Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

19.09.2013 | Леонид Исаев

Турция: равнение на Египет?

Начавшиеся в июне 2013 года беспорядки в Стамбуле не утихают и по сей день. Казалось бы, уже закончившаяся «арабская весна», носившая, бесспорно, тотальный (в рамках арабского мира) характер, не просто переросла в своего рода «перманентную революцию», как мы можем это наблюдать в Египте или Сирии, но и начала распространяться на соседние страны. Причем самое интересное заключается в том, что, несмотря на многочисленные прогнозы относительно вектора дальнейшего распространения дестабилизационных процессов в регионе, сводившиеся к «движению на Восток» (Иран, Центральная Азия и т.д.), следующим очагом нестабильности в регионе стала именно Турция, возводимая в разгар «арабской весны» к эталону дальнейшего политического развития для арабских стран.

На самом деле, происходящие сегодня в Турции события отнюдь не случайны и в большей степени связаны с ошибками, допущенными премьер-министром Эрдоганом после событий 2011 года. При этом, выражаясь шахматным языком, турецкий премьер явно выигрывал в дебюте, но растерял свое преимущества в эндшпиле, получив в результате шах на площади Таксим. Иными словами, насколько грамотно действовал Эрдоган в отношении событий в Тунисе, Египте и Ливии, настолько же опрометчиво он повел себя в сирийском вопросе. Ставка турок на ливийских повстанцев себя полностью оправдала, академическая пауза Эрдогана в отношении событий на Тахрире с последующей поддержкой протестующих и вовсе привела к тому, что египтяне начали грезить реализацией «турецкой модели» в стране фараонов после ухода президента Хосни Мубарака. Но вот на что рассчитывал турецкий премьер, активно выступая против режима Башара аль-Асада остается, загадкой. Во многом именно просчет Эрдогана в ставке на сирийскую оппозицию стоил ему сегодняшнего «Таксима», в любой момент способного перерасти в «Тахрир».

Долгоиграющий конфликт с непредсказуемым концом в непосредственной близости от собственных границ, а самое главное – при активном участии в нем Турции, лишь усугубил и без того непростые отношения внутри турецкой политической элиты. Как известно, в последнее время отношения между военными и исламистами из Партии справедливости и развития шли по нисходящей, не решился и курдский вопрос, а вовлечение Турции в сирийский конфликт и вовсе заставило Эрдогана «ходить по острию ножа»: с одной стороны, испытывая давление со стороны В. Путина, для которого кризис в Сирии стал своего рода делом принципа, а с другой, сталкиваясь с необходимостью сохранения собственного имиджа как перед глазами самих турок, так и перед лицом мирового сообщества, будучи провоцируемым Соединенными Штатами и Катаром к непосредственному вторжению в Сирию.

Все это, похоже, стало поводом для противников Эрдогана, пытающихся разыграть с ним «мубараковский» сценарий. Неслучайно среди протестующих наблюдается немалое количество курдов, а на Таксиме развеваются знамена Рабочей партии Турции. У каждого свои цели: у первых – получение, как минимум, автономии для турецкого Курдистана с перспективой полного самоопределения, вторые же рассчитывают как можно скорее положить конец затянувшемуся пребыванию исламистов у власти. Здесь, как и в случае с Египтом в 2011 году, Эрдогану вряд ли стоит ожидать поддержки со стороны США, которые, вероятно, с еще большей легкостью «сдадут» Эрдогана, недовольство которым у официального Вашингтона (заинтересованного в ослаблении Турции) копится уже достаточно давно (стоит вспомнить хотя бы скандал вокруг закрытия турецкими властями пролива Босфор для американских военных судов в ходе конфликта в Южной Осетии).

При этом какую бы Эрдоган не принял позицию, она будет нести в себе достаточно серьезные издержи, вплоть до потери им власти. Скажем, военное вмешательство в сирийский конфликт автоматически дает военным повод отстранить его от власти. В свою очередь, сохранение статус-кво вызывает все большее раздражение в Вашингтоне и Дохе.

Это же касается и вопроса о взаимоотношении с курдами. События на Таксиме уже заставили Эрдогана вступить в диалог с Аджаланом, что вызывает бурную критику в его адрес и обвинения в ведении переговоров с террористами. Не прислушиваться же к мнению курдов уже невозможно – последние сейчас как никогда близки к идее создания собственного государства, и с этим приходится считаться как Башару аль-Асаду и Нури аль-Малики, так и турецкому премьеру. Отсюда же вытекает и еще одна проблема: придержать амбиции курдов на сегодняшний день способна лишь победа сирийских правительственных войск, однако в этом вопросе для Эрдогана уже потеряно если не все, то очень многое, и изменить свою позицию в отношении Башара аль-Асада означает признать собственное поражение. В свою очередь, развертывание полномасштабной войны в Сирии и устранение действующего режима способно развязать руки сирийским курдам, которых уже ничего не будет удерживать в составе сирийского государства, а вкупе с де-факто свободными курдами Ирака они вполне могут стать той основой, вокруг которой может начаться формирование независимого Курдистана. И не стоит ожидать того, что турецкие курды останутся в стороне от этого процесса. Очевидно, что подобный сценарий фатален для турок, которые не только лишатся значительной части своей территории, но и потеряют свою историческую связь с тюрками, перестав таким образом играть роль макроигрока в регионе.

Едва ли, конечно, Таксим-2013 можно рассматривать в качестве Тахрира-2011 в плане спонтанного волеизъявления тысяч рядовых граждан. На сегодняшний день это, скорее, дамоклов меч, занесенный над головой Эрдогана зразу несколькими его оппонентами как внутри Турции, так и за ее пределами, с целью получения от него наибольших уступок. Неслучайно Аджалан не дает команды турецким курдам вступать в открытую конфронтацию с режимом, воспользовавшись и без того непростой ситуацией в стране.

Как это ни парадоксально звучит, но Эрдогану сейчас остается лишь молчаливо уповать на скорейшую победу Башара аль-Асада и разрешение сирийского конфликта. В противном случае Таксим-2013 имеет необходимый потенциал для превращения в Тахрир-2011, а Эрдогану придется испытать на себе участь Мубарака, отставку которого он сам не так давно воспевал.

Леонид Исаев – старший преподаватель факультета Прикладной политологии НИУ ВШЭ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net