Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

10.10.2013 | Антон Евстратов

Хамид Карзай: заигрывания перед талибами

Президент Афганистана Хамид Карзай в интервью BBC выступил с неожиданно резкой критикой действий Соединенных Штатов и НАТО на территории его страны. Трения между Карзаем и американским президентом Обамой имели место и ранее - на протяжении всех последних лет, но столь резкий тон афганский лидер избрал впервые. Он подверг сомнению не только методы НАТО (такие, как поиск талибов в афганских провинциях при полном невнимании к их лагерям на территории Пакистана), но и сам ввод войск Альянса на территорию Афганистана. Что это – стремление скинуть «ненавистное ярмо» или последняя попытка реабилитироваться перед талибами в свете ухода войск США и их союзников к 2014 году?

По мнению Карзая, которое на этот раз отстоит недалеко от действительного положения дел, стабильность в его стране за 10 лет присутствия в ней войск НАТО обеспечить не удалось. По данным правозащитных организаций, за время операции НАТО погибло от 16 до 19 тысяч мирных жителей, не считая 3372 военнослужащих самого Альянса. Наркобизнес в Афганистане вырос в несколько раз, что больно ударило как по местным жителям, так и по близлежащим государствам, включая Россию. В частности, от наркотической зависимости только на афганской территории погибло, по оценкам специалистов, намного больше людей, чем от всех военных действий и террористических актов вместе взятых. Таким образом, если цель Североатлантического Альянса была – навести в стране порядок, то с ней он действительно не справился, в этом Хамид Карзай прав.

Впрочем, справедливости ради заметим, что официальные цели, которые Вашингтон декларировал осенью 2001 года, начиная военную операцию на территории Афганистана, сводились к трем основным пунктам: свержение радикального, исламистского режима талибов, ослабление Аль-Кайды, для которой талибанский Афганистан стал плацдармом, а также ликвидация террориста №1 Усамы бен Ладена, организовавшего теракты 11 сентября 2001 года, которые и послужили поводом к вторжению американцев в эту страну. По результатам операции США свергли режим талибов (хотя ряд экспертов считает, что у организации по-прежнему высокий потенциал, а возвращение страны под ее контроль после вывода войск НАТО будет делом времени), уничтожили бен Ладена, а также значительно ослабили Аль-Каиду, которая теперь вынуждена искать новые базовые территории (в частности, в Северной Африке). Таким образом, формальные цели, по большей части достигнуты, хотя, в целом, Афганистан остается одним из наиболее нестабильных и взрывоопасных регионов мира.

Однако не последнюю роль в том, что международному сообществу так и не удалось за 12 лет навести в этой стране порядок, играет нынешняя элита во главе с президентом Карзаем. Разве не его брат, Абдул Каюм Карзай, который, кстати, будет участвовать в следующих президентских выборах, является, пожалуй, самым влиятельным в стране наркобароном? Разве не Карзай полностью провалил проект создания национальной афганской армии, которая даже на данный момент является значительно слабее племенных ополчений, и уж точно не идет ни в какое сравнение с вооруженными силами талибов? Разве не афганский президент получал и контролировал финансовую помощь его стране, которая составляет миллиарды долларов? При этом Афганистан до сих пор остается одной из беднейших стран мира. Почему же Хамид Карзай обвиняет во всем своих союзников, США и НАТО, которые, между прочим, по недавнему выражению президента Барака Обамы, теряют своих солдат, чтобы защитить режим Карзая?

Ответ на этот вопрос может быть достаточно прост – 2014 год. Год, когда войска НАТО окончательно покинут Афганистан, оставив на своем месте лишь военных советников, которые будут помогать действиями того, что сейчас называется афганской армией. Карзай прекрасно понимает, что это формирование, солдаты и офицеры которого с удовольствием делятся разведданными с талибами, переходят на их сторону и обратно, а также весьма поднаторели в мародерстве, вряд ли сможет защитить его режим от боевиков Талибана. Последним удавалось даже в период присутствия в Афганистане американских и европейских войск контролировать многие провинции. Нетрудно представить, что будет, когда нынешний президент останется со столь могущественной силой один на один. Каким образом Карзаю возможно сохранить власть – свою или своего преемника на президентском посту. Выход только один – договариваться. К слову, понимали это ранее и американцы, не гнушавшиеся за спиной афганского президента вести переговоры с лидерами талибов. Летом 2013 года по этому поводу между Карзаем и Обамой произошел достаточно серьезный конфликт. Хамид Карзай не без оснований опасался, что его, слабого и ненадежного лидера, США вполне могут «отдать» талибам в обмен на региональную стабильность и наведение столь желанного порядка в стране.

Теперь афганский президент намеревается «помириться» с умеренной частью Талибана самостоятельно. По всей видимости, именно этим вызвано его заявление BBC о том, что представители движения уже вскоре могут быть назначены на ответственные государственные посты. Однако приглашение части талибов к политическому управлению угрожает важному завоеванию нового Афганистана – правах женщин. Не стоит забывать о том, в каком положении были представительницы лучшей половины человечества, когда талибы уже были у власти – они не выходили без сопровождения мужчин из дома, не могли работать и получать образование, а за нарушение суровых норм подвергались суровым, в том числе и телесным, наказаниям. Не исключено, что господин президент для стабильности режима готов пойти на частичное возвращение жестких норм для женщин.

Карзай, появившийся в большой политике (до этого он не поднимался выше поста заместителя министра в правительстве Раббани) в условиях оккупации Афганистана силами НАТО и только благодаря этой оккупации, усиленно ищет возможность приспособиться к новым условиям. Договориться с талибами и провести своего брата на президентский пост в 2014 году – самые очевидные и, в общем-то, последние возможности афганского лидера в этом деле. Понимая, что США уже вскоре не будут играть в делах страны ведущей роли, он не остановился перед медийным «сливом» своих союзников, выразил готовность идти на уступки исламистам-талибам. Хамид Карзай явственно показал не только своими действиями, но и словами невероятную слабость себя как лидера и своего правительства как политического фактора на территории Афганистана. Уступки, которые предлагает талибам Карзай – заманчивы. Однако будет ли Талибан говорить со столь слабым политиком на языке переговоров – серьезный вопрос. И в случае отрицательного ответа на него, современный Афганистан ждет очередная серия глобальных перемен – скорее всего, отнюдь не прогрессивных.

Антон Евстратов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net