Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

13.09.2013 | Эмиль Дабагян

Латиноамериканское трио в «двадцатке»

В завершившемся в Санкт-Петербурге саммите G20, как известно, при-нимали участие главы трех крупнейших государств Латинской Америки – Аргентины, Бразилии и Мексики. Но немногие осведомлены об их вкладе в создание этого, теперь уже влиятельного международного объединения, завоевывающего немалый авторитет. Образование этой структуры стало возможным в решающей степени, благодаря усилиям так называемых стран «третьего мира».

Они в течение ряда лет упорно и настойчиво пробивавших идею необходимости более широко объединения для совместного обсуждения насущных вопросов планетарной значимости. Особую роль в этом сложном процессе играла и играет Бразилия. Достаточно сказать, что она инициировала создание «Группы 3-х», куда вошли также Индия и Южно-Африканская Республика. Затем пришел черед BRIC, впоследствии трансформировавшийся в BRICS. Так методическое наращивание экономической мощи, политического влияния и искусная дипломатия сделали свое дело. Наконец лед тронулся. Всем стало очевидным настоятельная необходимость возникновения принципиально иной структуры.

Напомним, что первый саммит G20 состоялся в Вашингтоне, буквально сразу же после инаугурации Барака Обамы - нового хозяина Белого дома, с приходом которого многие лидеры связывали надежды на изменения. Их ожидания в известной мере оправдались. Это был своеобразный прорыв. Латиноамериканцы тщательно готовились к стартовому мероприятию подобного рода. Накануне в Сан-Паулу прошла встреча министров финансов и директоров центральных банков 20 государств. Открывая совещание, бразильский президент Лула высказался за увеличение роли развивающихся стран в финансовой системе. По его мнению, события показали, что «семерка» уже не способна решать все вопросы в одиночку. Надлежит строить новую "финансовую архитектуру мира». «Это глобальный кризис, требующий глобальных решений», - резюмировал он. Участники выразили готовность предпринять меры для сокращения волатильности мировых финансовых рынков и восстановить нормальную работу кредитных и денежных учреждений. Подчеркивалась необходимость пересмотреть квоты развивающихся стран в МВФ и во Всемирном банке.

Значимость вашингтонского саммита Лула усматривал в осознании лидерами развитых государств той непреложной истины, что с кризисом можно справиться только при участии крупных поднимающихся экономик. В этой связи бразильский президент сказал: «Я уезжаю отсюда с убеждением, что политическая география мира приобрела новое измерение». Развивая свою мысль, он подчеркнул: несколько месяцев тому назад трудно было представить, что группу, которая представляет указанные страны, могут пригласить для коллективного решения вопросов мировой экономики.

Но диагноз данного явления был поставлен на очередном Ибероамериканском саммите в Сальвадоре. Участники форума сошлись на мнении, что виновником кризиса явилась неолиберальная экономическая модель. Речь шла о давно назревшей необходимости кардинальной реформы нынешней финансовой системы, прежде всего, таких институтов как Международный валютный фонд и Всемирный банк.

Вслед за этим эпохальным международным событием одна за другой практически без перерыва прошли три сугубо латиноамериканские встречи на высшем уровне. Повсюду бразильский президент обстоятельно излагал свое видение путей решения возникшей проблемы. Красной линией через все выступления проходила мысль о том, что основная ответственность за кризис лежит на развитых странах, пытавшихся решить проблемы в угоду своим эгоистическим интересам. Крайне негативный «вклад» внес спекулятивный капитал, искусственно взвинчивавший цены на сырье и продовольствие для собственного обогащения. «Весь мир расплачивается за безответственную неудачу тех, кто превратил мировую экономику в гигантское казино», подчеркивал Лула в марте 2009 года.

Выход из ситуации следовало искать совместно с развивающимися странами на путях реорганизации международных финансовых институтов, которые не справляются с возложенными функциями, лишь усугубляя накопившиеся проблемы. Президент Бразилии полагал, что экономические решения должны быть выверенными, при этом социально ответственными. Он против выделения средств на спасение банков, их следует направлять на создание новых рабочих мест, поддержку малообеспеченных слоев и стимулирование потребительского спроса. Бразильский лидер говорил и об этических аспектах кризиса. «Мы отвергаем, - сказал он, - слепую веру в рынок, недооценку роли государства и роскошь в качестве морального компаса».

Латиноамериканское трио практически сразу же отреагировало на вызовы времени и разработало программы по его преодолению. К примеру, Мексика обнародовала собственный план, включавший целый комплекс мер.

В качестве составной части Национального соглашения поддержки семейного хозяйства и занятости предусматривалось замораживание цен на бензин и сокращение на 10% тарифов на газ, используемый для домашних нужд. Были снижены тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий в размере от 9 до 20% в зависимости от напряжения. Все это позволит увеличить доходы семей и предприятий на сумму в 3,4 миллиарда долларов, которые могут быть сэкономлены либо использованы на приобретения менее энергоемкого оборудования или приборов.

Выделено 150 миллионов долларов для сохранения рабочих мест на предприятиях, ориентированных на экспорт. Намечались ассигнования в таком же размере для спасения предприятий, вынужденных свернуть производство и прибегнуть к увольнению персонала.

Во многом сходные рецепты был выписаны и Аргентине. 8 октября 2008 года президент впервые публично признала, что метастазы мирового кризиса проникли в национальную экономику. Был разработан пакет мер, предполагавших увеличение объема государственных инвестиций преиму-щественно в развитие инфраструктуры. Предусматривалось открытие но-вых линий потребительского кредитования, а также предоставление «мягких» кредитов мелкому и среднему бизнесу. Намечалось усиление контроля над импортом ряда «чувствительных» товаров: обувь, текстиль, электроника, велосипеды и некоторые другие изделия массового спроса. Разъясняя концептуальный смысл своего плана, глава государства подчеркивала, что его долговременная цель создание «нового капитализма», способного создавать рабочие места и обеспечивать социальный прогресс.

Выход из ситуации, по убеждению Лулы следовало искать совместно с развивающимися странами на путях реорганизации международных финансовых институтов, которые не справляются с возложенными функциями, лишь усугубляя накопившиеся проблемы. Президент Бразилии полагал, что экономические решения должны быть выверенными, при этом социально ответственными. Он против выделения средств на спасение банков, их следует направлять на создание новых рабочих мест, поддержку малообеспеченных слоев и стимулирование потребительского спроса. Как видим, латиноамериканцы накопили неплохой опыт преодоления неурядиц. Им есть, что предложить европейским партнерам, с которыми налажены давние и плодотворные отношения по многим параметрам.

Возвращаясь к закончившемуся саммиту, заметим, что символиче-скую эстафетную палочку России передала Мексика, которая аналогичную встречу провела 18-19 июня 2012 года в курортном городке Лос-Кабос на Тихоокеанском побережье. Эту страну в Санкт-Петербурге представлял новичок, президент Энрике Пенья Ньето, вступивший в должность в декабре прошлого года. Его аргентинская коллега, Кристина Киршнер участвовала во всех встречах подобного рода. Глава бразильского государства Дилма Руссефф, преемница Лулы, находится у руля правления с января 2011 года. Все они изложили собственную точку зрения относительно способов преодоления экономических трудностей, стоявших в повестке дня. Поделились тем, как они решатся в их собственных странах. Лидеры государств, составляющих BRICS, подвели промежуточные итоги работы по созданию Банка развития с уставным капиталом в 100 миллиардов долларов. Китай обещал внести 41 миллиард, Бразилия, Индия и Россия – по 18, а ЮАР – 5 миллиарда долларов.

Резюмируя, подчеркнем, что уходит в прошлое эпоха, когда судьбы мира вершились «семеркой» или «восьмеркой» промышленно развитых государств. С некоторых пор эта когорта законодателей мод пополнилась так называемыми восходящими ги¬гантами «второго эшелона». Ныне все они садятся за один стол с тем, чтобы совместно, на равных искать приемлемые решения. Времена действительно изменились. Если прежде отдельные представители «третьего мира» приглашались в качестве гостей на саммиты «восьмерки», довольствуясь присутствием на заключительных заседаниях, сидя на «приставных стульях», то теперь принципиально иная ситуация.

Немаловажную роль в создании новой мировой архитектуры играют латиноамериканские гиганты. В 2012 году в Мексике по специальному приглашению любезного хозяина в знак несомненных успехов в социаль-но-экономической сфере к ним подключились руководители Чили и Колумбии. На подходе и ряд других стран.

Эмиль Дабагян – ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net