Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.09.2013 | Антон Евстратов
Возможности и ограничения главного сирийского заступника
На днях СМИ буквально взорвались сообщениями о том, что Иран, поддерживая своего союзника Башара Асада, может нанести по Соединенным Штатам своеобразный ответный удар – в Ираке. Речь идет об атаке шиитскими боевиками американского посольства в Багдаде. Об этом сообщило влиятельное американское издание The Wall Street Journal, сославшись на свои источники в Пентагоне. Кроме того, американские военные, эксперты, а с некоторых пор и простые граждане, опасаются атаки на посольство США в другой ближневосточной столице - Бейруте, где это могут осуществить боевики подконтрольной Тегерану «Хезболлах».
Этот сценарий идентичен тому, который был реализован в 1979 году иранскими студентами в столице страны. Последними было захвачено посольство США, а его работники пробыли в заложниках в течение 444 дней. В прошлом году по мотивам этого события известным голливудским актером и режиссером Беном Аффлеком был снят фильм «Операция Арго», и сюжет стал знаком не только экспертам, но и простым обывателям. Но возможно ли что-то подобное 34 года спустя?
Очевидно, что опасения американцев и их союзников небезосновательны – иранские спецслужбы имеют связи со всеми шиитскими диаспорами ближневосточного региона, и могут использовать их, если понадобится. Более того, США следует опасаться также за свою базу в Бахрейне, а также за нефтяные месторождения своего основного союзника, Саудовской Аравии, находящиеся в шиитских регионах.
Протестный потенциал шиитов этих двух стран исключительно высок – представители данного течения ислама в них являются неполноправными гражданами, людьми второго сорта, что не раз выводило их на улицы, как в мирных демонстрациях, так и в вооруженных акциях. Еще не так давно саудовские войска и местные полицейские топили в крови возмущение бахрейнских шиитов своим, справедливо требовавших демократии (шиитов в королевстве – 70-80%, а власть находится в руках суннитского меньшинства). А инциденты с участием шиитов самой СА происходят едва ли не каждый месяц. Если еще несколько лет назад шииты Саудовской Аравии и особенно Бахрейна не отождествляли себя с Исламской Республикой Иран и требовали лишь демократии по образу и подобию европейской, то, после столь вульгарного попрания их прав, их связи с ИРИ и ожидание помощи из нее становятся все сильнее.
Таким образом, привести в исполнение «сценарий», опубликованный американскими журналистами, Ирану вполне по силам. Более того, у Тегерана на это есть как формальные, так и фактические причины. Исламской Республике ни за что нельзя терять Сирию. Еще совсем недавно было произнесено резонансное заявление ходжат-аль-ислама Мехди Таеба, назвавшего арабскую республику 35-й иранской провинцией. В случае потери Сирии как союзника, Иран лишается значительной части своего влияния на Ближнем Востоке – прерываются его прямые связи с движением Хезболла, а по соседству образуется неспокойное образование, да еще с ненавидящими шиитов салафитами во главе. Шиитский Иран уже имеет одно такое государство на своих восточных границах – Афганистан, и вряд ли хочет что-то подобное на границах западных.
Надо понимать, что бойцы салафитской «Джабат аль-Нусра», представляющие собой на данный момент первую скрипку сирийской вооруженной оппозиции, после победы в Сирии вряд ли удержатся от соблазна наказать союзников Асада, да еще и шиитов, в Иране. Не стоит забывать и об интересах США и НАТО, изначально враждебных Исламской Республике, которые государства Запада всеми силами постараются обеспечить.
Кроме того, потеря Сирии обернется для ИРИ ущербом для его экономических интересов - иранский бизнес ранее активно инвестировал в находившуюся в не лучшем состоянии сирийскую экономику. Речь идет вовсе не только о военной промышленности, в которой стороны, являющиеся официально союзниками с 2006 года, достигли целого ряда соглашений (например, в 2010-м Тегераном были поставлены Дамаску радиолокационные системы), а, например, о производстве автомобилей. ИРИ и Сирия совместно выпускают автомобиль «Шам».
Огромное количество сирийских мигрантов, которое наверняка придется принять Ирану, также не может устраивать Исламскую Республику. Страна уже имеет на своей территории несколько миллионов афганских «гастарбайтеров», бежавших от опасностей и невзгод своей страны, и принять еще, этак, миллион сирийских гостей – не так легко и вряд ли выгодно.
В этих условиях нетрудно понять, что Иран будет всеми силами защищать своего союзника. В общем-то, именно этим Тегеран занимается с самого начала сирийского конфликта – Иран вместе с Российской Федерации по линии ООН не один раз сумел удержать США и их союзников от военного вмешательства в сирийские дела, а общая сумма финансовой помощи со стороны Исламской Республики Сирии составила около 13 миллиардов долларов. Для испытывающего финансовые затруднения вследствие санкций Тегерана, это – огромные деньги.
Офицеры иранской армии и Корпуса стражей исламской революции участвуют в подготовке сирийских военных, а контролируемые Тегераном подразделения Хезболла открыто и непосредственно участвуют в противостоянии в этой арабской республикой. Именно их опыт в уличных боях и высокий моральный дух позволили правительственным войскам отбить у повстанцев Эль-Кусейр и развернуть наступление на Алеппо.
Химическая атака в пригороде Дамаска Гута аш-Шаркия и ее расследование отслеживались Ираном исключительно внимательно. Представители ИРИ воздерживались от обвинения какой-либо из сторон до тех пор, пока солдатами сирийской армии не были обнаружены хранилища отравляющих веществ, брошенные отступавшими повстанцами. После этого МИД Исламской Республики в лице своего главы, Джавада Зарифа, обвинил в этом чудовищном преступлении против мирного населения именно последних.
Иран готов отстаивать Сирию - это факт. Однако такие меры, как атаки на посольства, провокации в отношении арабских союзников США и, фактически, развязывание прямого военного конфликта между ИРИ и США - крайний случай. Исламской Республике в условиях явно неравных сил, совершенно не выгодно ввязываться в большую войну. Более того, избранный недавно на свой пост президент страны Хасан Роухани позиционировал себя как миротворец, человек, который может нормализовать отношения с Западом. В этой связи сценарий «Операции Арго», реализованный в Тегеране более 30 лет назад, представляется возможным лишь в том случае, если США и их союзники решатся на наземное вторжение в Сирию и мгновенную смену ее политической системы. На данный момент ни заявления западных политиков, ни военная обстановка, ни все то же финансовое состояние Соединенных Штатов и Европы не дают основания предположить такую в ближайшее время.
Однако у ИРИ есть множество других методов в случае, если военная акция, пусть и на уровне простой бомбардировки, в Сирии все-таки начнется. Это, прежде всего, поставки, возможно, безвозмездные, новейшей техники и вооружений, переправка добровольцев, в роли которых могут выступить и вполне профессиональные бойцы, а также разноплановая работа по линии спецслужб. Однако наиболее реальны и, пожалуй, полезны в конечном итоге для дела мира, акции Тегерана в политической сфере. Одну из таковых можно ожидать уже в скором будущем.
Президент Исламской Республики Хасан Роухани, как ожидается, выступит в середине сентября на Генеральной Ассамблее ООН. И отстаивать он намерен не только право ИРИ на мирный атом, но и справедливость, мир и суверенитет в Сирии. Возможно, именно позиция иранского лидера, озвученная им с высокой трибуны ООН, станет достаточным месседжем для США и других подобных им «друзей Сирии» проводить в отношении этой страны более сдержанную, продуманную и взвешенную политику.
Антон Евстратов – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.