Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.09.2013 | Александр Караваев
Киев знает, как сидеть на двух стульях
В Москве взяли паузу после показательной порки украинского бизнеса в рамках таможенной кампании. Следующий раунд спецмероприятий по недопущению Украины в Договор об ассоциации с ЕС, видимо, не заставит себя ждать. Поэтому стоит подвести некоторые промежуточные итоги. Киев в очередной раз постарается усидеть на «двух стульях», а Москве не останется иного выхода, кроме как искать варианты разумных отношений с Украиной в статусе участника европейской зоны свободной торговли. Скорее всего, стороны публично останутся при своих интересах, но двусторонние торговые отношения могут заметно усложниться для бизнеса по обе стороны границы.
Практика показала, что все годы независимости Киеву удавалось проводить в жизнь стратегию одновременной игры на двух геополитических досках. С каждым годом она видоизменялась, становилась все изощреннее. И все-таки было бы преждевременно утверждать, что данная практика себя полностью исчерпала. Резерв еще есть. С одной стороны, Москва, конечно, идет ва-банк, демонстрируя свои будущие действия: евроассоциация для Киева будет означать набор заградительных пошлин и нетарифных мер регулирования в импорте украинских товаров в РФ. Учитывая высокие геополитические ставки нет причин ожидать, что Кремль отыграет назад. Поэтому Киеву нужно искать альтернативные схемы для украинского бизнеса в России, пытаться договариваться.
Однако, верно и другое – Киев решил подзатянуть пояса и, по большому счету, не чувствует политических резонов разворачиваться в сторону евразийской интеграции. О пользе украинской экономике от Таможенного Союза пишут часто. Но участие в ТС вовсе не гарантирует Украине автоматического наращивания экспорта металлургической, машиностроительной, химической продукции. Не зафиксирует рост сельского хозяйства. Не гарантирует более высокого уровня внешних инвестиций, включая российские. Договор об ассоциации и ЗСТ тоже не несет фиксированных благ. Никакие предварительные доклады не смогут показать нюансов обоих вариантов, которые можно испытать только на практике. Но, тем не менее, украинская олигархическая и подконтрольная ей политическая элита уже сделали свой принципиальный выбор. Даже условно пророссийская группировка внутри фракции партии регионов в Раде спорит лишь по скорости ратификации так называемых евроинтеграционных пакетов, но не по сути.
В России не понимают, почему Украина так настойчиво бежит в Европу, теряя по пути экономические преференции в торговле с Россией, без перспектив реального членства в Евросоюзе? Почему украинские олигархи, как и их российские партнеры, сколотившие состояния сомнительными методами «капитализации» советской инфраструктуры, без сомнений готовы перейти к другой системе, враждебной традиционным постсоветским правилам «силового» предпринимательства? То, что они держат капиталы в Европе и там же живут их семьи, мало объясняет этот факт. Почему подавляющая часть украинских политиков и бизнеса спокойно относятся к зоне свободной торговли с ЕС невзирая на негативные предсказания и точные расклады фактических потерь?
Украинская коллективная вера в евроидею, безусловно, имеет свои исторические корни. Самоидентификация многих бывших колоний строилась на антагонизме к метрополии. Однако и Украина была не просто колонией, а частью единого многосоставного организма, и Россия не типичная континентальная империя. Тем не менее, общим знаменателем остаются опасения перед волюнтаризмом Москвы. Поэтому свое возможное будущее в Евразийском союзе украинское поп-медийное пространство рисует в стиле сказочного гротеска сорокинской «Метели». На этом фоне не удивительно, что, невзирая на кризисы, Евросоюз остается таким же притягательным, как Западная Европа, в период горбачевской перестройки и в начале 1990-х, когда не было евро, шенгена и прочих современных атрибутов. Европа воспринималась и воспринимается как Эдем, в который возможно не пустят, но лучше быть где-то рядом.
Стремление нынешней украинской бюрократии сохранить два вектора интеграции похоже на представление советской республиканской элиты 1990 года о новом Союзном договоре – идея политического суверенитета и независимой хозяйственной деятельности удивительным образом сочеталась с верой в возможность сохранить Советский Союз пусть и без балтийских республик и части Закавказья. Поэтому для многих в Москве, сама постановка темы – сочетание членства Украины сразу в двух таможенных союзах - выглядит абсурдной.
Однако уверенная политика бесконечного лавирования Киева имеет и более осязаемые основания. Ответ на вопрос, почему они сейчас так уверены в возможности выработать правила участия в двух союзах, находится в опыте Украины в ВТО. Киев вступил в ВТО на невыгодных для себя условиях. Как считают сами украинские экономисты, непрофессионально и не вовремя. В разгар экономического кризиса (ВТО плюс кризис в 2009 году уменьшил ВВП на 15%). За истекшие три года в ВТО под удар попали украинское автомобилестроение, агропромышленный сектор, особенно продовольственная группа, деревообработка. Как видно, очень похожая ситуация с нынешним соглашением о евроассоциации (разница в том, что теперь это дело касается и России).
Но мало обращают внимание на тот факт, что с момента вступления в ВТО Украина подала заявку на пересмотр своих тарифных обязательств по 371 товарной позиции, включающей мясо, овощи, фрукты, бытовую технику, сельхозмашины, автомобили и мебель, в адрес поставщиков из 23 стран. Фактически, это беспрецедентные переговоры. Понимая, что многое можно изменить в рамках ВТО, Киев надеется, что схожий маневр можно совершить с Брюсселем и Москвой.
По линии ЗСТ+ Киеву придется искать механизмы обхода ряда пунктов уже парафированного соглашения с ЕС, в частности способы для защиты собственного производителя на внутреннем рынке (хотя бы в краткосрочной перспективе переходного периода обозначенного в соглашении о ЗСТ). В рамках парафированного соглашения о ЗСТ + из режима свободной торговли изъято почти 400 товарных позиций украинского экспорта в ЕС: в основном сельскохозяйственных и продовольственных товаров. Киев может использовать конфликт с Москвой для пересмотра хотя бы части этих позиций и получение компенсационных льгот по другим группам товаров.
В процессе обнуления 95% экспортных пошлин отток части сырья может снизить производственные мощности украинских предприятий (этот пример часто упоминают в отношении семян подсолнечника поступающих на переработку масложиркомбинатов). Но, с другой стороны, стоимость внешнего сырья (а российские и украинские предприятия многих отраслей, в том числе в сфере продовольствия, давно работают на зарубежном сырье) окажется дешевле существующих позиций и украинские производители могут делать более дешевую готовую продукцию. В этом, кстати, кроется главная опасность для российской экономики, а не в росте товаропотоков из ЕС в ТС (серый турецкий и китайский импорт и так благополучно шел через Украину с сертификатами ТС-1).
В 2012 году Евразийский Банк Развития опубликовал научно-технический отчет под названием «Комплексная оценка макроэкономического эффекта различных форм глубокого экономического сотрудничества Украины со странами ТС в рамках ЕврАзЭС». Одним из сценариев доклада был рассмотрен как раз нынешний вариант, в котором Украина создает зону свободной торговли с ЕС. В течении трех лет украинский экспорт в страны ЕС возрастает на 10%, при этом конечно еще больше вырастет импорт из Еврозоны (до 15%). В ответ на этот шаг страны ТС устанавливают таможенные пошлины для украинских товаров на уровне значений, действующих при торговле с европейскими странами. В результате торговый оборот между странами ТС (ЕЭП СНГ) и Украиной сократится примерно на 2.5%. В общем, не такой смертельный сценарий каким его принято рисовать в Москве.
Может ли помочь ВТО в отношении с Москвой? С 1 сентября поэтапно снижается почти половина импортных пошлин действующих в ТС. Это касается продовольствия, оборудования, отдельных видов тканей и некоторых видов одежды. Соответствующие решения приняла ранее Евразийская экономическая комиссия, выполняя обязательства принятые Россией перед ВТО (протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 22 августа 2012 года).
Текущие изменения Единого таможенного тарифа (ЕТТ) стран ТС затронули около 10% импортных пошлин (из примерно 11 тысяч). Таким образом, средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшилась с 9,6% до 7,5-7,8%. Как отмечает комиссия, снижение ставок в последующие годы коснется порядка 5100 позиций (в пределах 1-3 процентных пунктов). В связи с этим импорт готовых пищевых продуктов, текстиля, обуви, бытовой техники и т.д. в страны ТС возрастет на 10-12%.
Если Киеву откажут от части таможенных льгот в России и СНГ, это конечно затруднит ведение торговли на евразийском рынке. Но украинский бизнес может удовлетвориться процентами единой таможенной ставки ВТО для торговли с РФ. С другой стороны, конечно Сергей Глазьев не просто так утверждает, что Россия будет вводить более жесткий таможенный режим в отношении Украины, чем нормы ВТО. Киев должен это держать в уме. Но скорее всего, такие меры не смогут носить постоянный и тотальный характер, в отличие от адресных запретов Роспотребнадзора.
Таким образом, Киев занял по-своему беспроигрышную позицию. Есть шанс, что Брюссель со временем удастся привести к неким компромиссам по ЗСТ+. При этом, если не удастся отжать свое, то бизнес, в особенности крупный, в любом случае перестроится на новые правила, а средний и малый просто привыкнет. Остается шанс свести реакцию Москвы в русло общих для ВТО правил регулирования. Поэтому возникший с Москвой скандал Киев перевел в канал умеренной бюрократической реакции. Чиновники не стали поднимать антироссийскую волну, разворачивать общественную дискуссию и так далее. Премьер Азаров поручил создать комиссию под председательством вице-премьера Юрия Бойко чтобы разработать практические алгоритмы и механизмы взаимодействия с Таможенным союзом (и в последующем – с Евразийским экономическим союзом) в условиях действия ЗСТ между Украиной и ЕС. В Киеве уверены, что справятся.
Александр Караваев - научный сотрудник Института экономики РАН
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.