Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.10.2013 | Николай Пахомов
Напрасный гнев Эр-Рияда
За последнюю неделю тема уже почти нескрываемого разлада между США и Саудовской Аравией стала одной из самых популярных в мировых СМИ. В качестве основной причины разногласий называется недовольство Эр-Рияда смягчением американской позиции в адрес Сирии и Ирана. Учитывая тот факт, что действия официального Вашингтона, вызвавшие недовольство Саудовской Аравии, вполне адекватны обстановке, складывающейся на Ближнем Востоке, попытки арабской монархии своими протестами изменить позицию США представляются исключительно рискованными для королевства. Едва ли Эр-Рияду удастся добиться своего, скорее, Вашингтон сумеет призвать младшего союзника к порядку.
Разговоры о недовольстве Эр-Рияда, подкреплённые теми или иными фактами, уже ходят несколько лет. Вначале позиции Саудовской Аравии в регионе ослабил уход американских сил из Ирака, где в выигрыше оказались шииты и враждебный королевству Иран. Затем Эр-Рияд изрядно обеспокоила скорость, с которой Вашингтон отказался от поддержки своего давнего и верного союзника, президента Египта Хосни Мубарака. Шейхи получили все основания думать, что и их Америка может бросить в беде без больших угрызений совести.
В последнее время наибольшее недовольство Саудовской Аравии вызывала осторожность администрации Обамы в поддержке сирийских повстанцев. Когда же Вашингтон, воспользовался предоставленной Россией возможностью несколько выпутаться из сирийских затруднений, согласившись на уничтожение сирийского химического оружия, Эр-Рияд стал заявлять на весь мир о своём недовольстве в полный голос. Когда, не смутившись этими протестами, Соединённые Штаты положительно отреагировали на дружелюбность нового президента Ирана Хасана Роухани, Саудовская Аравия вообще пошла на дипломатический демарш – королевство отказалось от места члена Совета Безопасности, кампанию за которое Эр-Рияд вёл с 1998 года.
Прибывший в Саудовскую Аравию госсекретарь Керри поуговаривал королевство передумать больше для вида – символичность как временного членства в Совбезе без права вето, так и отказа от такого членства очевидна для всех. Куда менее ясен ответ на вопрос, что Саудовская Аравия будет делать дальше. Пойдёт ли королевство на откровенно враждебные США шаги?
Вариантов таких действий множество – от дестабилизации Ирана и шагов против Израиля до поддержки египетских исламистов; от более активного участия в гражданской войне в Сирии до наращивания присутствия в Афганистане; от спонсирования многочисленных исламистских организаций в Африке до финансирования таких же организаций в США. В конце концов, можно заняться разработкой и осуществлением своей военной ядерной программы – деньги найдутся…
Однако едва ли королевство пойдёт в своём недовольстве Вашингтоном настолько далеко. В реальности Эр-Рияд уже близок к пределу протестов, перейдя который нынешние правители королевства начнут опасно раскачивать собственный трон, который от таких шатаний может и рухнуть с большим шумом и многими жертвами.
Для того, чтобы в этом убедиться, посмотрим на общий расклад сил в регионе. Главной причиной союзничества США и Саудовской Аравии были нефтяные запасы королевства, в доступе к которым хотели быть уверены американцы. Начиная с политики президента Рузвельта по налаживанию дружественных отношений с королевством через «доктрину Картера» и вплоть до «Бури в пустыне» американцы всегда были готовы любым способом обеспечить безопасность Саудовской Аравии.
Однако сегодня и у США хватает своей нефти, и список крупных поставщиков нефти на мировые рынки постоянно растёт. Конечно, Саудовская Аравия не утратила полностью своё значение – в конце концов, от перепадов мирового рынка нефти страдают все, и перепады эти могут быть вызваны любым пустяком – однако острой необходимости любой ценой охранять трон Саудов у Соединённых Штатов нет. Другой причиной традиционного внимания Вашингтона к королевству была забота о безопасности Израиля. Но сегодня, спустя почти тридцать лет после последней арабо-израильской войны, во всех из которых еврейское государства продемонстрировало своё военное превосходство над многочисленными противниками, едва ли Саудовская Аравия способна и собирается решающим образом подорвать безопасность Израиля. Хватает других забот, слишком велики риски.
Ещё больше эти риски вырастут, если королевство решительно разругается с Вашингтоном. Главным врагом нынешних правителей Саудовской Аравии является не Израиль, Иран, президент Асад или западная цивилизация, основную угрозу несут исламские фундаменталисты, в особенности доморощенные. Это внешний наблюдатель поражается строгостью следования Саудовской Аравии канонам Ислама, для фундаменталистов династия Саудов враг побольше Америки, с «греховностью» и «сатанинской» природой которой всё понятно, а вот правители королевства – настоящие предатели «истинной веры», десятилетиями верно «служащие» враждебному Западу.
Именно последний факт делает американо-саудовский союз ценным больше для Эр-Рияда, чем для Вашингтона. Ясно, что нынешняя саудовская критика в адрес США во многом рассчитана на «внутреннего» потребителями, к которому относятся исламисты по всему миру. В королевстве рассчитывают укрепить таким образом свой имидж защитников Ислама. Однако кроме громких заявлений каких-либо антиамериканских акций ожидать не стоит – со всё ещё могущественным союзником Сауды могут ругаться только до определённого предела.
Другое дело, что, послушав громкие и пустые заявления Эр-Рияда и поразмыслив над истинным значением американо-саудовского союза, в Вашингтоне могут ясно и доходчиво объяснить королевству, что времена переменились, что Америка может прожить и с другими правителями Саудовской Аравии, что внешнеполитические амбиции королевству хорошо бы и ограничить. Если это произойдёт, и Эр-Рияд получит хороший урок внешнеполитического реализма, международные отношения, особенно в регионе Ближнего Востока, от этого только выиграют. Вред от нынешней саудовской самостоятельности, будь то в Сирии, Ираке или других государствах, как для США, так и для мировой политики в целом очевиден.
Николай Пахомов – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.