Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

03.10.2013

Святослав Каспэ: «Расстрела парламента не было. Потому что не было самого парламента. Была расстреляна советская власть»

По прошествии 20 лет после событий 3-4 октября 1993 года у интересующейся российской публики нет однозначных мнений и оценок по поводу тех трагических событий. Споры продолжаются как по тому, что же всё-таки произошло в те дни, так и по последствиям на дальнейший политический процесс. К юбилею так называемого «расстрела парламента» (он же – «поэтапная конституционная реформа») Политком.Ру побеседовал о политическом контексте тех событий с председателем редакционного совета журнала «Полития» Святославом Каспэ.

Как известно, событиям 21 сентября – 4 октября 1993 года предшествовал почти двухлетний политический кризис, заключавшийся в конфронтации между президентом и Верховным Советом. Можно ли, с Вашей точки зрения, назвать сложившуюся тогда ситуацию двоевластием?

Двоевластие – это готовый термин, заимствованный из советских учебников истории, в которых применялся к ситуации лета 1917 г. Он не полностью передает весь драматизм и всю многослойность конфликта: в 1993 г. (как, кстати, и в 1917 г.) решался вопрос о самой природе российской власти. Ведь после краха коммунистического режима вообще никто не понимал, что такое власть, как она должна быть устроена, что она может, а что – не может. Будет ли это советская власть – или не советская? Каковы будут ее пределы? Будет ли реализована идея разделения властей – а, если да, то как именно? Этого никто не знал. И установить это можно было только экспериментальным путем.

Причем ведь претендентов на свой кусок власти было больше двух. Это и региональные власти, чей статус был еще совершенно не понятен. Это и красные директора, которые были еще реальной силой. И только становившийся на ноги бизнес. И, между прочим, преступность. Другое дело, что большая часть этих игроков предпочла отойти в сторону и понаблюдать, как будут выяснять отношения наиболее крупные силы – Верховный Совет и президентский центр власти.

Каковы, на Ваш взгляд, причины этой конфронтации? Была ли она заложена в конституционном дизайне, который существовал на тот момент?

Не стоит говорить о тогдашнем конституционном дизайне как о причине столкновения, потому что не было конституционного дизайна, а был конституционный бардак. Мы же помним, что на советской так называемой «конституции» живого места не оставалось – ее непрерывно кроили и перекраивали, в нее входили взаимоисключающие положения… Само существование Верховного Совета, исключавшее и отрицавшее какое-либо разделения властей, было несовместимо с заимствованной с Запада президентской властью, разделение властей предполагавшей. Ведь Съезд народных депутатов, от которого Верховный Совет был производен, видел себя органом именно тотальной и нераздельной власти, и ровно так и функционировал, принимая к рассмотрению и решая по своему усмотрению любые вопросы. Вообще любые – от финансовой текучки до внесения правок в «конституцию», в том числе «с голоса». Да, это был орган свободно, демократически избранный – но при этом власть его была (или должна была стать) тотальной.

Далеко не всякий представительный орган является парламентом. Скажем, разве Всекитайское собрание народных представителей – парламент? Верховный Совет очень стремился присвоить себе полемически и риторически выигрышное имя парламента, но в действительности таковым не являлся. Устойчивый оборот «расстрел парламента» неверен. Расстрел Белого дома – был. Расстрел Верховного Совета – да, наверное, был (хотя, между прочим, физически не пострадал ни один из его депутатов). Но расстрела парламента не было, потому что не было самого парламента. В те дни была расстреляна советская власть. Та власть, которая, парадоксальным образом, в Советском Союзе так и не возникла – потому что настоящая власть принадлежала не советам, а партии, советы оставались декорацией и фикцией. А вот после краха партии советская власть впервые попыталась стать из фикции – реальностью. Не вышло.

Могли ли стороны договориться о взаимоприемлемом варианте выхода из сложившейся ситуации или силовой исход был неизбежен?

Трудно сказать задним числом. Сейчас кажется, что ничего невозможного тут не было – можно было как-то разделить сферы ответственности, ресурсы, пойти на компромиссы, изыскать материальные и нематериальные компенсации, все-таки завершить работу Конституционного совещания и т.д. Но история делается не аналитическими спекуляциями, а реальными людьми. Тогдашние деятели с обеих сторон и на самых разных уровнях – я имею в виду не только Бориса Ельцина и Руслана Хасбулатова, а сотни и тысячи акторов, так или иначе влиявших на процесс принятия решений, – видимо, договориться не могли. Субъективные причины превозмогли объективные.

Была ли возможность установления парламентской республики в России?

Нет. Верховный Совет вовсе не собирался вводить парламентскую республику. Он хотел сохранить, а в некоторых отношениях усилить советскую власть. Было бы странно, если парламентская республика входила в планы президентской стороны. Поэтому такой перспективы тогда не было. Кстати, я не уверен, что парламентская республика стала бы для тогдашней России оптимальным решением.

Каково влияние событий 3-4 октября 1993 года на политическую систему современной России? Продолжают ли они и сейчас оказывать влияние на российский политический процесс?

Думаю, да. Во-первых, итогом тех событий стало принятие Конституции. Вообще конституции всегда представляют собой слепок и отпечаток специфических реалий и конфликтов – тех конкретных условий места и времени, в которых они создавались. Потом условия меняются, а конституции остаются.

Во-вторых, события 3-4 октября 1993 г. продемонстрировали готовность российской власти (природа которой тогда выяснялась), оказавшись на грани выживания, применить насилие. Насилие было включено в российское понимание природы власти. В этом нет ничего удивительного: насилие вообще-то и есть главный инструмент политической власти – хоть по Веберу («монополия на легитимное насилие»), хоть по Шмитту («реальная возможность физического убийства»). Двадцать лет назад российская власть подтвердила свой статус власти политической.

Все сказанное – не оценочные суждения, а фактические. Относиться к тем событиям можно как угодно – только надо называть вещи своими именами и не нужно врать и передергивать. Кровопролитие всегда ужасно. За всех жертв тех событий надо молиться. Но сам вопрос о том, будет ли в России существовать какая бы то ни было политическая власть, был тогда решен утвердительным образом.

Подготовили Роман Ларионов и Олег Горбунов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net