».

Однако вопросов по поводу структуры и устойчивости ожидаемого общемирового роста меньше не становится. В середине прошедшей недели одно из ведущих деловых изданий The Wall Street Journal выдало сенсационный вывод – развитые страны становятся драйверами мирового хозяйства, впервые с 2007 года их вклад, включая США, Японию и Европу, в рост мирового ВВП общим объемом $74 трлн. стал большим, чем от всех emerging markets.

В лидеры развитые экономики вышли, прежде всего, благодаря Японии, чей рост в апреле-июне составил 2,6%, продолжившись третий квартал подряд. Напомним, что темпы оказались, впрочем, хуже и ожиданий (эксперты предполагали 3,6%), и значений первого квартала – 3,8%. Стимулирующие бюджетная и монетарная политики кабинета Синдзо Абэ (получившая, кстати, название «абэномика») пока привели к небесспорным результатам. Потребление побило прогнозы и подросло на 0,8%; инвестиционный спрос, напротив, потерял 0,1%. Слабый рост может заставить отказаться от запланированного увеличения налогов в 2014-2015 годах. Как в этом случае будет снижаться долговая нагрузка, более чем вдвое превышающая объем ВВП страны, неясно. Многие наблюдатели не исключают, что японский успех носит временный характер, и стране потребуется гораздо более последовательная и жесткая политика структурных реформ, чтобы вырваться из тисков дефляции.

Ситуация в США также имеет свои риски. Рост во втором квартале достиг 3,1%, но по новой методике расчета, включающей нематериальные активы (права на интеллектуальную собственность и т.п.). По традиционной методологии темпы ниже японских – около 2% (в годовом выражении – 1,7%). Третий квартал начался неоднозначно. В июле объем производства не изменился, при этом незначительно (с 77,7% до 77,6%) снизилась загрузка производственных мощностей. Инфляция в годовом выражении ускорилась до 2% (в том числе на 0,3% в июле по сравнению с июнем выросли цены производителей), что, по мнению экспертов, позволяет надеться на продолжение умеренного общеэкономического роста.

В июле на 0,2% увеличились розничные продажи (на 0,5% без учета автомобилей, бензина и стройматериалов – рост этого показателя, подчеркнем, лучший с начала года). В этом же месяце 5,9% прибавило число жилых новостроек (до 896 млн. домов в пересчете на годовые темпы), что позволяет констатировать постепенную нормализацию на рынке недвижимости2 . Вполне корреспондирует с этими данными и снижение задолженности населения – во втором квартал на 0,7% (на $78 млрд. до $11,15 трлн.).

Внимание участников рынков и в США, и в мире в целом приковано к ближайшим действиям Федрезерва и возможным срокам начала сворачивания программ выкупа облигаций (QE 3). Согласно опросу Blue Chips Economic Indicators (данные опубликованы 12 августа), две трети американских экономистов полагают, что постепенное сокращение покупок (меры денежно-кредитной политики, стимулирующей рост) начнется уже в сентябре 2013 года. 81% респондентов ожидают, что ФРС полностью откажется от них к середине следующего лета3 .

От ужесточения монетарной политики Бена Бернанке со товарищи, однако, могут удержать разногласия в Конгрессе по поводу среднесрочной программы фискальной консолидации. Очередной раунд бюджетной войны начнется уже осенью – предстоит согласовать бюджет на новый финансовый год, а также увеличить лимит по госдолгу США. Перспективы и в том, и в другом случаях выглядят неопределенными.Тем не менее, по сравнению с прошлым годом дефицит бюджета США уже сократился на 38%. По прогнозу Бюджетного управления Конгресса в 2013-ом он составит $642 млрд., то есть, около 4% ВВП против 7% ВВП в 2102 году. Казалось бы, отличный результат! При этом, однако, ценой финансовой стабилизации (кстати, еще далеко до конца не состоявшейся) оказывается отключение бюджетных стимулов экономике. И в этом еще одно напоминание о том, что США для устойчивого роста крайне нуждается в сбалансированном (исключающем автосеквестр госрасходов) среднесрочном бюджетном плане, предусматривающем серьезные структурные реформы (в налоговой системе, социальных секторах, механизмах господдержки экономики и т.п.).

Позитивом августа стали статданные из Еврозоны. Во вторник минувшей недели была опубликована статистика по промпроизводству: выпуск в июне вырос на 0,7% по сравнению с маем текущего года и на 0,3% по отношению к июню-2012. Поквартальный рост в апреле-июне к январю-марту составил 1,1% (самый высокий темп за последние 2,5 года).

14 августа Статуправление Евросоюза публично констатировало – во втором квартале европейская экономика вышла из рецессии. Объем ВВП ЕС-17 в апреле-июне вырос на 0,3% (в первом квартале отмечалось снижение на те же 0,3%). При этом экономика Германии и Франции продемонстрировала подъем выше прогнозных ожиданий (0,7% и 0,5% соответственно).

Официальные лица Евросоюза уже предупредили: обнадеживаться рано, в годовом выражении ВВП ЕС-17 все еще обнаруживает спад на 0,7%, а темпов второго квартала недостаточно ни для успеха финансовых консолидаций, ни для снижения безработицы, превышающей 12%. Тем не менее, инвесторы уже сделали «стойку». В ходе вышеупомянутого опроса BofA Merrill Lynch роста европейской экономики ожидало уже 88% управляющих фондами в Старом Свете – это вдвое больше, чем в июле. Число же доверяющих европейским акциям в целом на 20% превысило выборку тех, кто продолжает относиться к ним скептически. В предпочтениях управляющих фондами с горизонтом инвестирования на один год Европа стала популярнее Японии.

Примечательно, что оптимисты, естественно, отдавая должное усилиям ЕЦБ, все более напрямую связывают перспективы европейского восстановления опять-таки с ходом объявленных структурных реформ на периферии Еврозоны, созданием банковского союза, а также реструктуризацией рынков труда и социальных секторов в странах «евроядра».

В экономиках развивающихся стран, утративших лидерство по вкладу в прирост мирового ВВП, ситуация непростая. Темпы замедляются практически повсеместно – в Китае, Бразилии, Индии, ЮАР, Турции и т.д. Быстрый рост потенциально возможен в Индонезии и ряде небольших стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, но общую текущую картину это вряд ли сильно изменит. Инвесторы свои выводы делали – в августе (см. опрос BofA-ML) перевес в 19% на стороне тех, кто снизил долю акций компаний развивающихся рынков ниже индикативных уровней. Это наихудшее значение показателя за два года.

Главный фактор риска здесь – сохраняющаяся вероятность «жесткой посадки» китайской экономики. Второй квартал ознаменовался тревожным снижением темпов ВВП в годовом выражении до 7,5% - минимум с 1990 года. Впрочем, ощущение остроты новой глобальной опасности понемногу притупляется. В августе по сравнению с июлем перевес пессимистов над оптимистами среди инвесторов сократился почти вдвое – до 32% с 65%. Во многом это связано с июльскими показателями КНР. Официальный индекс промпроизводства (рассчитывается по выборке крупных предприятий) вырос с 50,1 пункта до 50,3 пункта4 . Экспорт поднялся на 5,1% после июньского падения на 3,1%, импорт увеличился на10,9% (в июне сократился на 0,7%).

В конце июля власти КНР приняли программу поддержки экономики: стимулирование малого и среднего бизнеса налоговыми льготами, увеличение госрасходов на ускоренное строительство железных дорог, упрощение таможенных процедур, торможение роста курса юаня и др. В то же время, большинство международных экспертов квалифицирует экономическое положение Китая как «ухудшающееся». Внутреннее потребление как главный драйвер роста пока не заработало. По сравнению с первым полугодием-2012 динамика реальных располагаемых доходов городского населения снизилась с 9,7 до 6,5%, соответственно сократилась с 60,4% до 45,2% доля вклада потребительского спроса в прирост ВВП.

Июньский кризис ликвидности показал хрупкость и неустойчивость банковского сектора и финансовой системы страны в целом, перегруженной пузырями на рынках активов и пирамидами (сродни МММ) «продуктов управления достатком». Объявленные и официально признанные безальтернативными структурные реформы необходимой детализации пока так и не получили, оставаясь по большей части «громадьем планов».

Текущую картину глобального хозяйства трудно назвать благостной. И тем не менее, за последние месяцы она стала гораздо более определенной – экономическая динамика на среднесрочную перспективу управляется алгоритмами преодоления структурного кризиса. В таких условиях драйвер устойчивого роста – структурные реформы. Смена же лидерства в pax economica – функция от успехов на этом поприще. Конкретное наполнение этой формулы, естественно, изменчиво и подвижно. Но историческая закономерность, похоже, обозначилась вполне явно.



1. В опросе приняли участие ТОП-менеджеры 229 компаний, управляющих фонами общим объемом $671 млрд.
2. В августе индекс доверия американских строительных компаний подскочил до максимального почти за восемь лет уровня, что является сигналом улучшения перспектив сектора. Индикатор, рассчитываемый Национальной ассоциацией жилищно-строительных компаний (NAHB) и Wells Fargo, вырос в этом месяце до 59 пунктов - самого высокого значения с ноября 2005 года, с пересмотренных 56 пунктов в июле.

Значение индекса выше 50 пунктов говорит о том, что количество респондентов, положительно оценивающих условия в жилищно-строительном секторе, превышает число пессимистов. Индикатор остается выше 50 пунктов уже три месяца подряд, при этом всего два года назад его значение было равно 15 пунктам.

Индекс текущих продаж односемейных домов вырос в августе до 62 пунктов с 59 пунктов в июле.Индикатор ожиданий продаж на ближайшие шесть месяцев повысился с 67 до 68 пунктов. На долю расходов на жилищное строительство во втором квартале пришлось 0,38 процентного пункта из годовых темпов роста ВВП США в 1,7%.
3. В ходе развертывающейся дискуссии эксперты выказывают различные точки зрения. Главный экономист Nomura Ричард Ку, например, уверен, что ФРС не сможет выбраться из ловушки QE без помощи Казначейства США, которое должно начать снижать объемы выпусков долгосрочных бондов, замещая их краткосрочными. То есть, ФРС сможет начать продавать долгосрочные бумаги только при существенном снижении их предложения. Категорически не согласен с этим Брэд Делонг из Университета Калифорнии в Беркли. По его мнению, единственный способ завершить QE – это повысить процентную ставку.
4. Аналогичный показатель деловой активности, рассчитываемый HSBC по выборке, включающей малые и средние предприятия, в июле, напротив, показал рекордное за 11 месяцев снижение до 47,7 пункта.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net