Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

02.09.2013 | Татьяна Становая

Недальновидная решительность Обамы

США, Франция, Турция, а также ряд стран Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Катар) готовятся к военной операции в Сирии. В субботу Барак Обама официально объявил, что Соединенные Штаты приняли решение о нанесении военного удара по Сирии. Президент также сообщил, что намерен заручиться поддержкой Конгресса США, призвав начать обсуждение этой проблемы в ближайшие дни. При этом Обама отметил, что Совет Безопасности ООН оказался неспособен решить сирийский вопрос.

Поводом для действий США стало подозрение в применении правительственными войсками химического оружия. Однако «продавить» решение о начале военное операции оказалось не так просто. 29 августа парламент Великобритании отказался давать санкцию на начало интервенции. Категорически против выступают Россия и Китай. США намерены дождаться выводов миссии ООН, расследующей обстоятельства применения химоружия под Дамаском. По данным американских СМИ, администрация Барака Обамы не поддержала идею продлить работу инспекторов, дав понять, что не видит в этом смысла.

Неизбежность военного удара по Сирии стала очевидной после выступления госсекретаря США Джона Керри, объявившего, что Вашингтон располагает неопровержимой информацией о применении властями Сирии химического оружия. Позднее Керри беспрецедентно жестко высказался в адрес сирийского режима: «Это ужас химического оружия. Это то, что со своим народом сделал злодей и убийца Башар Асад». Применение химического оружия он назвал «преступлением против человечества». После таких формулировок отступление выглядит невозможным. Своей субботней речью Обама продемонстрировал, что он стремится, получив согласие Конгресса, создать легитимность операции и внутри страны, и в мире (через пропаганду своих аргументов, что особенно актуально ввиду решения британского парламента, не удовлетворенного аргументацией премьера Дэвида Кэмерона). Это же означает, что до саммита G20 удара, очевидно, не будет, так как Конгресс собирается на свою сессию только 9 сентября.

Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что страны Альянса расценивают применение химического оружия в Сирии как угрозу стабильности в регионе и в мире в целом. Россия до последнего пыталась убедить сторонников силовой акции повременить. 27 августа глава МИД РФ Сергей Лавров на экстренно созванной пресс-конференции предостерег страны НАТО от военной интервенции в Сирии. «Если кто-то думает, что стоит разбомбить сирийскую военную инфраструктуру, чтобы противники режима одержали победу, и на том все закончится, то это иллюзия,— заявил он.— Гражданская война продолжится». Лавров напомнил, что в регионе и без того отчетливо видны «тяжелые последствия предыдущих вмешательств» извне: власти Ливии не контролируют огромные территории своей страны, а в Ираке чуть ли не ежедневно происходят теракты.

Вопрос о том, использовалось ли правительственными сирийскими войсками химическое оружие был ключевым, однако доказать со стопроцентной уверенностью ни это, ни обратное не представляется возможным. США заверяют, что получили доступ к секретным переговорам, их которых следует, что именно режим Башара Асада инициировал химическую атаку, в результате которой погибло 1300 человек. Однако в Москве считают, что полноценных доказательств этого нет, а атака могла быть провокацией повстанцев. Более того, даже если удастся установить сам факт применения химического оружия, доказать, что оно было именно в руках правительственных войск – почти невозможно.

Информация о химической атаке поступает крайне противоречивая. Так, Карла дель Понте, входящая в состав Специальной комиссии ООН по расследованию нарушений прав человека в Сирии, якобы заявила, что показания свидетелей и пострадавших под Дамаском подтверждают предположение о том, что нервно-паралитический газ был применен сирийскими оппозиционерами. По ее словам, «экспертная комиссия пока не нашла никаких свидетельств использования правительственной армией химического оружия». Однако вскоре последовало опровержение: новость была растиражирована лишь российскими информагентствами, и в действительности, как выяснилось, речь шла о майском высказывании Карлы дель Понте. Но и тогда она лишь заявила, что есть основания подозревать, что сирийская оппозиция располагает химическим оружием.

В любом случае операция в Сирии будет проходить без санкции СБ ООН, как это было в отношении Югославии в 1999 и Ирака в 2003 году из-за позиции России и Китая. Все это негативно сказывается на легитимности военной операции: ситуация похожа на то, как готовилась война в Ираке: тогда также поводом стала разработка Саддамом Хусейном оружия массового поражения, которое так и не было найдено. Однако в отличие от операции в Ираке, по отношению к США сейчас лояльны Франция и Германия, хотя их позиции и носят различный характер. Президент Франции Франсуа Олланд заявил, что его страна готова снабдить оппозицию в Сирии большим количеством оружия, режим Асада не останется безнаказанным, заявил он. В свою очередь, канцлер ФРГ Ангела Меркель считает, что тот, кто стоит за предполагаемым применением химического оружия в Сирии, должен понести наказание. Тем не менее, официальный представитель кабинета министров ФРГ Штеффен Зайберт подчеркнул, что правительство ФРГ стремится, насколько это возможно, найти политическое решение конфликта в Сирии. С критикой планируемых военных действий высказалась и глава МИД Италии Эмма Бонино. Британский премьер Дэвид Кэмерон был одним из наиболее активных сторонников вооруженного удара по режиму Асада, но не смог убедить британский парламент (в котором у консерваторов нет большинства) в необходимости поддержки «военной» резолюции. Таким образом, никто из европейских стран не собирается противостоять США (как это было в 2003 году), хотя пока лишь Франция однозначно готова действовать совместно с Обамой.

Кроме того, нет и крупных антивоенных демонстраций, имевших место в 2002 и начале 2003 гг. Тогда в акциях по всему миру приняло участие почти 36 млн человек. Сейчас военная операция также не пользуется общественной поддержкой в западных странах. Однако и протестной активности не наблюдается. По данным опроса Ipsos-Reuters (приводились «Коммерсантом»), около 60% американцев выступают против силового вмешательства США в Сирии, поддерживают его лишь 9%. В Великобритании, по данным опроса YouGov, число сторонников силовой акции чуть выше — 25%, но 50% британцев выступают против прямого вмешательства их страны в сирийский конфликт. По данным Французского института общественного мнения, около 60% французов против участия Парижа в силовой акции. В то же время 54% граждан Франции поддержали бы интервенцию, если бы она проводилась под эгидой ООН.

США рассчитывают на краткосрочную военную операцию – атаку крылатыми ракетами с американских эсминцев и подводных лодок ключевых военных и государственных объектов Сирии. Однако в этом случае США и союзники рискуют лишь затянуть гражданскую войну. Серьёзно ослабив правительственные войска в Сирии, это не остановит противостояние. А ситуация останется полностью хаотичной и неуправляемой. При этом число жертв будет расти, что обернется репутационным ударом по позициям Обамы.

Поэтому «блицкриг» может закончиться втягиванием в длительную войну, где вся ответственность за последующее налаживание мирной жизни ляжет на Запад – а наладить ее будет крайне непросто. Кроме того, среди партнеров США нет согласия по поводу реализации жесткого сценария – его поддерживают Франция, Турция и монархии Персидского залива (особенно Катар и Саудовская Аравия). По данным Sidney Morning Herald, недавно принц Саудовской Аравии Бандар бин Султан встречался с Владимиром Путиным, обещая содействие в поддержание высоких цен на нефть и распространению влияния России в регионе Ближнего Востока, на мировых энергетических рынках. Полная версия разговора появилась в симпатизирующей «Хезболле» левой ливанской газете «Ас-Сафир».

Кроме того, втягивание США в конфликт опасно еще и в связи со слабостью возможных союзников внутри страны. Сирийская оппозиция пока оформлена в Национальную коалицию сирийских революционных и оппозиционных сил, основу которой составляет Сирийский национальный совет (СНС). Однако это слабые и внутренне конфликтные структуры с участием как эмигрантов, так и активистов региональных оппозиционных групп, в которых, несмотря на непродолжительное время их существования, уже менялись лидеры. Главный ресурс Национальной коалиции – признание ее легитимным представителем народа Сирии США, Францией, Лигой арабских государств. В то же время в коалиции реально преобладают суннитские политические силы, тогда как национальные меньшинства представлены отдельными фигурами. Единственная курдская партия, находящаяся в Сирии, которая открыто признала свою связь с СНС — «Текущее будущее», руководитель которой, Мешаль Таммо, вскоре после этого заявления был убит в городе Эль-Камышлы.

В то же время в стране существует еще и Национальный координационный комитет за демократические перемены, представляющий главным образом светские левые и националистические группы, независимых диссидентов и некоторые курдские партии, находящиеся преимущественно внутри Сирии. Он выступает против иностранного вмешательства, но авторитет этой организации еще меньше, чем Национальной коалиции – она не пользуется международным признанием. Да и рассчитывать на нее американцы не собираются – она считается марионеточной структурой, созданной Асадом, чтобы имитировать политическую реформу.

Ключевая проблема – не допустить к власти в Сирии террористические организации и радикальных исламистов. Для них свержение Башара Асада – часть большой межрелигиозной войны, так как Асад является не только главой государства, но и лидером алавитской общины, которую сунниты (большинство населения страны) не признают в качестве мусульман, а шииты признали только несколько десятилетий назад.

Военная операция в Сирии грозит общей дестабилизацией в регионе. Весьма популярная в СМИ версия, что война против Сирии может стать началом третьей мировой войны. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи предостерег страны Запада от военного вмешательства в ситуацию в Сирии, заявив, что это станет «катастрофой для всего региона». В Тегеран направился заместитель генерального секретаря ООН по политическим вопросам Джеффри Фелтман, который во время переговоров с министром иностранных дел ИРИ Мохаммадом Джавадом Зарифом и другими иранскими официальными лицами призвал Иран «с учетом его влияния и лидерских позиций в регионе сыграть важную роль в приведении сторон в Сирии за стол переговоров на основе Женевского коммюнике». Заметим, что в 2006 году Иран и Сирия подписали договор о взаимной военной поддержке в случае нападения.

Соседний Ливан оказался на грани гражданской войны между сторонниками и противниками Дамаска – шиитами и суннитами. В Триполи прогремел один из крупнейших в истории терактов, унёсший жизни 47 человек. Суннитские духовные лидеры Ливана уже обвинили в организации взрывов сирийское руководство и его «пятую колонну» в лице группировки «Хезболла», объединяющей ливанских шиитов, писал «Коммерсант». Согласно одной из версий, это было покушение на шейха Салема Рафию — духовного лидера ливанских суннитов. Он известен непримиримым отношением к Башару Асаду и неоднократно призывал единоверцев к джихаду на стороне сирийской оппозиции. В результате теракта шейх не пострадал. Салем Рафия убежден, что «ответственность за пролитую в Триполи кровь» несет лично Башар Асад.

Для России сирийская операция США является полностью неприемлемой. В субботу Владимир Путин заявил, что «здравый смысл говорит сам за себя: сирийские правительственные войска наступают, в некоторых регионах они окружили повстанцев, в этих условиях отдавать козырь тем, кто постоянно призывает к военному вмешательству, - просто дурь несусветная, это не соответствует вообще никакой логике, да еще в день приезда наблюдателей ООН». Российский президент призвал США предъявить доказательства своих заявлений, а также напомнил Бараку Обаме о том, что он лауреат Нобелевской премии мира, и посоветовал подумать о возможных жертвах среди мирного населения Сирии. В то же время США вряд ли смогут представить доказательства, которые будут признаны Россией (и другими критиками военных планов) достаточными для изменения своего отношения к возможной войне. Любые косвенные улики можно расценить как сфабрикованные, а сами доказательства применения химического оружия трудно однозначно инкриминировать одной из сторон. Однако сам факт применения оружия, вполне вероятно, будет доказан через три недели и легитимирован в ООН (по сути, этот тезис не отвергается уже сейчас, речь идет только об определении виновного). В результате обсуждения этого факта в ООН, возникнет проблема ответственности за совершение тяжкого преступления против человечности. В этой ситуации США будут настаивать на своей точке зрения, а России станет труднее защищать свою позицию в публичном пространстве.

В то же время из России поступают сигналы о том, что она не хочет идти на жесткий конфликт с Западом из-за Сирии. Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Россия не будет ни с кем воевать из-за Сирии. Газета «Коммерсант» со ссылкой на источник в «Рособоронэкспорте» сообщает, что первые истребители МиГ-29М/М2 теперь смогут поступить туда не в нынешнем году, как планировалось, а лишь в 2016-ом. По-прежнему под вопросом и контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов С-300. При этом формально Россия не отказывается от исполнения контрактов, но требует от сирийских властей предоплату, которую те в настоящее время предоставить не могут.

Военная операция в Сирии может стать долгосрочным фактором дестабилизации на Ближнем Востоке и одним из ключевых факторов похолодания в отношениях между Россией и Западом. Теперь многое будет зависеть от успешности военной кампании, которая, несмотря на официальные заявления США, с высокой долей вероятности приведет к дальнейшей эскалации конфликта. Но даже если противникам Асада удастся, в конце концов, одержать военную победу, то вопрос стабильности как в стране, так и в регионе останется актуальным еще в течение долгого времени.

Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net