Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Президентом Словакии избран Петер Пеллегрини, политический союзник премьер-министра Роберта Фицо. Таким образом Фицо полностью доминирует в словацкой политике, что укрепляет его позиции и внутри страны, и в отношениях с Евросоюзом и НАТО.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

06.09.2013 | Светлана Карандашова

Конкуренция на губернаторских выборах: фикция или реальность?

Классик современной политической науки Адам Пшеворский писал, что демократия – это определенность процедур при неопределенности результатов. В этой емкой формулировке институт выборов становится основным элементом демократии. В России «день Х» наступит уже в ближайшее воскресенье.

С начала избирательной кампании в публичном пространстве транслировался посыл, по официальным заявлениям исходящий от Владимира Путина и транслируемый первым заместителем главы администрации Президента Вячеславом Володиным, об увеличении уровня конкуренции на выборах. В частности, на встрече со спикерами региональных Заксобраний прозвучал призыв «не ломать через колено» конкурентов «Единой России», а научиться слушать их и работать с ними. Иными словами, речь шла о политической реформе, по итогам которой будет несколько трансформирована политическая система, благодаря появлению новых, прозрачных правил игры ручное управление и, соответственно, необходимость применения административного ресурса станут ненужными, но в то же время политическая система должна сохранить свою устойчивость и предсказуемость. Т.е. речь идет о создании политической системы, в которой появится столь необходимая определенность процедур, но при этом существующая предопределенность результатов должна сохраниться.

В качестве доказательства того факта, что избирательная система становится более конкурентной, в Администрации Президента и Центральной избирательной комиссии приводится увеличение численности и разнообразия зарегистрированных кандидатов на губернаторских выборах. Так, если во время пилотной губернаторской кампании 2012-го года коммунисты смогли выдвинуть своих кандидатов только в трех из пяти регионов, эсеры – в одном, то на выборах 2013-го года кандидаты от коммунистов и эсеров были зарегистрированы в семи из восьми регионов. Эсеры и вовсе получили целый регион после назначения Константина Ильковского врио губернатора Забайкальского края. Кроме того, к выборам были допущены кандидаты от малых партий. Казалось бы, позитивные изменения налицо, однако увеличение числа кандидатов в избирательном списке – это только «форма» конкуренции, а не ее «содержание».

Существующее избирательное законодательство (№40-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и №15-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ») и неформальные институты не предполагают прозрачных конкурентных выборов. Ведь выдвижению кандидатов предшествуют предварительные договоренности, а регистрации – муниципальный фильтр, уже неоднократно доказавший свою эффективность в качестве инструмента исключения оппозиционных кандидатов, либо обеспечения их лояльности.

Образцовыми кампаниями 2013-го, на которые должны равняться другие регионы, называются выборы мэра Москвы и губернаторские выборы в Московской области. Данные кампании по масштабности и значимости можно приравнять к федеральным, поэтому они отличаются от других региональных избирательных кампаний. Статус наиболее конкурентных у названных избирательных кампаний появился после регистрации кандидатов от несистемной оппозиции – Алексея Навального, который выдвигается от партии «РПР-ПАРНАС», и Геннадия Гудкова - от партии «Яблоко». Кроме того, в Москве в выборах принимают участие статусные кандидаты от других партий: первый вице-спикер Госдумы и первый заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников, председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин и председатель партии «Справедливая Россия» Николай Левичев. Также со стороны Сергея Собянина и его команды во время избирательной прослеживалось стремление повысить транспарентность выборов. Однако даже в московской избирательной кампании уровень конкуренции дважды стоял под угрозой, а именно - после ареста А.Навального и заявления Н.Левичева о готовности снять свою кандидатуру с выборов.

Московскую область пришлось подтягивать до уровня Москвы, но все равно уровень конкуренции в Московской области, конечно, на порядок ниже. Это видно и по составу участников, у которых, несмотря на высокий формальный статус некоторых кандидатов, узнаваемость находится на низком уровне – и на их фоне врио Андрей Воробьев, конечно, выглядит как самый сильный кандидат, и по активности избирательной кампании. Несмотря на попытки придать схожесть избирательным кампаниям в Москве и Московской области, выборы в Московской области лишены интриги. Кроме того, в Московской области для преодоления кажущегося невысоким 7%-ного муниципального фильтра необходимо было собрать 351 подпись, что для кандидатов от всех партий в большей или меньшей степени являлось сложным без поддержки администрации.

Именно по причине своей особой значимости избирательные кампании в Москве и Московской области являются исключением в списке регионов-2013. В данных регионах врио больше заинтересованы в победе при конкурентной борьбе при достаточно высокой явке избирателей, т.к. выгоды от данной победы - а именно повышение легитимности власти, значительно превысят все предвыборные затраты. В других регионах дела с уровнем конкуренции обстоят гораздо хуже, т.к. врио губернаторов либо не готовы к конкурентной избирательной кампании, либо не нуждаются в ней. Во Владимирской области и Забайкальском крае методы исключения оппозиционных кандидатов использовались открыто. Как, например, во Владимирской области, врио губернатора Светлана Орлова договорилась с федеральным руководством «Справедливой России» и депутатом Госдумы Антоном Беляковым о его невыдвижении в обмен на пост сенатора. Против другого кандидата - Александра Филиппова («Гражданская платформа») сработал муниципальный фильтр – он так и не смог собрать нужного количества подписей. Не допущен к выборам был и один из потенциально сильных конкурентов для врио Константина Ильковского - Алексей Кошелев от «Гражданской платформы» в Забайкалье – часть собранных им подписей муниципальных депутатов была признана недействительной. Ему так и не удалось восстановить регистрацию через суд. Отказы в регистрации А.Кошелеву и А.Филиппову стали наиболее резонансными, во-первых, потому что они являлись потенциально сильными конкурентами для врио, и, во-вторых, их участие было важно для перспектив «Гражданской платформы».

Таким образом, наиболее активное влияние региональных властей на этапе формирования предвыборного списка прослеживается в регионах, где непосредственно перед выборами на пост врио губернатора были назначены «варяги». Конечно, с одной стороны, все «варяги» оказываются в непростой ситуации: имея поддержку федерального центра, им в крайне короткий срок нужно установить контакт с региональной элитой, что конечно, не всегда удается. Поэтому «варяг», попадая в новый регион и чувствуя сопротивление региональной элиты, вынужден использовать встроенные в избирательную систему инструменты исключения потенциально сильных конкурентов, как и произошло в Забайкальском крае, где был открытый внутриэлитный конфликт, и во Владимирской области.

Тем менее, в обоих регионах у врио губернаторов остались потенциально сильные конкуренты. Во Владимирской области основным конкурентом для С.Орловой является первый секретарь обкома КПРФ и экс-председатель Заксобрания Анатолий Бобров, т.к. позиции КПРФ все еще сильны в регионе. Вероятно, электоральный потенциал партии даже больше, чем личный потенциал А.Боброва, т.к. губернатором в течение последних шестнадцати лет являлся коммунист Николай Виноградов. В Забайкалье наиболее сильным кандидатом является бывший первый секретарь обкома КПСС, а сейчас депутат Заксобрания от КПРФ и генеральный директор ООО «ГРК «Быстринское» Николай Мерзликин, у которого есть необходимый для ведения избирательной кампании финансовый ресурс и узнаваемость в регионе. Потенциал Н.Мерзликина изначально оценивался высоко, и прогнозировалось, что борьба за второе место развернется между ним и А.Кошелевым. Кроме того, в Забайкалье можно отметить кандидата от ЛДПР Василину Кулиеву, которая хотя и играет роль технического кандидата, однако благодаря партийному ресурсу, который, кстати, достаточно значим у ее партии в Забайкалье, и личному электоральному потенциалу, скорее всего, может рассчитывать на третье место с неплохим результатом.

В остальных регионах – Хакасии, Хабаровском крае, Магаданской области и Чукотском АО выборы и вовсе либо изначально были естественно безальтернативными, как например, на Чукотке, либо стали таковыми после назначения врио, как в Хакасии, Хабаровском крае и Магаданской области. Кроме того, если на Чукотке и в Магаданской области нет даже намека на внутриэлитные конфликты, то в Хакасии и Хабаровском крае потенциально сильные политики и конкуренты для глав регионов являются членами «Единой России», и, соответственно, не могут участвовать в выборах. Именно в связи с тем, что в большинстве регионов наиболее влиятельные политики являются членами правящей партии, предварительные договоренности с федеральным центром на этапе назначения врио губернатора, т.е. неформальные институты, становятся гораздо значительнее формальных правил при выдвижении и регистрации кандидатов. Во всех четырех регионах в избирательный список попали только кандидаты от системной оппозиции. С помощью муниципального фильтра удалось отсечь несистемных оппозиционеров Олега Иванова в Хакасии и Андрея Громова в Хабаровском крае от «РПР-ПАРНАС», хотя они и не являлись сильными конкурентами для врио губернаторов.

Все кампании 2013 года от Москвы до Чукотки объединяет одно общее свойство – кандидаты в предвыборном списке должны быть понятными для власти. Т.е. в предвыборные списки попадают кандидаты, согласные играть по правилам, установленным федеральной или региональной властями. Поэтому неудивительно, что регистрация кандидатов от КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР практически ни в одном регионе не вызвала возражений. Сложнее дело обстоит с несистемными оппозиционерами, потому что здесь приходится полагаться только на оценку примерного электорального потенциала кандидата, исходя из имеющихся у него финансовых ресурсов и популярности, что всегда несет в себе высокие риски. Судя по предвыборным спискам, электоральный потенциал всех зарегистрированных кандидатов, в том числе А.Навального и Г.Гудкова ограничен. Таким образом, несмотря на транслируемую тему конкурентных выборов, сейчас или в ближайшей перспективе оппозиционер по-прежнему не сможет стать губернатором без предварительной договоренности с федеральным центром, и основная борьба будет разворачиваться лишь за второе место.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net