Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

27.08.2013 | Михаил Агаджанян

Россия – Вьетнам: будем дружить Камранью

Визит делегации военного ведомства Вьетнама в Москву не дал окончательного ответа на вопрос об условиях захода кораблей ВМС России в порт Камрань. Накануне визита были выдвинуты предположения о готовящемся сторонами подписании соглашения по использованию российскими судами объектов вьетнамского морского порта. По итогам посещения Москвы делегацией во главе с министром обороны Вьетнама Фунг Куанг Тханем (7-8 августа), стало понятно, что Ханой пока медлит с соглашением. По всей видимости, выжидая более удобного момента.

Последний может стать реальностью в привязке к визиту высокого российского гостя во Вьетнам. Установившейся практикой в подобных случаях стал подход, когда важные военно-политические соглашения заключаются в ходе визитов лидеров стран. Министры обороны в присутствии президентов подписывают соответствующие документы. Главы военных ведомств России и Вьетнама в текущем году уже поочередно нанесли дружественные визиты, в ходе которых соглашение по Камрани не получило окончательного вида, но была обозначена динамика на других направлениях оборонного и военно-технического сотрудничества (ВТС) двух стран.

7 августа в Москве стороны обсудили синхронизацию поставок вооружений и военной техники, утвердили пятилетний план подготовки вьетнамских офицеров в военных вузах России. По заявлениям руководства российского Минобороны в этот день, объём сотрудничества с Вьетнамом в военно-технической области беспрецедентен.

С 2008 года Ханой прочно вошёл в круг приоритетных партнёров Москвы по линии ВТС. Юго-восточная страна уверенно демонстрирует экономический рост, а значит, укрепляет свою платёжеспособность на мировом рынке оружия. Вслед за увеличением финансовых возможностей, как известно, встаёт вопрос о наращивании оборонных «мускулов». Вьетнам в этом плане не исключение, а типичное подтверждение правила.

Руководство страны на начальных этапах усиления и модернизации собственного военного потенциала сделало основную ставку на Россию.

В октябре 2008 года принят российско-вьетнамский межправительственный меморандум о стратегии военно-технического сотрудничества на период до 2020 года. В 2008 году объём заключённых контрактов впервые за всю историю сотрудничества превысил $1 млрд., в 2009 году - $3,5 млрд. В 2010 году портфель вьетнамских оружейных контрактов увеличился до $4,5 млрд.

В 2009-м и 2010 годах были подписаны контракты по поставке Ханою соответственно 8 и 12 многоцелевых истребителей СУ-30МК2. Сделка прошла проверку временем, боевые машины ОКБ «Сухого» вьетнамцам понравились. В чём можно было убедиться несколько дней назад, спустя около двух недель с визита вьетнамских военных в Москву. Ханой заказал очередную партию «сушек» – 12 машин.

В морском сегменте двустороннего ВТС также есть отчётливый позитив. Уже в 2010 году российские оборонщики рапортовали о сопоставимости общего стоимостного объёма заказов Вьетнама на поставку российской военно-морской техники с текущими контрактами, реализуемыми по заказу ВМС Индии. Морская составляющая российско-вьетнамского ВТС заслуживает особого внимания. Здесь есть предпосылки через объёмные и разносторонние поставки российской продукции военно-морского назначения Вьетнаму выйти на подвижки в военно-политической плоскости двусторонних связей. Вьетнамцы строят свой подводный флот с опорой на технологии российского оборонно-промышленного комплекса. Крупнейшей программой России с Вьетнамом в сегменте военно-морской техники является поставка шести подводных лодок проекта 636.1 «Кило».

В мае 2013 года, посещая Калининградскую область, где были начаты ходовые испытания построенной для Вьетнама подводной лодки, о создании «максимально благоприятных условий для захода российских военных кораблей в порт Камрань» заявил вьетнамский премьер Нгуен Тан Зунг.

Военные эксперты отмечают, что Ханой в последние годы приступил к формированию подводного флота с нуля, а также вводит новую составляющую в свой военно-морской потенциал – палубная авиация (пока только российские многоцелевые вертолёты Ка-28, предназначенные для базирования на сторожевых кораблях проекта 11661Э «Гепард-3.9»). Подводные силы и морская авиация будут новыми структурами в составе ВС Вьетнама.

Вопрос по Камрани активизировался с визитом министра обороны России Сергея Шойгу в Ханой в марте этого года. Помимо прочего, того требовала ситуация, складывающаяся вокруг единственного военного объекта России в дальнем зарубежье – пункта материально-технического обеспечения ВМС в сирийском порту Тартус. Именно весной текущего года появились сообщения о неафишируемом Москвой свёртывании присутствия в порту Восточного Средиземноморья.

Риск утраты базирования в Тартусе не потерял своей актуальности поныне. В этих условиях Москве важно обрести некую точку замещения в Мировом океане, на роль которой претендует вьетнамская Камрань.

Но и на этом юго-восточном направлении есть свои риски и «подводные камни». Вьетнамцы принципиально отвергают возможность постоянного военного базирования любой иностранной державы в своём порту. Они согласны лишь на предоставление инфраструктуры Камрани для целей транзита военных и гражданских кораблей, намереваясь создать здесь международный центр обслуживания (отдых моряков, пополнение запасов и ремонт заходящих кораблей). У Москвы же, как можно понять, более продвинутые предложения. Например, российская сторона предполагает вписать в текст будущих соглашений пункты о создании на вьетнамской территории совместных оборонных предприятий и сервисных центров технического обслуживания военной техники. К обслуживанию военных кораблей во Вьетнаме могут быть привлечены российские оборонные предприятия, которые откроют или уже открыли свои филиалы вблизи Камрани, - звучит предложение из Москвы. Если в этом порту или поблизости от него будут созданы такие совместные объекты, то это уже иной масштаб двустороннего ВТС. Который будет заметно отличаться от того, чем вьетнамцы хотят ограничиться – временная побывка кораблей перед очередным залеганием на курс.

На восстановлении присутствия в Камрани, прерванного в 2002 году, глаз положила не только Россия. Главная военно-морская сила в зоне Индийского и Тихого океана также не прочь добиться от вьетнамцев неких преференций для себя в вопросе базирования. В июне 2012 года во Вьетнаме побывал тогдашний глава Пентагона Леон Панетта. В ходе посещения недавнего военного противника, американцы не упустили возможности засвидетельствовать своё присутствие и в Камрани. Панетта посетил один из американских кораблей, остановившийся в порту для ремонта и пополнения запасов. Кстати, такую возможность предусматривает подписанное в 2011 году соглашение о военном сотрудничестве между Ханоем и Вашингтоном.

Дополнительные трудности для России в вопросе Камрани могут обнаружиться и под углом сложных отношений между Ханоем и Пекином. Вьетнамцы менее привередливы (пока!) индийцев и китайцев в вопросах приобретения советской и российской военной техники. Но этот фактор не означает, что Москва готова к «упущенной выгоде» на китайском направлении ВТС в виду растущего военного рынка Вьетнама. Другими словами, россияне хотели бы сохранить высокий уровень ВТС со всеми платёжеспособными рынками Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Но здешние партнёры не всегда и не во всём готовы к учёту интересов Москвы. Коммунистический Китай не намерен мириться с усилением военного потенциала социалистического Вьетнама. И будет искать случая дать России понять о своей настороженности по данному поводу. Показательный пример имел место в прошлом году. Комментируя соглашение между «Газпромом» и вьетнамской госкомпанией «PetroVietnam» о совместном освоении двух лицензионных блоков на шельфе Вьетнама, представитель МИД КНР Лю Вэйминь обозначил позицию своей страны: компании из третьих стран должны держаться в стороне от спорных районов и не участвовать в их освоении до разрешения территориальных вопросов.

Россия и Вьетнам пока не вышли на подписание соглашения по Камрани. На то есть объективные причины, в том числе обусловленные внешними факторами. Но основная причина склонения двух партнёров к более детальному изучению вопроса, как можно с уверенностью предположить, имеет сугубо двусторонний характер. Москва стремится получить от Ханоя не только льготные условия и тарифы для захода кораблей в Камрань, но и зафиксировать своё присутствие на вьетнамском берегу с более твёрдых позиций. По принципу, если и не постоянное базирование, то некий промежуточный статус, который был бы ближе к стационарности присутствия, а не ограниченному во времени пребыванию в «транзитной зоне».

Михаил Агаджанян – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net