Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

04.10.2013 | Дарья Хенкина

От образования к навыкам

Работодатель больше не ждет от выпускника специальных знаний - сегодня компаниям нужен человек с широким спектром навыков, готовый как к решению креативных задач, так и к выполнению рутинной работы. Возможно, в том виде, в каком образование существует в России сегодня, оно не нужно вовсе, полагают некоторые эксперты.

Зарубежный рынок труда можно сравнить с супермаркетом - работодатели и выпускники осведомлены о взаимных ожиданиях и требованиях. В противоположность ему российский рынок труда напоминает базар. Компании требуют людей с одними характеристиками, в то время как система образования готовит выпускников на свой лад.

Для российских выпускников характерно, прежде всего, желание получить «корочку». Они редко выбирают образование целенаправленно, мало осведомлены о карьерных перспективах. Сегодня образование скорее играет роль социального лифта, который работает в одну сторону - в направлении Москвы. Молодежь едет в столицу строить карьеру – в регионах перспектив не много. Складывается картина, противоположная западной, где вчерашние студенты едут за работой в разные географические точки, не боясь столкнуться с проблемами поиска жилья и необходимого уровня заработка. Кроме того, на ситуацию в регионах значительное влияние оказало введение ЕГЭ. Такая аттестационная система работает в пользу региональных абитуриентов. Вдобавок, стагнация экономики ведет к падению спроса на молодых специалистов. Таким образом, в российских субъектах остается все меньше потенциала. Здесь уместно вспомнить о концепции «четырех Россий» Натальи Зубаревич.

Отдельный вопрос – падение уровня образования, о котором говорят многие эксперты. Об этом во многом свидетельствуют ответы учеников на ЕГЭ. Некоторые специалисты при этом полагают, что высокий уровень подготовки может быть и не обязателен, - все зависит от притязаний человека. И, несмотря на то, что ухудшение образования отмечают не все, проблема заключается в распределении кандидатов между работодателями. Непопулярным фирмам и отраслям, как правило, приходится выбирать из бывших троечников.

Рынку нужны люди, имеющие представление о реалиях своей сферы. Однако преподавание в вузах редко оказывается в состоянии обеспечить студентов практическими навыками. Ряды лекторов не часто пополняются преподавателями-практиками в силу низкого уровня зарплат.

Введенная в 2003 году Болонская система образования пока не способствует профессиональному самоопределению студентов. На Западе выпускники бакалавриата имеют возможность 2-3 года поработать, определиться с дальнейшим направлением обучения и профессионального развития. В России же диплом бакалавра до сих пор часто расценивается работодателями как «недообразование». Система магистратуры, в свою очередь, подстраивается под студентов, вынужденных совмещать учебу с работой, чтобы обеспечить себя материально и набраться практического опыта. За рубежом ситуация совмещения работы с серьезной учебой – невозможна.

Специалисты указывают и на важность дополнительного образования (например - возможность прослушивания отдельных курсов, гибкая учебная программа). Граница между основным и дополнительным образованием в России проведена неверно, разделение излишне предметно ориентировано, что лишает студентов шанса на получения широкого спектра знаний.

На рынке труда, в свою очередь, наблюдается острая нехватка специалистов. Под специалистом работодатели подразумевают поливалентного кандидата - гибкого, способного решать разнонаправленные задачи, а также обладающего практическими навыками. Рынок нуждается в многопрофильных, универсальных профессионалах, готовых также к рутинной работе, - узкая специализация, таким образом, сдает позиции. Впрочем, эксперты отмечают, что специфика сферы, например медицины, накладывает свой отпечаток.

Заметим, что указанная тенденция характерна в большей мере для коммерческого рынка труда. Существуют рынки с иной спецификой. Следует особо выделить сферу государственной службы, где превалирует механизм личной лояльности, большое значение имеют связи и материальные возможности. Примером может послужить назначение Т. Голиковой Председателем Счетной Палаты: ожидается, что данное назначение приведет к масштабному перераспределению должностей, ведь России каждый крупный чиновник имеет свою команду и перемещается вместе с ней с позиции на позицию. Вопрос профессионализма командного состава в этом случае ключевой роли не играет. Несомненно, в этой ситуации социальные механизмы доминируют над меритократическим принципом подбора кадров, заключающимся в отборе кандидатов в соответствии со способностями. Данный принцип по праву отмечается экспертами как ключевой для обеспечения эффективного государственного управления. Ярким примером его реализации служит французская Национальная школа Администрации, гарантированно поставляющая профессионально и разнонаправлено подготовленные кадры для работы на государственных постах.

Профильные исследования и отдельные специалисты отмечают значительные изменения на рынке труда. Появляются новые системы отбора на должность, определяющие, в свою очередь, те умения, которые стараются наработать кандидаты. За последнее время значительно изменилась структура занятости – возросла доля фриланса. Наконец, наблюдается упадок в сфере уважаемых профессий за счет появления новых отраслей. Требования к квалификации меняются в сторону большей динамичности и широкого круга компетенции - работодатели все меньше смотрят на запись в дипломе. Им необходим навык, а не образование.

Диалог рабочей и образовательной сферы в России выстроен недостаточно. Здесь следовало бы обратиться к зарубежному опыту, например - к британским профессиональным гильдиям, которые активно занимаются оценкой профобразования. Одновременно, работодатели стараются подбирать сотрудников своими силами, проводят программы по работе с молодежью, посылают своих специалистов на выступления и презентации к студентам. Примером может послужить проект «Охота на работу» от компании МТС. В свою очередь, в образовательной среде возрастает актуальность стажировок, практик, роль центров карьеры.

Условием внедрения необходимых изменений является наличие определенного менталитета. В России до сих пор сочувствуют студентам, пойманным за списыванием. Кроме того, у многих российских соискателей отсутствует умение работать, быстро схватывать нужный опыт - в образовательных учреждениях этому не учат. Важнейшим навыком является и умение «продать себя», составляющее 50% успеха, которым большинство на сегодняшний день не обладает.

Таким образом, важным для российской молодежи сегодня является повышение уровня осознанности и ответственности, что подразумевает четкое понимание цели получения того или иного образования и последующих перспектив. Не менее востребованным оказывается умение понять и продемонстрировать свою ценность на рынке труда.

Статья подготовлена по материалам круглого стола «Что нужно работодателю от системы образования?», состоявшегося 1 октября (организаторы - Институт образования НИУ ВШЭ).

Участники круглого стола: Игорь Бунин, Борис Макаренко, Денис Каминский, Федор Прокопов, Елена Соболева, Борис Куприянов, Евгений Бунимович, Виктор Болотов, Исак Фрумин, Ирина Абанкина и др.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net