Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.11.2013 | Марина Войтенко
Рейтинг уполномочен подсказать
В самом конце октября на фоне сгущающейся стагнации (по оценке МЭР, чтобы по итогам года уложиться в прогнозируемый рост в 1,8% ВВП, четвертый квартал нужно пробежать со скоростью в 3%) случилась «нечаянная радость» - в рейтинге Всемирного банка Doing Business (DB) Россия, перешагнув 19 пунктов, переместилась со 111-го на 92-е место и стала лидером среди стран БРИК: Китай – 96-е место, Бразилия – 116-е, Индия на 134-м месте[1].
В 2012 году Президент РФ Владимир Путин поставил цель – подняться в рейтинге DB со 120-го места на 20-е к 2018 году. План, как видим, выполнен уже более чем на четверть и даже с опережением графика. МЭР ожидало, что в 2013 году (то есть, в DB-2014) Россия сможет добраться лишь до 100-й строки. Авторы доклада о ведении бизнеса отметили российские реформы в пяти из десяти постоянно наблюдаемых областей. Большую активность – в 8 сферах – показали лишь Украина и Руанда[2].
Заметим, что место в Doing Business в качестве политической цели в настоящее время рассматривают около полусотни стран. Президент Всемирного банка Джим Ен Ким высказал даже озабоченность по этому поводу – цель рейтинга информировать бизнес, а не определять внутреннюю экономическую политику. Кроме того. содержащиеся в нем оценки объемов (в том числе явно избыточных) административного регулирования не могут служить исчерпывающей характеристикой делового климата и качества институциональной среды. В рейтинге не учитывается состояние макроэкономики и финансовой системы, а исчисления стоимости бюрократических процедур (как составной части издержек бизнеса) не включают вероятную коррупционную составляющую.
В связи с этим ряд международных экспертов полагает, что односторонняя ориентация на позиции в DB может провоцировать упрощенный подход к институциональным реформам, сводя их к переменам в администрировании. Другая точка зрения, официально представленная Китаем, ЮАР и некоторыми другими странами, вообще исходит из того, что DB дискриминирует развивающиеся экономики, поскольку на определенных этапах без широкого госадминистрирования обойтись вовсе невозможно.
Дело дошло до предложения Китая вообще отказаться от этого рейтинга, как не позволяющего объективно оценить в чистом виде вклад правительств в странах с формирующимися или развивающимися рынками в улучшение инвестклимата. Нужны-де иные «правильные» индексы и показатели. В ответ на это Всемирный банк провел специальное заседание Совета директоров, в ходе которого представители большинства стран все же признали DB весьма полезным инструментом, позволяющим ориентироваться в общемировом контексте и использовать информацию для совершенствования рейтингуемых регулятивных практик.
Самому же DB назначено развиваться, включая в себя новые измерители комфортности ведения бизнеса. На 2014 год намечен пересмотр его составляющих. Так, в ходе консультаций с представителями бизнеса и гражданского общества в десятках стран выяснилась настоятельная потребность оценивать уровень коррумпированности властей, степень защиты интеллектуальной собственности и соблюдения авторских прав, доступность современных информационно-коммуникационных технологий (то есть, состояние электронной среды ведения бизнеса) и т.п.
Вероятно, что-то из этих предложений будет учтено. По мнению наблюдателей, это только усилит ценность DB как «зеркала», отражающего особенности и превратности национальных инвестклиматов и подсказывающего, куда и как двигаться для их улучшения.
Под этим углом зрения 92-е место РФ оказывается целой системой такого рода подсказок. Скачок через 19 ступеней обусловлен, прежде всего, прогрессом в присоединении к электросетям (переход со 188-го на 117-е место), регистрации прав собственности (с 46-го на 17-е место) и предприятий (с 100-го на 88-е место). На подключение теперь требуется не 281 день, а 162-а; со $163 688 до $37 307 снизилась и его стоимость (до 293,8% дохода на душу населения). Почти вдвое (до 22 дней с затратами в 0,1% дохода) сократился срок регистрации собственности. Для учреждения собственного дела теперь нужно пройти семь процедур и потратить 15 дней и 1,3% дохода.
Суть первой подсказки, однако, в том, что пройдена и еще не до конца лишь самая простая часть антибюрократически-нормотворческого пути к ТОП-20. У лидеров соответствующих субрейтингов содержательное наполнение занимаемых мест много более впечатляющее. Так, подключиться к электросетям в Исландии можно всего за 22 дня, потратив 14,4% дохода. В сопоставимой по уровню развития Бразилии это займет 58 дней и 34,4% дохода. В Китае потребуется меньше, чем в России, времени – 145 дней, но обойдется дороже – 499% дохода. В Грузии – лидере в мире по регистрации собственности – ее бесплатное оформление потребует пройти одну процедуру и потратить два дня. Открыть бизнес в Новой Зеландии и Канаде (1-е и 2-е место в субрейтинге DB) можно соответственно за 0,5 или 2 дня, заплатив 0,3% и 0,4% дохода[3]. Как видим, есть к чему стремиться дальше.
То же касается и налогового администрирования, успехом которого РФ обязана перемещению на 8 позиций вверх в прошлогоднем рейтинге. Продвижение в этом году с 63-го места на 56-е обнаруживает, тем не менее, в сопоставлении с лидерами немало резервов: в России 7 налоговых выплат в год займут 177 часов рабочего времени (и это в среднем); в ОАЭ и Катаре – от 12 до 41 часа при четырех платежах в год. Китайским и бразильским предпринимателям приходится намного хуже, чем российским. В этих странах на уплату налогов потребуется затратить 318 часов и 2600 часов в год.
Второй повод задуматься – топтание на месте или откат назад по ряду позиций принципиально важных и чувствительных для бизнеса. Это касается доступности кредита (минус 4 пункта), защиты прав инвесторов и решения проблем неплатежеспособности предприятий (в обоих случаях потеря двух позиций). Практически на тех же местах в DB осталась РФ по получению разрешений на строительство и дисциплине исполнения договоров. В первом случае (178-е место) эксперты Всемирного банка отмечают определенные достижения – число процедур сократилось с 42 до 36, сроки – с 344 дней до 297 дней, стоимость оформления – на 30%. Проблема, вместе с тем, в том, что другие страны преодолевают ограничения для бизнеса в этой сфере существенно быстрее[4]. Примечательно также, что во втором случае (оценка давалась, прежде всего, на основе деятельности Высшего арбитражного суда – 10-е место в субрейтинге) во Всемирном банке отмечают риски объединения ВАС с Верховным судом – параллельные опросы инвесторов не выявляют пока однозначно положительной реакции.
Следует также иметь в виду – параметры DB определяются по условиям Москвы, ситуация в регионах по позициям, где отмечено снижение сводного индекса, может показать регресс более ощутимый.
Третье обстоятельство, требующее внимания – критические замечания к DB: в опросах респондентов с сильным опозданием отражаются новые реальности. В РФ главный оппонент рейтингу – Федеральная таможенная служба (ФТС). Заметим, что по простоте ведения внешнеторговой деятельности Россия переместилась со 162-го на 157-е место. Сдвиги, действительно, есть. Введение электронного декларирования сократило время оформления документов почти вдвое – до 21 дня, а их число – с 11 до 10. ФТС считает, что оценки Всемирного банка занижены. Реальное оформление экспортных сделок составляет 7,5 дней, импортных – 6 дней. Возникает вопрос – почему этих перемен не увидели респонденты? То ли прогресс вычислен по какой-то очень внутренней выборке «для служебного пользования», то ли опросы World Bank проходили в разгар очередной «торговой войны» с ближайшими соседями. Вероятно, справедлив будет вывод – перемены на таможне еще не настолько глубоки и необратимы, чтобы безоговорочно признавались участниками любых опросов.
Наконец, в-четвертых, накопленный в мире опыт говорит, что рост рейтинга DB позитивно влияет на фондовый рынок (в среднем скачок на 10 пунктов при прочих равных дает увеличение соотношения цена/прибыль для акций в 40%[5]), доверие инвесторов, интенсивность притока капиталов (у лидеров DB прямые зарубежные вложения в 50 раз выше, чем у стран из второй сотни) и т.п. Но, завоеванных позиций РФ для радикального перелома ситуации пока недостаточно. Именно поэтому надо с упорством двигаться дальше (как, например, в строительстве, где пришлось перезапустить «дорожную карту» и работать с ее уже новой редакцией).
92-е место – это признание того, что инвестклиматом в стране наконец-то начали заниматься системно уже сотни человек, а многие идеи прорастают снизу через «национальную предпринимательскую инициативу» из практических потребностей бизнеса.
По замыслу правительства, «дорожные карты» должны быть исполнены в 2014-2015 годах. Итог – установление новых норм и правил, направленных на повышение комфортности инвестклимата. Но, дальше начнется самое сложное и ответственное – их применение, то есть, перезагрузка на деле институционально-регулятивной среды на федеральном и региональном уровнях. Первый этап этого процесса масштабных структурных реформ выпадет как раз на 2016-2018 годы и потребует создания своего рода национального аналога Doing Business с комплексной оценкой региональных регулятивных практик. Механизмы обеспечения прогресса еще предстоит создать. Поэтому с DB и другими международными рейтингами сверяться придется еще долго и всерьез. Их подсказки понадобятся еще не раз.
Марина Войтенко - экономический обозреватель
[1] Доклад с оценкой параметров рейтинга Doing Business публикуется Всемирным банком и Международной финансовой корпорации с 2004 года, с 2006-го рассчитывается сводный индекс. Итог для каждой страны формируется на основе опросов компаний (всего по миру 10,2 тыс. респондентов) и складывается из оценок по 10 параметрам: создание предприятия, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, доступность кредита, защита прав инвесторов, налоговое администрирование, осуществление внешнеторговой деятельности, обеспечение исполнения договоров, разрешение проблем неплатежеспособности предприятий. Оценки выставляются по основному деловому центру страны. В РФ – это Москва, в Китае, к примеру, Шанхай.
[2] Самый значительный рост показателей легкости ведения бизнеса продемонстрировала Украина, поднявшая на 28 позиций - с 140 места на 112. Это произошло благодаря прогрессу в области разрешений на строительство, регистрации собственности и повышению доступности кредитования. Серьезные результаты показали также Руанда (поднялась на 22 места - до 54), Филиппины (поднялись с 133 до 108 места), и Бурунди (поднялась с 157 места на 140). Десять стран, которые в наибольшей степени улучшили показатели в рейтинге, сосредоточились на упрощении получения разрешения на строительство. Еще одной популярной реформой стало облегчение получения прав собственности.
В 2012-2013 годах 114 стран провели реформы, которые позволил облегчить ведение бизнеса в них. Всего было проведено 238 изменений регулирования, что на 18% больше, чем год назад, - это рекорд для послекризисного периода. В основном реформы проводили страны Южной Азии, 73% стран этого региона изменили регулирование. Активно проводили реформы и страны Африки, расположенные южнее Сахары: 66% стран региона проводили реформы. Страны Ближнего Востока и Северной Африки оказались самыми пассивными в проведении реформ: на изменение регулирование пошло лишь 40% стран региона.
[3] В Китае на это уйдет 33 дня и 2% дохода.
[4] Настоящий прорыв в этой области совершила Украина, перескочившая сразу на 145 мест со 186-го на 41-е. Теперь получить разрешение на строительство можно всего за 73 дня. Правда, стоить разрешение на строительство будет примерно всемеро дороже, чем в России.
Лидером же в этом субрейтинге остается Гонконг – 71 день, 6 процедур, издержки – 15,4 доходов на душу населения. Что поделать, слишком мала территория.
Справочно: в Китае на получение разрешений уйдет 270 дней и 344% дохода, в Бразилии – 400 дней и 34,8% дохода, в Индии – 168 дней, но зато 2640% дохода на душу населения.
[5] В ТОП-50 рейтинга DB это соотношение составляет 12-16, в России пока около 6. Это означает, что российские копании стоят в 2,0-2,5 раза дешевле.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.