Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

15.10.2013 | Михаил Агаджанян

Между Женевой Ирана и Женевой Сирии

Иран продолжает сигнализировать миру о готовности к компромиссу вокруг собственной ядерной программы. Пока единственным конкретным планом урегулирования проблемы принадлежит России. Его суть заключается в пошаговом снятии международных санкций в обмен на конкретные действия Ирана по повышению прозрачности своей ядерной программы и отказ от обогащения урана до 20 процентов. В ходе предстоящих встреч «шестёрки» и Тегерана ещё предстоит наполнить содержанием данную схему урегулирования. Но затягивание переговоров не отвечает интересам ни Запада, ни самого Ирана.

Дипломатический контакт министров иностранных дел вовлечённых в урегулирование государств 26 сентября в Нью-Йорке не дал чёткого ответа на временные рамки переговоров. Озвученные впоследствии хозяином Белого дома сроки в «один год или немного больше», которые якобы остались до обретения иранцами возможности создания ядерного боезаряда собственными силами, очерчивают понимание Западом разумных пределов нахождения компромисса.

У Ирана нет серьёзных оснований стремиться к пролонгации переговоров на неопределённую перспективу. Страна находится в экономической рецессии. Как подчёркивают эксперты, впервые за последние 20 лет. Это во многом предопределило победу на президентских выборах Хасана Роухани. Впрочем, не только экономическими потерями под грузом санкций объясняется настрой иранцев обрести определённость в отношениях с Западом. Тегеран, вероятно, жаждет примерить роль партнёра Запада на Ближнем и Среднем Востоке. На середину ноября намечена мирная конференция по Сирии. Если встреча «шестёрки» с Тегераном 15-16 октября в Женеве по ядерному досье зафиксирует очередной позитив, то к «Женеве – 2» (по сирийской теме) главные её организаторы могут пригласить и представителей ИРИ. Если события будут развиваться по данному сценарию, который условно можно обозначить «от Женевы к Женеве», это может стать прологом к настоящему прорыву в отношениях Ирана с Западом.

Пока стороны фиксируют лишь позитивное изменение тональности в своих контактах. Есть признаки запуска процесса восстановления дипломатических отношений. В этом вопросе, к примеру, британская сторона проявила дальновидный подход, резонно посчитав текущий момент благоприятным для налаживания соответствующих предварительных контактов с Тегераном по дипломатическим каналам. Сигналы же с иранской стороны носят достаточно развёрнутый характер, охватывающий, в частности, северное направление его внешнеполитического курса. В условиях фактической международной изоляции, Россия становится для Ирана еще более ценным партнером. В частности, усилия российской дипломатии вокруг Сирии дали региону шанс на мир, вместо ожиданий неминуемости дальнейшего военного столкновения Запада с Ираном.

Москва продолжает отстаивать право иранцев быть представленными на мирной конференции по Сирии. Глава МИД России определил участие Ирана в качестве «обязательного фактора» (заявление Сергея Лаврова 11 октября по итогам встречи в Москве с главой внешнеполитического ведомства Кувейта).

От видных российских ирановедов можно услышать, что Москва упустила момент для прорыва в отношениях с Тегерном. Следуя этой логики рассуждений, в последние годы откровенной конфронтации иранцев с западным миром у российской дипломатии и бизнеса была возможность обрести в Исламской республике доверительные позиции в коридорах власти и продвинуть свои экономические интересы на местном рынке. Как можно понять, подобный экспертный дискурс отталкивается от известной точки в российско-иранских отношениях, с которой ведётся отсчёт их регресса. Это 22 сентября 2010 года, когда вышел указ президента России «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929 от 9 июня 2010 года». Документ за подписью главы России свернул исполнение Москвой оружейного контракта с Тегераном по системам С-300.

Оперирование понятиями «если бы тогда Россия поступила иначе» не имеет ценности для реал-политик в наши дни. Важно на текущем этапе не растерять шансов для разумного компромисса с иранцами вокруг доставившего им столько неудовольствия оружейного контракта с российской стороной. Будет ли регресс в российско-иранских отношениях сглажен поставкой «Рособоронэкспортом» систем «Антей – 2500» или постройкой «Росатомом» новых блоков АЭС на иранской территории - не суть важно. Главное само наличие пространства для поиска и нахождения разумных компромиссов.

Создание подобного пространства мы можем ныне наблюдать в отношениях Запада и Ирана. Ближайший месяц будет переломным для понимания дальнейшего вектора развития данных отношений. Позитивная тональность контактов перерастёт в дипломатические прорывы в случае участия представителей Ирана в работе конференции «Женева – 2». Дорога к прорыву в отношениях может быть проложена и недвусмысленными заявлениями США и других западных держав о целесообразности приобщения Ирана к усилиям по урегулированию в Сирии.

Михаил Агаджанян – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net